Наталья Попова (bamssi) wrote in british_cinema,
Наталья Попова
bamssi
british_cinema

Никогда не знаешь, когда может пригодиться мёртвый кролик. ©

Изжить из себя детский страх перед великим «Леди исчезает» оказалось более долгой задачей, чем я думала. Человек сказавший «Я знаю идеальный способ вылечить больное горло — перерезать его» напугал так, что не забыть, не смотреть его долго не могла. Второй заход получился еще более болезненным, так как кто-то неосторожно посоветовал мне обязательно посмотреть «Птиц». Картина прибавила трусливой Наташке не только парочку фобий, но неистребимую жажду преодолеть страхи и полюбить вселенную по имени Альфред Хичкок. Кто бы мне сказал, что дорогу к моему сердцу найдет труп. Гарри Уорп, убитый на солнечной полянке пригожего городка, подвернулся мне настолько вовремя, что мне смертельно важно разделить это с вами.


Мне всегда нравилось играть на контрастах, идти против традиций, ломать стереотипы. В «Неприятностях с Гарри» я вытащил мелодраму из мрака на свет Божий. Это можно сравнить с тем, что «организуешь» убийство у бурного ручья и капли крови растекаются в чистой воде. Такие контрасты создают контрапункт, поднимают повседневность до уровня бытия. © Альфред Хичкок

«Неприятности с Гарри» (The Trouble with Harry) — американская картина Хичкока, снятая в 1955 году. Снятая в Америке с американскими актерами, но настолько британская по своему духу и несравненному истинно британскому черному юмору, что более британской быть просто невозможно. По степени концентрации классического абсурда – «The Trouble with Harry» превосходна. Впрочем, давайте по порядку.


По чудному лесочку в погожий денек пробирается умилительный пацаненок в коротких штанишках. Арни уверенно сжимает в руках игрушечный автомат и забавно сосредоточенно крадется между деревьев. Странный разговор, неясные выстрелы, и малыш замирает над распростертым телом. На его лице крайняя степень изумления, а подошвы хороших ботинок буквально упираются крупным планом прямо в зрителя. Запомните этот момент, потому что большую часть картины у вас будет точно такое же лицо. А ботинки… ботинки ждет не менее интересная судьба, чем у их почившего владельца.



Не только убийство вывели из кадра, собственно, Хичкок выводит саму смерть из контекста. Мы не видим как убили Гарри, мы понятия не имеем кто это сделал, но самое смешное, кажется это действительно мало волнует не только нас. Любимый мотив Хичкока, страх отвественности перед законом, тут доведен до абсолютного абсурда, ведь вину за смерть Гарри охотно берут на себя чуть ли не все герои эпопеи. Ах да, сюжет: на полянке обнаружен труп. Обнаружившие его люди объединяются, чтобы решить, что же им делать с Гарри. Закопать, выкопать, снова закопать, снова выкопать… ну очень беспокойный труп им попался.



Блажен тот, кто ничего не ждет, ибо не будет разочарован. © «The Trouble with Harry»

А вот пересказать эту историю просто невозможно, да и преступно. Во-первых, потому как это очень красиво. Невероятно красиво. Каждым кадром, каждый диалогом, каждым абсурдным действием. Местечко, объединившее Гарри и жителей городка, идиллически прекрасно. Ровно, как и музыка, написанная для фильма Бернардом ХеррманномСумеречная зона», «Психо», «Головокружение», «На север через северо-запад», «Таксист», «Гражданин Кейн»). Да, в этом детективе (а это всё же детектив, как не крути) прекрасно всё. Снимал «Неприятности» оператор Роберт Бёркс (Robert Burks), снявший для Хичкока его самые знаменитые фильмы: «Незнакомцы в поезде», «Окно во двор», «Поймать вора», «Человек, который слишком много знал», «Головокружение», так напугавших меня «Птиц», «Марни» и много еще чего. Мастер своего дела, он тут обворожительно прекрасен.



Кино — не кусок жизни, а кусок пирога. © Альфред Хичкок


Я уже говорила, что припасенное режиссером «блюда» оказалось очень британским? Даже персонажами. Начиная с самого Гарри, который невольно становится именно персонажем, а не привычной криминальной жертвой. Он история в истории, загадка не материи, а духа. Затем у нас есть чудный капитан Альберт Уайлс (которого исполнил британец Эдмунд Гвенн), кладезь добродушия и гедонизма. Капитан точен, как лунный календарь садовода, а главное выдает на-гора не меньше ценных советов и точных замечаний. Не будь я так ленива, выписала бы за ним каждое слово и припасла на все случаи жизни. В пару ему прекрасна чинная мисс Айви Грэйвли (Милдред Нэтвик), очень рассудительная старая дева, воистину хозяйственная и благодушная. Мечтательная красотка Дженнифер Роджерс (Ширли МакЛейн) с ее лимонадом и чудным сынишкой (фраза про кролика принадлежит ребенку), миссис Уиггс и её сын и шериф в одном лице. Каждый персонаж этой невероятной истории столь уморительно колоритен, что достоин отдельного рассказа и бесконечного цитирования. Хичкок помножил абсурд на тончащую сатиру, и вот горожане отчаянно пытаются соблюсти приличия над трупом Гарри. Не думайте, о нем они очень даже трогательно заботятся. Даже место для могилы определяют с материнской заботой, учитывая возможность наблюдения закатов. Для Гарри. Да, самое главное в этой истории то, что абсурдна она настолько, что мне жаль, что это единственный в своем роде опыт Хичкока.



При всем этом картина столь благодушна и беззаботна, что самый дождливый день моментально просохнет. Здесь нет негодяев, злодеев и положительных героев. К слову, психическое здоровье этих жизнерадостных и прагматичных горожан, всех до единого в этой картине, может быть за исключением самого Гарри, вызывает серьезные опасения. У всех, кроме самих героев. Особую прелесть им придает именно то, что все они незамутненно и бескорыстно счастливы. За-ка-пы-ва-я! От-ка-пы-ва-я! И так по кругу. Фильм впору прописывать, как проверенное средство от уныния и желчи. Десять минут в обществе капитана и творческого красавца Сэма Марлоу (Джон Форсайт) способны спасти многих людей от разрушительной привычки рефлексировать. Если учесть, что данных господ (а также милейших дам) волнует только необходимость соблюсти приличия, то Хичкоку удалось преподнести острейшую сатиру под соусом здоровой интриги и выдать за сливочное мороженное с сиропом.



Американцы картину не оценили, зато британцы (что меня не удивляет) поспешили номинировать картину на BAFTA. Отгадка проста: фильм понравится лишь поклоннику британского абсурда и черного юмора. Люди далекие от него через десять минут сочтут, что над ними жестко издеваются. Посудите сами:

***
Безобидный выстрел в кролика, и я стал убийцей! Мать всегда твердила, что я плохо кончу.

***
- Значит отец Арни – Гарри!
- Нет, отец Арни умер.
- Но Гарри тоже.
- Слава богу, он был слишком хорошим, чтобы жить.

***
- Который час?
- Около полудня!
- Боже, я должен переодеться. У меня свидание с мисс Грэйвли.
- Нет, только не Вы. Только не Вы.
- Сэм, ооо… она могла поступить намного хуже.
- Нет, она не могла поступить намного лучше. Только подумайте, Вы создадите прецедент.
- Я ничего не создаю. Я иду выпить кофе и съесть кексы с голубикой, по её собственному приглашению. А возможно… будет и вино из бузины.
- Вы понимаете, что станете первым мужчиной… который перешагнет её порог?
- Хм. Еще не поздно. Она отлично сохранилась.
- Я вам завидую.
- Да, она созрела и сохранилась. А ведь всё, что заготовлено впрок, нужно однажды открыть!

***
- Привет, мистер Марлоу.
- Привет! Что это у тебя, Арни? Кролик?
- Мертвый. А что есть у Вас?
- А у меня есть лягушка. Вот она. Она проголодалась и скоро станет мамой.
- Давайте меняться!
- Твою маму на эту?


Продолжать можно долго. С каждой минутой Хичкок развлекался всё сильнее, последние полчаса чеширская улыбка прочно обоснуется на вашем лице, а блаженное чувствование абсурда заполнит весь организм, освободив его от тревог и суеты. Абсурд его не терпит.

Да, картина является очень волной экранизацией одноименной книги Джека Тревора Стори, которую можно найти на русском языке. Всем доброго дня!
Tags: *рецензия, жанр: комедия, жанр: экранизация, раздел: фильм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments