Наталья Попова (bamssi) wrote in british_cinema,
Наталья Попова
bamssi
british_cinema

Код убийцы (Code of a Killer), 2015 год

Снова здравствуйте, ваш верный капитан очевидность возвращается с рассказом о небольшом телевизионном фильме, снятом для канала ITV к апрелю 2015 года. В нем вполне документальная история красиво замаскирована под детектив и рассчитана на семейную аудиторию. Точнее определить жанр будет сложно, так как самое верное его определение – телевизионный фильм. Здоровая практика рассказывать о каких – либо событиях и явлениях современной истории в несколько независимой художественной манере. Не напрягает, дает общее представление и вполне способна сподвигнуть человека искать информацию по теме дальше самостоятельно. А речь пойдет о ДНК-дактилоскопии, но не о трудном её открытии (чего мы едва коснемся), а о том, как она пришла в криминалистику. Правда занятно, что задумывалась изначально она вовсе не для нее.


Итак, 10 сентября 1984 года британским генетиком Алеком Джеффрисом был открыт метод геномной дактилоскопии. Если говорить чуть проще – научный метод биологической идентификации каждого живого организма. Построен он на основе уникальной для каждого последовательности чередования нуклеотидов в цепочке ДНК каждого живого существа, своеобразного «генетического отпечатка», остающегося индивидуальным и неизменным навсегда. Опустим что-то какое ДНК, и что прекрасный мечтатель и упрямец Алек Джеффрис потратил немало лет прежде чем доказал и помог применить своё открытие. Сейчас его техника ДНК-дактилоскопии используется во всём мире и при проведении судебной экспертизы для оказания содействия работе полиции, и при решении вопросов отцовства и иммиграционных спорах. Кроме этого в определении идентификации останков людей (например, для установления личностей неизвестных погибших солдат или жертв катастроф), регуляции размножения животных в условиях зоопарков, быстрого диагностирования с высокой степенью точности таких заболеваний, как ВИЧ-инфекция и хламидиоз, выявления генов, определяющих предрасположенность индивидуума к различным формам рака и другим заболеваниям. Но тогда, в 1984 году, едва Джеффрис опубликовал результаты своего исследования, с ним тут же связались учёные из Министерства внутренних дел Великобритании: в открытии они увидели надёжный способ проверять, говорят ли правду иммигранты, заявляющие, что состоят в близком родстве с гражданином Великобритании. История в телефильме начинается где-то примерно здесь.


Дело в том, что поверх истории, одного из перевернувших науку 20 века событий, накладывается еще одно. Боюсь перевести не точно, но в 1989 году в Британии была опубликована научно-популярнная документальная книга «Подлинная история убийств в Нарборо». События из этой книги переработаны Майклом КромптономЧисто английские убийства», «Убежище», «Безмолвный свидетель», «Новые уловки») в сценарий «Кода убийства». Историю о том, что историю в мире вершат очень разные люди.



Всё тот же 1984 год. Старший инспектор Дэвид Бейкер ведет расследование жестокого изнасилования и убийства школьницы. Пока Алек Джеффрис обнаруживает и публикует в научном мире своё открытие, несчастный инспектор скрупулезно обрабатывает те немногие улики, что подонок оставил на месте. Кажется, сделано всё, что возможно, но убийца так и не пойман. Хуже всего то, что спустя время происходит второе убийство. Убежденный, что убийца точно был местным жителем, Бейкер уговаривает Джеффриса использовать его новый научный метод как способ поймать убийцу. Ученый согласен, но если бы всё в мире было так просто…



Сначала техническое. Снял эти 180 минут Джеймс Стронг, режиссер эпизодов «Аббатства Даунтон», «Доктора Кто», «Бродчерча», «Торчвуда», «Великого ограбления поезда». За визуальный ряд и его решения отвечал великий оператор Мэтт Грэй. Мы обязаны ему эпизодами таких шедевров, как «Козёл отпущения», «Шерлок», «Бродчерч», «Молокососы», «Оливер Твист», «Багряное поле», «7.39». Драма составлена из двух единых сюжетом эпизодов. Легко смотрится в один присест.



Пока не перешла к бонусам, скажу сразу фильм приняли на родине неоднозначно и достаточно строго. Её много ругали за неторопливость, и этот упрек стоит серьезно рассмотреть тем, кто привык к энергичной динамике таких работ, как «Бродчерч», «Шерлок» или любой сценарий Расселла. «Код убийства» убийственно нерасторопен. Лично я не вижу в этом проблемы, так как шоу было рассчитано на степенный вечерний просмотр в кругу семьи, с перерывами на чай и домашние дела. Кроме того в этом раскатистом повествование есть своё обаяние, погружающее тебя не в криминальную историю, а драму здорового человеческого упрямства. Это очень воодушевляет.



Упрекали драму и за некоторые «клише». Мне кажется, что авторы этих упреков судят несколько поверхностно. Ведь в том, как ловко используются знаменитые британские криминальные клише, есть своя прелесть. История раскручивается перед нами, как узнаваемый детектив. Первые два часа ты даже не замечаешь, что нет привычного ковыряния в трупах, нет самих трупов, что на фоне полицейской рутины показаны судьбы людей, а не части неприятной загадки. Что же до того, что великий Алек показан рассеянным чудаком, то играет его великий Джон Симм, чей талант столь далек от выдвигаемых его персонажу укоров… как мы от другой галактики.



Мне понравился баланс шоу, его размеренность, его человечность. Ко всему финал оставляет определенную ноту оптимизма, что нам перепадает не часто. Ко всему (вот он еще один секрет добротного британского шоу) роли в нем исполнили Джон СиммЖизнь на Марсе», «Доктор Кто», «Жертва»), Роберт ГленистерВиртуозы», «Великое ограбление поезда», «Доктор Кто», «Чисто английские убийства»), чудный и прекрасный актер и режиссер Дэвид ТретфоллСтать Джоном Ленноном», «Золотой век», «Призраки»), Эндрю Тирнан, Пол Ланкастер, Пол Копли, Лидия Роуз Бьюли и другие. Неплохое сочетание звездных и новых имен.


Итого. Вам стоит просто определиться, если ли у вас 180 минут для хорошей истории, разрешенной не самым ординарным образом. Погружая нас в детективную историю, создатели бережно разворачивают перед нами подлинные исторические события и передают факты, которые мы давно воспринимаем чем-то само собой разумеющимся. Более того, на деле это история о том, что история создается руками профессионалов своего дела, мечтателей и упрямцев. Не только ученых, но и врачей, полицейских, родителей, учителей. Добрая история для спокойного семейного просмотра. Всё кровавое в ней аккуратно прибрано, а вот всё драматические осторожно распределено, удерживая нас в напряжении. Говоря проще: стрельбы и занимательных погонь не будет, а вот над чем подумать – с лихвой.
Tags: *рецензия, актер: john simm, жанр: детектив, жанр: драма, жанр: исторический, раздел: сериал
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments