Наталья Попова (bamssi) wrote in british_cinema,
Наталья Попова
bamssi
british_cinema

«Фрэнк» (Frank), 2013

Этот эксцентрический фильм Леонарда Абрахамсона можно назвать комедий только при условии, что вы воспринимаете смех в самом сакральном его значении. Как единственный способ быстро привести себя в чувство. В нем юный и несчастный клерк Джон (Доналл Глисон) изнывает от скуки в небольшом портовом городке, бесконечно пишет в твиттер и пытается сочинять песни. Волей случая он занимает на один вечер место клавишника в приехавшей с гастролями группе The Soronprfbs, ведомой Фрэнком (Майкл Фассбендер), эксцентричным человеком, никогда не снимающим с себя огромную бутафорскую голову. После ужасного выступления в ужасном клубе менеджер The Soronprfbs Дон (Скотт Макнэйри) неожиданно приглашает Джона присоединиться к ним на все последующие гастроли. Но вместо ожидаемых гастролей автобуспривозит Джона в странный, уединенный дом где-то в глубинах ирландских лесов, где группа намеревается записать альбом,— и записывает его весь следующий год. Это если коротко говорить о сюжете.


Начнем с главного. В 2004 году ирландец Леонард Абрахамсон (Lenny Abrahamson) явил миру очень специфическую картину «Адам и Пауль» (Adam & Paul) с Томом Мёрфи в главной роли. Очень даже панковскую вещь про двух товарищей по несчастью — наркоманов, без определенного места жительства и занятий. Режиссер сумел превратить этих бродяг и забулдыг не просто в комичных персонажей, но и очень живых и милых зрителю людей. Фестивали арт-хаус вполне оценили, а вот зритель принял более чем спокойно. В проникновенной драме «Гараж» в 2007 году Леонард отдал главную роль персонажу с очень большим сердцем, но с задержкой в умственном развитии. Его добродушный Джози более 20 – ти лет проработал уборщиком на заправочной станции маленького ирландского городка. Одинокий человек, вечная мишень для постоянных насмешек соседей, он тем не менее всегда находится в хорошем настроении, добродушен и по-своему счастлив, так как у него есть свое, пусть и небольшое, место на этой земле. Единственное, что его тревожит – поиски родственных душ. Историю оценили лучше, но фильм корили за затянутость и монотонность. Абрахамсон отмалчивался, а тем временем его «Фрэнк» объединил две линии в одну: абсурд самых неприкаянных человеческих амбиций со здоровым безумием разных людей. В поиске родственных душ.



Не знаю, поможет ли это смотреть эту очень обаятельную картину тот факт, что фильм вдохновлён образом Фрэнка Сайдботтома (персонаж британского комика Криса Сивея), в группе которого когда-то играл один из сценаристов, Джон Ронсон. Но история, которая началась с британской панк - группы «The Freshies» и картонной головы её основателя, ушла далеко в сторону и повествует о совершенно отвлеченных событиях. Сам Крис был фигурой более чем трагичной, как и история его группы. Также, как и у вымышленного Фрэнка состав «Freshies» не был постоянным – в очень краткий период существования в команде переиграло множество самых разных музыкантов: гитарист Лин Оуки (Lyn Oakey), клавишник Стив Хопкинс (Steve Hopkins), барабанщик Пол Берджесс (Paul Burgess), басист Рик Мондер (Rick Maunder). Их самый известный сингл в феврале 1981-го был зафиксирован в чарте UK Singles Chart на 54-й строчке. Через несколько месяцев группа распалась.



Если настоящий Сайдботтом был всего лишь игрой — маской, придуманной английским комиком Крисом Сивеем, то персонаж Майкла Фассбендера куда сложнее. В стенах богом забытого дома сталкиваются сразу несколько амбиций: самого Фрэнка, живущего в своем собственном мире; жаждущего славы и признания Джона; еще более безумной Клары, в исполнении Мэгги Джилленхол; бродячего философа и мечтателя Дона, прячущего своё безумие под маской несколько инфантильного хладнокровия. Все эти странные люди непросто замедленно кружат в первые сорок минут в пределах еще более абсурдного взаимодействия, но и очень неспешно рассказывают миру очень странную притчу с горьким концом. В самых славных традициях ирландской черной комедии. Следит за всем этим очень внимательная камера Джеймса Мэтера, еще одного недооцененного ирландца, подарившего нам сюрреалистичный «Напролом» в 2011 году, на площадке которого выступил еще и режиссером.



Да, музыка, которую вы услышите в фильме, была записана актёрами вживую во время съёмок. Некоторые обозреватели настаивают, что уж если на кого и похож Фрэнк, то не на Криса Сивея, а на Дэниела Джонстона, великого музыканта-аутсайдера, записавшего несколько десятков альбомов импровизированных и сыгранных при минимальной инструментовке песен. Большая часть творческой жизни Джонстона прошла в доме его родителей — примерно в таком же маленьком провинциальном американском городке, в котором и оказываются герои «Фрэнка» в самом конце фильма. Как бы то не было, фильм – история о том, как мы плохо видим и понимаем людей из-за изогнутой линзы собственных представлений. Так для чего или ради чего можно и нужно посмотреть эту по-настоящему трагичную и безумную вещь?


Во-первых, из-за слаженного актерского ансамбля. Клянусь, такого Майкла Фассбендера вы еще не видели, а видели мы от него ой как не мало хорошего. К тому же это полноценная большая роль большого артиста Донала Глисона, одинаково хорошего и в смешном, и в горьком. Я молчу о невероятной (как всегда) Мэгги Джилленхол и чудном Доне Скута Макнэйри. Но чтобы передать всё безумие взаимоотношений этих людей, потребовалась больше чем хорошая игра хороших артистов – актерский ансамбль, слаженный и вдохновенный.



Джон не случайно тайно снимает группу и постит видео в блог. Как известно, у любых действий, даже самых безобидных, могут быть последствия. «Фрэнк» это история о том, что как бы хорошо ты не представлял себе мир, это вовсе не означает, что ты понимаешь окружающих людей. Пожалуй, это самая сложная притча о бытовом снобизме, в котором мы тонем, исповедуя вездесущее ИМХО. Неспешное повествования однозначно выводит тебя из зоны комфорта и уверенно заставляет усомниться настолько ли ты прав… во всем.



Премьера фильма состоялась 17 января 2014 года на 30-м кинофестивале «Сандэнс». Критика (в основном) приняла картину тепло. Об Абрахамсоне заговорили. А что до того, что комедией «Фрэнка» можно назвать с трудом… местами в ней очень смешно. Мне кажется, Мартину МакДонаху когда-то давно удалось убедить меня, что ирландцы никогда ничего не делают вполсилы, а также не любят смеяться просто так. Смех должен очищать, выжигая все привычное, наносное, противное человеку. По этим признакам «Фрэнк» - лучшая абсурдная комедия года. Но не стоит смотреть её ради вечерней передышки, такой вам это кино не предоставит.



Официальный сайт фильма

Уверенно рекомендую тем, кто любит арт-хаус, ирландцев, панк, безумие и сложные решения в неспешном темпе. Эта изящная и очень красочная вещица затеяна для тех, кто не намерен упрощать мир вокруг себя, но запросто готов поделиться миром с другими. Это кино для разноцветного, разного, мудрого мира.

Tags: *рецензия, актер: michael fassbender, жанр: драма, жанр: комедия, раздел: фильм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments