subject to change (olga_lifeline) wrote in british_cinema,
subject to change
olga_lifeline
british_cinema

За кадром с художниками по костюмам «Волчьего зала», «Бродчерча» и «Доктора Кто»

2

В роскошной экранизации BBC «Волчий зал» представлены лучшие драматические таланты Великобритании. И лучшие шмотки со времен самого Генриха VIII. В очередной статье из нашей серии о закадровых героях мы встречаемся с художниками по костюмам лучших телехитов.

Джерард Гилберт, The Independent

«Все драмы – костюмные», – говорит Джоанна Итвелл, отвечающая за гардероб Марка Райленса, Дэмиана Льюиса и всего актерского состава новой экранизации получивших Букеровскую премию романов Хилари Мантел о истории Тюдоров «Волчий зал» и «Внесите тела».

Итвелл работала художником по костюмам на многих исторических драмах (к примеру, «Обещание», где действие происходит в Палестине 1940-х годов, и байопик о Иэне Дьюри «Секс, наркотики и рок-н-ролл»), но также отвечала за современные костюмы во многих триллерах Линды Ла Плант, в том числе в последнем сезоне «Главного подозреваемого».

Мы стоим возле стеллажей с одеждой 16 века – вернее, точных ее копий – в ее трейлере с костюмами посреди поля в Оксфордшире, недалеко от места, где снимается сложная сцена банкета из «Волчьего зала», и я только что спросил ее о разнице между работой на современных и костюмных драмах. Ее ответ отозвался эхом за сто миль, на побережье Дорсета, где Рэй Холман обеспечивает правильную помятость костюма Дэвида Теннанта для последнего сезона «Бродчерча». «Все это костюмные драмы», – говорит Холман, касается ли это невзрачного серого рабочего костюма Оливии Колман в «Бродчерче» («я очень извинялся перед ней за костюм, но он имел фантастический вид и хорошо характеризовал ее») или богатые наряды тюдоровского двора в «Волчьем зале» – работа художника по костюмам часто заключается не в правдоподобии, а в семиотике.

«Мы занимаемся тем, что предоставляем информацию, – говорит Итвелл. – Всё, что на них надето, рассказывает о персонаже, и это воплощается в одежде того периода».

Это не означает, что семиотика обязательно отменяет необходимость исторической достоверности – на самом деле, высокая степень точности созданной ею одежды 16 века достигнута тяжелым трудом. «Для меня отправной точкой является исследование каждого персонажа, и я использую всю доступную портретную живопись, – говорит она. – Собираю работы Гольбейна и прочее, а затем начинаю работать над структурой нарядов, потому что, если не понять, как костюмы скроены, они никогда не будут выглядеть вот так, – говорит она, ткнув пальцем в знаменитый портрет Томаса Кромвеля кисти Гольбейна. – Так что нужно отмотать назад: как эту одежду конструировали? Каковы оригинальные практики?»


Марк Райленс в роли Томаса Кромвеля: «Этот костюм взят из портрета Кромвеля кисти Гольбейна; он на вершине власти, и мы понимаем это по объему его мехового плаща законника». (BBC)

«Вот эта вещь называется партлет, – говорит она, показывая мне нечто среднее между воротником и нагрудником, что носили поверх тюдоровского платья. – Многие годы считалось, что он был частью платья, и только недавно выяснили, что это отдельный предмет одежды. Я учусь каждый день; если бы вы спросили меня год назад, я бы не ответила вам, что такое пара тюдоровских подтяжек».

Большую часть костюмов для британских фильмов и сериалов изготавливают специализированные компании вроде Angels, Cosprop и Academy Costumes, однако одежда для главных героев «Волчьего зала» – короля Генриха VIII (14 отдельных костюмов), Анны Болейн (немногим меньше) и Томаса Кромвеля изготавливалась с нуля и вручную вышивалась в компании Sands Films of Rotherhithe. «Невероятно трудоемкая работа, но, я думаю, результат виден, – говорит Итвелл. – Даже если костюм берется напрокат, его нужно изменить. Нельзя показать на экране что-то такое, после которого все будут говорить: 'О, на прошлой неделе я видел это в другом сериале…'»

3
Клер Фой в роли Анны Болейн: «По этому фото мы сразу понимаем, что ей удалось стать королевой, потому что по закону о сословиях пурпурный цвет могли носить только особы королевской крови». (BBC)

В ее команде – закройщица Гейл, ассистент Клер и человек, организующий бумажную работу и перемещения трейлера. «У нас есть еще два, мы их называем 'трейлеры массовки'... трейлеры для мужской и женской массовки. Трудность этой работы в том, что, поскольку мы постоянно перемещаемся – сегодня здесь, завтра в Уэльсе, послезавтра в Кенте – эти костюмы должны подходить разным людям на разных локациях». Неудивительно, что ее рабочий день начинается в шесть утра, а иногда и раньше. «Нужно любить эту работу, потому что она длится круглые сутки», – говорит Итвелл.

«Я начинала без желания заниматься этой работой… я не знала, чем хочу заниматься, – говорит она. – Я получила базовую степень по искусству, затем по театральному дизайну, так что меня интересовала эта сфера. Я немного позанималась созданием костюмов, а в начале восьмидесятых начала работать в музыкальных видео».

То было время расцвета MTV, и тогда еще не было компьютерной графики, «поэтому если группа желала 500 танцующих девушек, вы предоставляли им 500 танцующих девушек, – говорит она. – Я делала абсолютно все и приобрела хорошую репутацию, так что если кто-то хотел 10-метрового крокодила, мы делали именно это».

4
Дэмиан Льюис в роли короля Генриха VIII: «Черно-белая пятнистая отделка на плаще Генриха – горностай (здесь искусственный). Только король мог носить мех горностая». (BBC)

Когда звукозаписывающие компании перестали выбрасывать деньги на видеоклипы, Итвелл перешла на рекламные ролики, какое-то время работала с фотографом Дэвидом Бейли, а в 1991 году работала над костюмами для своей первой драмы, «Донор» Джимми Нейла. «С тех пор я полюбила это занятие… рассказывать истории через людей».

Какой совет она могла бы дать кому-то, кто надеется сделать карьеру в дизайне костюмов? «Очень хорошо изучите шитье, это не жизненно важно, но дает вам преимущество, – говорит она. – Вы начнете в качестве стажера; у нас сейчас два стажера, и одна из них учится красить ткани… ей нравятся цвета, а раньше она ремонтировала доспехи. Но существует настоящая иерархия, и вам придется стать стажером, потом ассистентом, возможно, по работе с массовкой».

5
Бернард Хилл в роли герцога Норфолка: «Цепь на груди означает, что Норфолк - герцог. У каждого мужчины был такой кошель, как вот этот красный, потому что карманы еще не изобрели». (BBC)

Художнику по костюмам «Бродчерча» Рэю Холману повезло – BBC предложила ему стажировку сразу после окончания Королевского уэльского колледжа музыки и драмы в Кардиффе, где он изучал театральный дизайн, а затем он устроился в штат студии Pebble Mill в Бирмингеме, где был большой костюмерный департамент. «Для мальчика из рабочей семьи в Понтипридде это была работа мечты и я думал, что это на всю жизнь, что, конечно, было не так, потому что они уволили нас всех».

«Однако учеба в BBC была прекрасной, вот почему обучение молодых людей в процессе работы дает отличный стимул этой отрасли. Они либо выплывут, либо утонут, потому что работа очень тяжелая и внеурочная. Нужно быть артистичным, но и практичным; нужно поставлять свежие идеи, но и придерживаться книг… присутствовать на площадке с шести утра, чтобы, когда артисты подготовятся, вы уже были там на случай каких-либо проблем».

Став фрилансером (как и почти все в этой отрасли), Холман участвовал в создании двух наиболее культовых костюмов в современной теледраме – твидового ансамбля Мэтта Смита в «Докторе Кто» и пальто Бенедикта Камбербэтча в «Шерлоке». «Тогда это еще был односерийный пилот, поэтому у нас было мало денег, – рассказывает он о костюме Холмса. – Я был во многих винтажных магазинах, смотрел, могу ли я что-нибудь скопировать, и наконец пришел в магазин Belstaff, а они сделали современную копию пальто для вождения автомобиля 1920-х годов; я позвонил Бенедикту и позвал его прийти примерить. Как только он надел его, мы поняли, что это оно… оно правильно двигалось и правильно работало на нем».

Мэтт Смит был самым молодым актером в роли Доктора, и подбор костюма для него занял много недель; мы пробовали разные вещи, но в то время, как мы были в процессе подбора, Мэтт читал об Эйнштейне, смотрел его фото и склонялся к твиду. Я сказал: давайте сделаем его немного панковым, и в самую последнюю минуту Мэтт сказал, что, по его мнению, он должен носить бабочку. Я сморщил нос, но мы надели на него эту бабочку, я отошел, сказал ‘О да, бабочка’, … это был момент озарения».

6

Реализм «Бродчерча» требует более тонких мотивов. «Персонаж Дэвида Теннанта Харди был потрепанным, уставшим от жизни детективом, который приехал в Бродчерч в надежде на спокойную жизнь, и я попытался отразить это в его одежде… Я сделал ее старой и обвислой на вид, как будто его не волнует, что на нем надето. А Элли Оливии Колман выглядела как полицейская из маленького городка, которая начинала с самых нижних чинов и заработала повышение.

Я не просто выбрал костюмы и сказал актерам, что им надевать – если было нужно, я брал их с собой в магазины, и в процессе покупок мы все обсуждали. Или мы шли в прокат костюмов, где могли их примерить и поговорить о персонажах.

Единственное, с чем я был несогласен – я хотел, чтобы Бет (Джоди Уиттакер), мать убитого мальчика… чтобы она была в красном платье, потому что я знал, что оно будет красиво двигаться, когда она должна будет бежать по пляжу, и я хотел красное на фоне скал».

7

В настоящее время Холман работает над новым триллером ITV «Код убийцы» с Дэвидом Трелфоллом и Джоном Симмом в главных ролях, основанном на реальной истории изобретения Алеком Джеффрисом идентификации отпечатков пальцев по ДНК и ее первого использования в расследовании двойного убийства в Лестере 1980-х годов. Недавнее прошлое, говорит Холман, может быть более проблематичным, чем отдаленное. «У меня на этой работе были статисты в возрасте пятидесяти лет, а в те времена им было по двадцать, и они говорили: 'Ой, а я не носил такое в восьмидесятые'. Но это было больше похоже на то, что в восьмидесятые носили их родители».

«В случае с современной драмой свое мнение есть у каждого, – соглашается художник по костюмам Клер Андерсон, чье резюме включает «Большую игру», «В отрыв!» и «Большое ограбление поезда», где действие происходит в 1963 году. – Как только действие происходит 30 или 50 лет назад, все сразу: 'Правда? Тогда такое носили?'»

Недавно Андерсон завершила работу над историческим фильмом о Дне победы «Ночь в Лондоне» о том, как принцессы Маргарита и Елизавета тайно выбрались из Букингемского дворца и праздновали инкогнито среди ликующей толпы. Но мы встречаемся на площадке на ферме Чарлстон в Сассексе, бывшем доме сестры Вирджинии Вулф, художницы Ванессы Белл, ее мужа Клайва Белла и любовника Дункана Гранта – локации для новой драмы BBC «Life in Squares» о группе Блумсбери. Действие происходит между 1906 и 1941 годами, со всеми вытекающими изменениями в моде, особенно женской. «Когда мы видим их в 1906, на них надеты корсеты, – говорит Андерсон. – В сценарии есть момент, когда они выкидывают их в окно».

Андерсон, у которой есть степень в области набивного текстиля и которая уже была поклонницей студии группы Блумсбери Omega Design, провела кропотливые исследования, а том числе бесчисленных портретов друг друга участников группы, однако – как часто бывает с дизайном костюмов – это был случай «свободных мазков».

8
Художник по костюмам Клер Андерсон в своем 'офисе'

«Когда вы показываете множество людей в течение трех часов телесериала, вам нужно сделать быстрый визуальный оттиск кого-либо, чтобы его можно было сразу идентифицировать», – говорит Андерсон, которая начинала с продажи тканей Диору или Иву Сен-Лорану, а затем случайная встреча с директором канала ITV2 в кафе Королевского фестивального зала привела ее к работе в телевизионной драме. Она начинала на «Бруксайде» – «отличное приобретение опыта, потому что снимали очень быстро».

Андерсон советует потенциальным художникам по костюмам много рисовать, изучать историю костюма и (что более неожиданно) английскую литературу. «Нельзя освоить сценарий без хорошего понимания литературы, мне кажется, – говорит она. – И нужно быть немного одержимым, чтобы работа поглотила всю твою жизнь… так, чтобы дом был полон каких-то кусочков, которые ты собрал и отложил в сторону».

9

Она считает, что о человеке можно многое сказать по его одежде. «Даже обо мне», – спрашиваю я, становясь внезапно таким застенчивым, как будто оказался в присутствии королевы в Аскоте. «О да», – отвечает она, к счастью, не развивая тему.

«И вы можете сказать, что я художник по костюмам, потому что я идеально одета в черное, потому что я встаю в полшестого и все в моем гардеробе черное, так что я по крайней мере выгляжу презентабельно».
Tags: *интервью, *обзор, *факты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments