Autumn Rains (still_raining) wrote in british_cinema,
Autumn Rains
still_raining
british_cinema

Exile (TV Series, 2011)

exile_tv-414766340-largeОх. Что ж, и этот бастион наконец-то взят. Я три года откладывала просмотр этого минисериала, испытывая абсолютно животный страх перед заявленной в нем темой. Синопсисы обещали историю с таким количеством моих персональных триггеров, что на каком-то этапе я вполне серьезно задалась вопросом, а нужно ли мне вообще смотреть этот трехсерийный фильм. Нервная система у меня одна и не самая крепкая, увы, а драмы на тему сложных семейных отношений способны вывернуть меня наизнанку при правильной подаче материала. Я ещё помню, как фигово мне было после работы над фильмом «Warrior» , ага.
Но недавно карты так легли, что мне вдруг понадобилось что-нибудь на эту тему и понадобилось немедленно. И я, конечно, сразу ухватилась за «Exile», ибо там есть Джон Симм, вы же понимаете.
Итак, я уселась смотреть и в первые полчаса опрометчиво расслабилась. Да, драма явно обещала быть тяжелой, но по моим ощущениям, не убийственно тяжелой, без вытягивания всех жил и без утонченной пляски на нервах. Что ж, я в очередной раз фатально ошиблась, и через три часа просмотра от меня остался размазанный в лепешку полутруп, которому понадобилась целая неделя, чтобы снова научиться дышать и начать формулировать мысли по поводу увиденного.
Но сначала напишу, почему я расслабилась при просмотре первой серии. Понимаете, при первом беглом знакомстве стало понятно, что Том Ронстадт – категорически герой не моего романа, и ему придется потрудиться, чтобы вызвать у меня настоящее сочувствие. 36-летний успешный лондонский журналист с боязнью прочных отношений, вялотекущей наркоманией, перманентным пьянством и жутким характером, из-за которого он в итоге лишился работы и статуса, напомнил мне сразу нескольких реальных персонажей из моего журналистского прошлого, к которым я питала отнюдь не добрые чувства. Ну, не люблю я озлобленных волков-одиночек, третирующих мир своей одаренностью, извините. Они бывают невероятно харизматичны, дико умны и местами даже гениальны, но мой человеческий и женский инстинкт самосохранения немедленно заставляет меня хватать руки в ноги и бежать от них до канадской границы. Ибо мать Тереза не мое второе имя, а психоаналитиком я никогда стать не мечтала, ага. И вообще, «он неплохой, просто жизнь его озлобила» - это категорически не моя мантра. Это исключительно для святых женщин, к коим я себя никогда не причисляла.
Так вот, Том показался мне именно таким, да. И это было фантастической ошибкой. Ошибкой, которую я не сразу осознала. Но когда я поняла, что кроется за вот этим не самым симпатичным мне фасадом Ронстадта-младшего, меня тряхануло так, что мало мне не показалось. И поделом мне, не нужно с таким самоуверенным легкомыслием ставить людям психологические диагнозы с полпинка.
Итак, как я уже сказала, Том благополучно похерил свою карьеру и репутацию в лондонском журналистском мире и абсолютно не понимал, что делать с собой дальше. Немного помаявшись, он тяжко вздохнул и понял, что выхода у него нет, придется возвращаться в провинцию – в родительский дом, который он покинул в 18 лет, навсегда разорвав отношения с отцом. И по приезду нарвался парень на нехилый сюрприз из разряда весьма неприятных – у папеньки уже весьма продвинутая стадия болезни Альцгеймера, а сестра – вечной сиделкой и нянькой при нем. Нет, любимая сестрица Нэнси, конечно, сообщала ему об этом по телефону, но тут же не проникнешься, пока сам не увидишь. Особенно если проникаться особого желания нет. А у Тома такого желания не было, и не без причины. И вскоре мы эту причину узнаем, ага.
Нет, не за славой и не за столичной птицей счастья рванул когда-то 18-летний мальчишка в Лондон, у него были другие резоны для побега. Любящий отец, кумир и безусловный образец для подражания, в один жуткий день избил сына до полусмерти за ничтожную провинность – мальчишка забрался в папенькин журналистский архив. И да, «избил до полусмерти» - это не фигура речи, а страшная правда жизни, увы. И Том с этой правдой справился по-своему – залечил побои и съебался из отцовского дома навсегда, оборвав в одночасье все контакты с озверевшим родителем (мать парня на тот момент уже умерла). Ну и естественно выбрал самый простой способ справиться с травмой – запихнул ее поглубже в шкаф и запер на амбарный замок. А то что этот скелет его даже оттуда умудрялся доставать и отравлять жизнь по полной программе, Том в голову не брал. С умными, сильными и талантливыми такого ведь не случается, ага. А все попытки побега от себя – то в наркоту, то в убийственный сарказм, то в войну со всем миром – это так, сопутствующий ущерб, на который и внимания обращать не стоит.
Вот только одного не учел этот законченный циник (гы-гы, Том, и не мечтай, маска Печорина привлекательна до невозможности, но она ни разу не про тебя) – реакции своей нервной системы на возвращение в родные пенаты. Потому что вот там, рядом с отцом-почти-младенцем и сестрой-загнанных-лошадей-пристреливают-не-правда-ли, все скелеты разом выпорхнули из шкафа и потребовали заплатить по старым счетам.
Ничего ты не забыл, Том, и нифига не запер, и вопрос «За что, папа?» не давал тебя покоя в 36 лет ничуть не меньше, чем 18 лет назад, и больно тебе было ничуть не меньше. А, может, и больше, потому что тогда, в тинейджерстве, у тебя впереди была вся жизнь, а теперь тебя на всех парах несло к кризису среднего возраста, убивающему одиночеству и профессиональной несостоятельности. И да, Том, решение вскрыть этот нарыв к хреням, без анестезии и щадящих методов, было единственно правильным. Прости за пафос, но это был твой единственный шанс на обретение сколько-то нормальной жизни в будущем, как мне кажется.
Кстати, ребята, это решение Тома – хорошая иллюстрация к нашему разговору о фильме «Wreckers» . Вот наглядный пример другого подхода к разруливанию старых проблем. Там где Дэвид предпочел запирать скелеты в шкаф до последнего, Том рискнул и посмотрел им в глаза. И тем самым дал шанс на закрытие гештальтов всем – себе, отцу, сестре, лучшему другу и массе людей, которых задела рикошетом эта запутанная история.
Да, вы правильно догадались, Том сумел выяснить причину случившегося 18 лет назад, попутно раскрыв страшную тайну из семейного прошлого – тайну, в одночасье перевернувшую все его представления о себе и о мире вокруг. Такой встряски злейшему врагу не пожелаешь, конечно, но это лучшее, что могло случиться с Томом в такой ситуации, как ни парадоксально называть «лучшим» маленькое путешествие в персональный ад. Но я себя здесь отлично понимаю и думаю, что смотревшие сериал, со мной согласятся. Эта история должна была закончиться так и только так. Абсолютно идеальный финал. И особенно меня порадовал тот факт, [спойлер]что Том не съебался в Лондон реанимировать карьеру на волне сенсации, а решил строить новую жизнь в городе детства, внезапно подарившем ему второй шанс. Второй шанс на всё, чего у него никогда не было (и уже не важно, на самом деле, по своей вине или чужой, не было и все).
У этого минисериала есть несколько неоспоримых достоинств, как на мой вкус. Во-первых, вся эта тяжелейшая история подана весьма сдержанно, без ненужной эмоциональной расхристанности и картинного заламывания рук. Здесь все показано как-то на редкость честно, реалистично и без перекосов. И больного отца не изобразили беспомощным старцем, вызывающим у зрителей исключительно слезливую жалость. О нет, этого больного вам иногда будет искренне хотеться придушить, потому что есть же предел даже человеческому терпению и состраданию, блин. И сестрица Нэнси – отнюдь не безропотная овца и несчастная жертва обстоятельств. У нее и коготки имеются и желание их использовать, коли достанут. И лучший друг детства Майк – не просто банальный осел, много лет думавший исключительно хуем и оставшийся в итоге у разбитого семейного корыта. Но создатели сериала дали парню возможность переоценить жизнь, у этого корыта сидючи, и выводы он сделал вполне достойные, как по мне. И жена его, попавшая в чуть ли не водевильный переплет со всем этим треугольником, слава богу, не преподносится нам жертвой обстоятельств. Хорошая девка, кстати, в итоге оказалась, просто нужно было ей бардак в своей жизни разгрести.
Во-вторых, сюжет развивается очень медленно, градус драмы наращивается постепенно и первая почти буднично-бытовая серия даже намека не дает на степень пиздеца, ожидающего нас в финале. Мы просто следуем потихоньку за Томом по сюрреалистическому пути в его прошлое и к моменту, когда оно обрушится на нас с головой, мы уже будем готовы попытаться переварить его. Так что, я бы не горячилась и не причисляла мини-сериал к триллерам. Здесь нет крутых твистов и холодящих душу сценарных изысков, когда зритель не понимает, откуда на него весь этот ужасняк свалился, блин. Сценаристы и каст «Изгнания» подведут нас за руку к финальной черте, выдавая информацию постепенно и в правильной дозировке.
И так же постепенно, никуда не торопясь, в этом сериале раскрываются актеры. Нет, безусловно и Джон Симм, и Джим Бродбент, и Оливия Колман очень хороши с первых минут экранного времени. Но как-то привычно хороши, если вы понимаете мою мысль. Я уже видела их в подобных ролях, некоторые интонации были весьма ожидаемы, и хотя это была и очень качественная игра, но как-то без особых сюрпризов. А потом актеры начали набирать обороты и наконец-то демонстрировать новые, невиданные мною грани их мастерства. Ах, это умение Оливии играть одними глазами и даже спиной! И затравленный взгляд Джима, в секунду превращающегося из беспомощного старенького ребенка в агрессивное животное. И Джон, мечущийся в своих выражениях лица от мальчишки к старцу. И все они бесконечно прекрасны в эти маленькие моменты актерского откровения, ради которых они работают, а мы смотрим их работы, ага.
Ну и, конечно, последние несколько минут сериала, да. На сцене разговора Тома с отцом мне уже нехило подурнело. Я, как завороженная, следила за их переплетенными руками и думала, что я люблю и ненавижу в этот момент Джона с Джимом за все, что они со мной делают. И когда мне показалось, что еще чуть-чуть и они вытряхнут-таки из меня душу, случилась последняя сцена, блин. [спойлер] Том посмотрел в свежую могилу, плюнул на гроб и… Да, именно в этот момент я в сердцах произнесла во весь голос «Факинг Симм!» и расплакалась.
Черт тебя дери, Джон, тебе обязательно каждой новой своей работой размазывать меня по стенке, а? Хотя… Чего уж тут лукавить, смотрю я твои проекты в том числе и ради вот этого зрительского катарсиса. Мне почему-то это очень нужно, даже если дышать после просмотра получается через раз, чуть ли не корчась от боли.
И, знаете, мы вот недавно обсуждали, насколько тяжел для восприятия последний проект Симма – минисериал «Prey» . Так вот, девочки и мальчики, просмотр «Exile» дался мне в разы тяжелее. И это при том, что я считаю его финал отнюдь не беспросветным и даже вполне полным надежды. Но это надежда с таким нехилым оттенком горечи и со столькими слезами на глазах, что иногда я ощущаю прямо-таки физическую боль, ставя себя на место персонажей. Всех персонажей – и Тома, и его отца, и Нэнси, и Майка. Потому что слишком уж по-садистски судьба проехалась по ним трактором. Можно было бы и сильнее, да некуда уже.
Но пусть у них там дальше всё сложится, а? Ага, это тот случай, когда мне отчаянно, до зубовного скрежета хочется быть оптимисткой. Потому что все они заслужили если не большое человеческое счастье, то хотя бы покой. Хотя бы покой, да, о большем я и не прошу.

Трейлер:



Джон Симм о решении сниматься в роли Тома:



Exile_part 1.rus.avi_001210498Exile_part 1.rus.avi_001820736Exile_part 1.rus.avi_002869965Exile_part 2.rus.avi_000728684Exile_part 2.rus.avi_001034947Exile_part 2.rus.avi_001630622Exile_part 2.rus.avi_001671273Exile_part 2.rus.avi_002095950Exile_part 2.rus.avi_003066338Exile_part 3.rus.avi_000534672Exile_part 3.rus.avi_000800495Exile_part 3.rus.avi_001138382Exile_part 3.rus.avi_001197119Exile_part 3.rus.avi_001702232Exile_part 3.rus.avi_001944862Exile_part 3.rus.avi_002337470Exile_part 3.rus.avi_002686825Exile_part 3.rus.avi_002718927Exile_part 3.rus.avi_002728650Exile_part 3.rus.avi_002938070Exile_part 3.rus.avi_003121638Exile_part 3.rus.avi_003314909Exile_part 3.rus.avi_003324797Exile_part 3.rus.avi_003349022Exile_part 3.rus.avi_003414516
Tags: *рецензия, актер: jim broadbent, актер: john simm, актриса: olivia colman, жанр: драма, раздел: сериал
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments