Наталья Попова (bamssi) wrote in british_cinema,
Наталья Попова
bamssi
british_cinema

Уитнэйл и Брюс Робинсон

Часто спрашивают «Вот ты любишь британское кино, а я ни одного знаменитого режиссера не вспомню». Называешь режиссера, морщатся. Говоришь про фильм, лицо расправляется: «Ах да! Очень милая штучка!». Ага, ага. Продолжаю свои упрямые трансляции. Сегодня на кону чудесный британский актер, постановщик, сценарист и писатель, Брюс Робинсон (Bruce Robinson).




Брюс всегда мечтал стать актером, мечтал сбежать от непростой ситуации дома, из маленького городка в графстве Кент. Со времен школы играл в любительских постановках, позже поступил и закончил лондонскую Центральную школу сценической речи и драматического искусства. Там в одном из спектаклей его заметил великий итальянский режиссёр Франко Дзеффирелли и в 1968 году снял его в роли Бенволио в своей версии шекспировской классики «Ромео и Джульетта». Собственно, с этого по-настоящему начинается эта история.


Еще десять лет будут отданы актерству. Вполне (по началу) успешному. Среди работ тех лет, роль в художественном кинофильме режиссера Кена Рассела о великом русском композиторе П. И. Чайковском «Любители музыки» (The Music Lovers). Брюс исполнил роль Алексея Софронова. Он сыграл вместе с великолепной Изабель Аджани у великого француза Франсуа Трюффо в «История Адели Г.» (L'Histoire d'Adèle H.). Нужно будет обязательно отдельно рассказать о чудной британской картине «Частная дорога» (Private Road) режиссера Барни Платтса-Миллса.


Не удержусь (от такой то красоты!)

Перечислять можно долго, но мы здесь не за тем. Сильно поиздержавшийся и хиппующий Брюс решил сменить карьеру актера, не приносившую ничего кроме веселой тусовки, на новое призвание. В 1984 году продюсер Дэвид Путтнэм пригласил его занять кресло сценариста на съемочной площадке предстоящей британской военной драмы Ролана Жоффе «Поля смерти», история которой принесла новоиспеченному сценаристу премию BAFTA за лучший адаптированный сценарий и номинации на «Оскар» и «Золотой глобус» в этой же категории. События фильма начинаются в мае 1973 года в Пномпене, столице Камбоджи, в разгар гражданской войны между национальной армией Камбоджи и «красными кхмерами».



Карьера стремительно пошла вверх. Парень еще вчера не имевший своего угла, обзавелся усадьбой, кроме этого Робинсон принялся за разработку полуавтобиографической авантюрной чёрной комедии «Уитнэйл и я» (Withnail and I). Сюжет фильма основывался на ранней юности Брюса и его дружеских отношениях с актёром Вивианом Маккерреллом. Маккеррелл выступил прототипом Уитнэйла, а Робинсон — безымянного персонажа «Я». Картина и по сей день считается киноведами культовой. (Лирическое отступление: как же я не люблю слово "киноведы"! Как жучки какие-то!)



Возрадуйтесь те, кто еще не видел её. Перед вами черная, черная, британская – британская, комедия – комедия с самым усладительным кастингом из возможных. Место действия в начале фильма лондонский район Камден, время — 1969 год. Главные герои фильма — незадачливые актеры. Марвуд (Пол МакГанн), от имени которого ведётся рассказ, и его друг Уитнэйл (Ричард Э. Грант). Они живут в старом доме, разделяя в целях экономии одну неухоженную квартиру и пропивая свои пособия по безработице.



Когда совсем запахнет «жаренным», и даже эта жутковатая квартирка перестает быть им «по карману», парни решат некоторое время провести в идиллической местности, где дядя Уитнэйла — гей Монти имеет свой дом. Сам дядюшка Монти от этой идеи не в восторге и соглашается лишь тогда, когда Уитнэйл обманывает его, уверяя, что Марвуд — тоже гей. Дальше начинается полный кавардак: дом – развалина, дядя сильно достает ничего не понимающего Марвуда, еда кончается, главное заканчивается спиртное… но наши герои не унывают.



Сценарий Брюса во многом автобиографичен. За основу он взял свой одноимённый неопубликованный роман 1969 года, в котором подразумевал себя под именем «Марвут». Прототипом Уитнэйла был сосед Брюса Робинсона по дому в Камдене, актёр Вивиан Маккеррелл, к тому моменту уже покойный. А вот на создание образа дяди Монти повлияли впечатления Робинсона от общения с … Франко Дзеффирелли. Наверное, это самый удивительный момент (для меня) в признаниях режиссера об этой работе.



Да, дядю Монти в фильме сыграл прекрасный Ричард Гриффитс (Richard Griffiths). Снова спасибо Роулинг за экскурс в британский кинематограф: «Вернон Дурсль» в серии фильмов о Гарри Поттере. Автор киноафиши к фильму — карикатурист и мультипликатор Ральф Стедман, больше известный как иллюстратор книг Хантера Томпсона.


А сама парочка столь хороша и непредсказуема, что просто глаз не отвести. Могу вас уверить, наравне с Шерлоком Холмсом и его верным Джоном Ватсоном, Портосом и Арамисом, Винни Пухом и Пяточком, эти двое – отличный памятник дружбе. Столь умилительный и смешной одновременно, что остается с тобой навсегда.



На роль Марвуда, своего экранного альтер-эго, режиссёр сразу пригласил Пола МакГанна, то на роль Уитнэйла наоборот было довольно много претендентов, среди которых Кеннет Брана, Дэниел Дэй-Льюис, Эдвард Тюдор-Поул и (близкий друг режиссёра) Билл Найи. Однако окончательный выбор пал на Ричарда. Сейчас кажется, что это был единственно верный выбор.



Фильм входит в сотню лучших британских фильмов за сто лет, да и в мировую сокровищницу кинематографа. Говорят, по его мотивам даже существует алкогольная игра! Собственно карьера Ричард Э. Гранта началась с этого фильма. Именно это кино определило положение Робинсона в мировом кинематографе, потому что даже бы если он больше не снял ничего, эта комедия – есть, была и будет культовой.


Между тем, в 1990-х карьера Робинсона пошла на спад. Он срежиссировал детективный триллер «Дженнифер-восемь» (Jennifer Eight), разработал сценарии к картинам «Создатели тени» (Fat Man and Little Boy) и «Сновидения» (In Dreams). «Дженнифер-восемь» стал его самым мэйнстримным фильмом, после разгромного провала которого Робинсон поклялся себе никогда больше не связываться с крупными голливудскими компаниями. Слово своё держал до 2010 года, когда внезапно взялся экранизировать «Ромовый дневник» (The Rum Diary), роман американского журналиста Хантера Томпсона. Сама книга, как признавался постановщик, не пришлась ему по душе, и он согласился на создание фильма только из-за дружбы с Джонни Деппом. Правда, чего не сделаешь ради дружбы с Джонни? О самой экранизации мы как-нибудь поговорим отдельно (неоднозначный вышел итог), но для тех, кто заинтересуется:



Актер, режиссер и сценарист - еще не все творческие ипостаси Робинсона. Он может по праву считаться детским писателем, так как в 2000 и 2005 годах Брюсом написаны две детские книги. Да и не только детским. Например, в 2011 году по книге Робинсона «Паранойя в прачечной» была снята еще одна черная комедия «Невероятный страх перед всем» (A Fantastic Fear of Everything). Еще одна чудная британская комедия Криса Хопвелла и Криспиана Миллса, с Саймоном Пеггом в главной роли.



Ко всему, еще не вечер! Скоро выйдет новая книга, Робинсон грозился превратить её в сценарий и попробовать свои силы на телевидении. Его борьба с алкоголизмом вполне успешна, а значит мы можем надеяться и ждать. Как только мы одни умеем.
Tags: *обзор, актер: paul mcgann, раздел: фильм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments