Наталья Попова (bamssi) wrote in british_cinema,
Наталья Попова
bamssi
british_cinema

«Час» (The Hour), 2011- 2012 год

Первое правило искушения — поддавайся ему медленно. Намного больше удовольствие в итоге. © «Час» (The Hour)

Верная себе, в 2011 году посмотрела первую серию шестисерийной драмы BBC Two, присвистнув на обилие любимых актеров в кадре. А потом отвлеклась, не помню на что, мало ли на что можно было отвлечься в 2011 году. Потом торопливо скачала второй сезон, даже не раздумывая, ведь к старой команде добавился еще и Питер Капальди. Снова начала, медленно затягивая на себе узкий галстук героя Бена Уишоу, попыталась вырваться и не смогла. Явно не открою «америк», просто еще раз распишусь в бесконечной любви к этой несравненно прекрасной работе. «Час» (The Hour) просуществовал всего два сезона, подарив нам 12-ть незабываемых эпизодов мрачной и очень элегантной шпионской драмы о становлении новой политической программы на ВВС в 1956 году. Сразу назову три очевидных причины полюбить эту вещь: Бен Уишоу, Анна Чанселлор, Доминик Уэст, Ромола Гараи, простите актерский состав; чудесная ширма эстетики шпионского триллера в рамках многожанровой драмы; и привычная нам великолепная стилизация ВВС.



Раньше я думал, что бесить тебя — это такой вид спорта. Теперь я считаю это своим моральным долгом. © «Час» (The Hour)



Это трудно признать, но внутри меня всё еще существует смешной, лучезарный идеалист, которому было так широко и привольно когда-то. Мне кажется, что где-то в самом центре каждого (в том самом центре, который отвечает за баланс нашего организма) живет такой идеалист. Как бы мы не насмехались над собственными надеждами, как не маскировали бы их под кургузой коркой рациональных планов. Вот она я: больше, сложнее и (наверное) хуже. На мне уже нет тельняшки, десяти косичек переплетенных разноцветными ленточками, джинсов расшитых вручную именами друзей, лохматой котомки, в которой вечно дремал перевязанный изолентой, жалко гудящий плеер. Вот она я: взрослая, закутанная в свои отчеты, работы, тревоги и офисную одежду. Вот она я, взволнованная британским сериалом о том, как люди за много лет до моего рождения в чужой мне стране пытаются изменить существующие правила. Изменить, потому что есть правила негласные, но цепляющие, изменяющие мир: любить своё дело, верить в свои идеалы, верить, что мир сможет быть лучше. 12 серий, два сезона, 696 минут экранного времени – на то, чтобы осознать. В каждом из нас живет этот смешной, лучезарный и мешающий нам сдаться идеалист. Хорошая драма должна выводить из привычной зоны комфорта, царапать, задевать, будоражить. «Час» - отлично подходит для этого.



Эта передача станет часом, который нельзя пропустить, который нужно увидеть. © «Час» (The Hour)

Начнем с сюжета. 1956 год, псевдореалистичное ВВС и вымышленная аналитическая программа. Всё начинается с того, что продюсером новаторской новостной программы назначают молодую журналистку Бел Роули (Ромола Гараи). Она тянет за собой давнего друга и вечного раздражителя, амбициозного журналиста Фредерика Лайона (Бен Уишоу), ведь идея «Часа» фактически принадлежит ему. Плохо одно, Фредди почти неуправляем; вездесущий, худущий, талантливый и упрямый, он делает только то, что считает правым. А в упрямстве своем он фантастически не сгибаем. Ко всему - ведущим программы приглашают респектабельного и немного надменного Гектора Мэддена (Доминик Уэст), зятя одного из членов правления. Руководит отделом осторожный и опытный персонаж великого Энтони Лессера. Уравновешивает веселый наборчик вполне циничный персонаж прекрасной Анны Чэнселлор и чудаковатый герой Джоша МакГуайра. Сюжет шоу тесно связан с происходившими в 1950-е историческими событиями: Советский Союз подавляет восстание в Будапеште, в Египте начинается Суэцкий кризис. Да, закручено это в лихо запутанный клубок личных драм, шпионских страстей и реальной сложности говорить о политике в прямом эфире. Приходится преодолевать жесткое сопротивление начальства, утверждающего, что, во-первых, аудитория не готова к серьезным политическим репортажам, а во-вторых, важнее развлекать зрителей, а не заставлять их думать, и поэтому следует больше внимания уделять светской жизни и спортивным достижениям, а не международной обстановке. Такая позиция и сейчас  … узнаваема?



— Откуда ты знаешь, какие вопросы нужно задавать?
— Я просто не боюсь ответов.


© «Час» (The Hour)

Шоу не стремилось к новаторству, оно отлично использовало весь любимый арсенал британского телевидения и его величественное многообразие. Если за основу берется вполне узнаваемая эстетика красивого британского шпионского романа (не случайно Фредди зовет Бель «Манипенни» - именем секретарши М, главы МИ-6, из любимых Лайоном книг о Бонде), то её переносят в романтическую историю становления телевизионной журналистики (опять таки не случайно, у Бел Роули существует реальный прототип – великая Грейс Уиндхэм Голди (Grace Wyndham Goldie)), и заполняют неоднозначными персонажами с хорошо опознаваемыми (на первый взгляд) позициями. Но это кино не покер, а шахматы. Потому злобный прихвостень Ангус МакКейн (Джулиан Райнд-Татт) способен преобразиться за долю секунды, а ужасающий Томас Киш (Бёрн Горман) совершить несовершенно неожиданный поступок в самый неподходящий (или подходящий) момент. Это сложная партия, где от любого случайного хода зависит судьба партии.



Каждому нужно немного неповиновения там, где он может себе это позволить. © «Час» (The Hour)

Линии шоу хорошо распознаются, но плетутся так ловко, что ты не успеваешь уловить, куда тебя ведут в этих мрачных, холодноватых красках 50-х. Остроты ситуации придает и то, что редактор, продюсер и ведущий «Часа» связаны единой мечтой создать провокационную программу, но и образуют вершины стройного любовного треугольника. Каждому из них есть что терять; каждый блюдет свою амбицию, скрывает свои тайны и страхи, но вместе с тем, перед нами рождается блестящая команда людей, влюбленных в своё дело. Пафос? Британский, здоровый, умеренный, ни капли не подпорченный традиционным для этого времени страхом перед СССР. Из песни слов не выбросишь, а к чести шоу скажу, что ничего провокационного нового об этом в «Часе» нет. Сентиментальность? Не больше, чем во мне сразу после обеда до первой сигареты. Условности и допущения? Ровно настолько, чтобы не превратить это в документальный манифест об истинном предназначении журналистики.



Всего две вещи определяют величие страны: красота её женщин и вкус её вина. © «Час» (The Hour)

Первый сезон посвящен расследованию Фредди. Пока команда шумно формирует первые очертания программы, в Лондоне происходит вполне рядовое преступление: в метро был зарезан профессор Питер Даррелл (Джэми Паркер). Убийство так бы и осталось не замеченным, если бы Фредди не узнал об этом от своей подруги детства Рут Элмс (Ванесса Кирби), которая также вскоре погибла при странных обстоятельствах. Лайон начинает собственное расследование и вскоре осознает, что единственная возможность узнать правду о случившемся и донести ее до людей – пойти на компромисс со своей гордостью и стать одним из авторов «Часа».



Второй сезон переносит нас на девять месяцев вперед. В Европе обостряется гонка вооружений, в Великобритании планируется разместить ядерные ракеты на военных базах. Коррупция пожирает лондонскую полицию и правительство. В команду «Часа» после многомесячного отсутствия возвращается Фредерик Лайон, которого пригласил новый заведующий Рэндалл Браун (Питер Капальди). Фредерик поднимает вопросы расовых столкновений, давая высказаться обеим сторонам, нарушая негласный запрет ВВС. Тем временем Кики Дилейн (Ханна Тойнтон) — певичка из клуба «Эль Парадиз» — обвиняет Гектора в избиении. Бел и Фредерик пытаются выяснить — кому было выгодно это обвинение. Кризис в семье Мэдденов усугубляется как поведением Гектора, так и тем, что его жена Марни (очумительная Уна Чаплин) пытается сделать собственную карьеру в качестве ведущей кулинарного шоу на конкурирующем телеканале. Который тем временем пытается переманить и Гектора в свою новостную передачу, а их продюсер Билл Кендал (любимый Том Бёрк) начинает ухаживать за Бел. Ко всему команда «Часа» обнаруживает связи между развлекательным заведением, распространением порнографии, коррумпированными полицейскими, министром обороны и некоей корпорацией. Да, на фоне этого герои решают (парно) свои личные отношения. Особенно трогательны дуэты персонажей Капальди и Чэнселлор, Ромолы и Бена. До слез нелепо, упоительно и достоверно!



Герой — это тот, кто слишком боится сбежать. © «Час» (The Hour)

Пересмотрев финал второго сезона в неисчислимый раз, еще раз оплакав суровый ответ ВВС «We loved the show but have to make hard choices to bring new shows through». Кто эти люди? Они что никогда в жизни не плакали над книгами? Не любили вымышленных персонажей больше, чем близких людей? Муму на них нет! Задала вопрос, почему нас увлекают шоу подобные «Часу»? Фильмы о людях, живущих понятно, но столь отстраненно от нас, что позволяют заново поверить в утраченные идеалы. Бел, как и её великий прототип, продирающаяся через чужие и собственные предрассудки, усталость, ошибки, страхи и вынужденная опираться на откровенно безумного талантливого чудика, с манием величия, столь заразительно переданной Беном Уишоу. До чего же он прекрасен! Простите… Надменность неплохого, безусловно талантливого засранца Мэддена, настоящий героизм персонажа Капальди, очаровательная ирония Ликс Сторм, приправленная идеальными чертами яркой Анны Чанселлор. Почему это так важно мне, живущей в Москве 2014 года, не работающей на телевидении, да и столько же далекой от журналистики, как и шпионских страстей? Потому что всем нам необходимо напоминание, что в мире, в самом удаленном его уголке, в любое, самое невероятное время, жили, живут и будут жить люди, которым важно во что-то верить. В нечто не только отвлеченное от личной выгоды, но и достаточно безумное, чтобы не иметь к ней никакого отношения. Даже если это надежа увидеть Колина Моргана и Бена Уишоу в одном фильме, в главных ролях и таком британо-социальном безумии, чтобы искры из глаз. Или в то, что этот текст мне написать необходимо, не зависимо от того, найдет ли он своего читателя, или нет.



Последнее. Техническое.


Ретро-стилистика – лишь фон. Любимый фон.

Детективная составляющая – принадлежность к жанру шпионской драмы, которая красиво оттеняет сюжет, шоу в шоу и личные линии персонажей.

Финалы обоих сезонов – безжалостно оставляют на сердце очень нужные шрамы.

История становления новостного телевидения в Объединенном Королевстве была написана обладательницей двух премий Британской киноакадемии BAFTA за сценарии к фильмам «Белая девочка» (White Girl) и «Секс-траффик» (Sex Traffic), одним из самых востребованных английских драматургов Эби Морган (Abi Morgan), которая стала также исполнительным продюсером сериала.

Среди режиссеров шоу Джэми ПэйнВызовите акушерку», «Прах к праху», «Код убийства», «Демоны Да Винчи»), Гарри БрэдбирПустые слова», «Гранчестер»), Коки Гидройч (с длинным перечнем: «Грозовой перевал», «Шерлок», «Королева-девственница», «Блэкпул», «Оливер Твист», «Шпионы Варшавы», «Убийство», «Penny Dreadful»), Сандра ГолдбахерС тобой и без тебя», «Балетные туфельки»), Катрин МорсхэдАббатство Даунтон», «Прах к праху», «Доктор Кто», «Бесстыдники», «Трое», «Шелк»).

Снимали фильм операторы Крис СигерИгра престолов», «Гамлет», «Девушка из кафе», «Госпожа Бовари» (который телевизионный 2000-х года), «Вызовите акушерку», «Тиран», «Дракула», «Мисс Марпл Агаты Кристи») и Дэвид ЛютерМимо цели», «Белая королева», «Городок», «Фабрика»).

«Час» четырежды номинировался на премию «Золотой глобус»: в категории «лучший мини-сериал или телефильм» два года подряд, Ромола Гараи и Доминик Уэст — в категориях «лучшая актриса в мини-сериале» и «лучший актёр в мини-сериале». На женевском фестивале Geneva Cinéma Tout Ecran в ноябре 2011 года телесериал получил приз зрительских симпатий (Audience Award). Приз получили сразу три режиссёра сериала: Гарри Брэдбир, Коки Гидройц и Джэми Пэйн. В 2012 году Доминик Уэст получил премию Broadcasting Press Guild Award — за роли в телесериалах «Час» и «Appropriate Adult». Сериал получил три номинации на BAFTA TV 2012 (Анна Ченселлор, оператор Крис Сигер, отдел озвучания). Меня смущает только одно: где награды Бена?

[немного завлекающих спойлеров 2 сезона]

Итог

Серьезный, сделанный на очень высоком уровне продукт ВВС. Изумительный актерский состав, в котором еще не назвала: Лизу Гринвуд, как всегда упоительного Винсента Риотта, Джульет Стивенсон, Лиззи Брошере, Джон Боуи, не много – не мало Эндрю Скотта (одна из совместных сцен с Беном – просто упоение!), Джейми Паркера, Джо Коула, такую чудную Хетти Бэйнес, Бетси Роуз, мимолетную здесь, но как всегда яркую Джессику Хайнс, всегда шпионского Джейсона Уоткинса, Макса Фаулер и еще многих других. Отличные работы любимых актеров, отличная командная работа, неглцупый сценарий, динамичный сюжет, выдержанная эстетика, в общем всё то, что мы так любим в британском кино. Не заслуженно (обиженный фанат всё еще скорбит по финалу второго сезона) раннее завершение, но вместе с тем, продукт одинаково интересный к первому и многократному просмотру. Спасибо ВВС за вдохновляющий труд!
Tags: *рецензия, актер: andrew scott, актер: ben whishaw, актер: dominic west, актер: peter capaldi, актер: tom burke, актриса: anna chancellor, актриса: romola garai, жанр: детектив, жанр: драма, жанр: триллер, раздел: сериал
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments