Наталья Попова (bamssi) wrote in british_cinema,
Наталья Попова
bamssi
british_cinema

Объяли меня воды до души моей… © Книга Иова

Мы продолжаем активно скучать по Доктору, постепенно добравшись до очень особой серии 2009 года. «Воды Марса» (The Waters of Mars) — второй спецвыпуск сезона. Премьера серии состоялась 15 ноября 2009 года. Она получит премию «Хьюго» за лучшую постановку, и станет еще одним победным аккордом в карьере Рассела Т. Дэвиса. Рассел планировал логически увязать «Воды» с двухсерийным финалом, но впоследствии решил не делать этого напрямую. Спецвыпуск был посвящён легендарному Барри Леттсу, сценаристу и продюсеру «Доктора Кто», умершему в октябре того года. Перед нами негласная часть диалоги, венчающей последний сезон Десятого Доктора, которая как никакая другая посвящена теме переходного состояния смерти и жизни. При всем разнообразии сериала, «The Waters of Mars» уникальна и не похожа ни на что в этом фантастическом проекте. Единственное предупреждение: мой текст всего лишь вольное размышление по мотивам серии, спойлеры неизбежны, а любые дешифровки условны. Использую текст, как повод поговорить.


Начнем с того, что вода – одна из фундаментальных стихий мироздания. В самых отдаленных друг от друга мифологиях, вода всегда устойчивое первоначало; исходное и переходное состояние всего сущего, а также эквивалент первобытного хаоса. Почти в каждой культуре встречается мотив земли, поднятой со дна океана, в котором вода – среда, агент и принцип всеобщего зачатия и порождения.

Во всех древних высказываниях даосизма образ воды символизирует путь в обход препятствий, олицетворение победы видимой слабости над силой. В буддизме – символ бурного потока бытия – неутомимая вода. Как правило, во всех легендах и сказаниях озеро – двустороннее зеркало, разделяющее естественный и сверхъестественный миры, отражение человеческой души. Грань, способная отразить границы самой сущности людей. Символизм воды как переходного состояния объясняет большое количество мифов, в которых озера разделяют мир живых и мертвых.

Более того, часто именно водное чудище выступает партнёром бога-творца в демиургическом поединке и является одновременно материалом для построения мира (например, Тиамат). Вода в русских сказках (и не только в них) может быть как живой, так и мертвой. Случайно ли, что Доктор, узнавший свою судьбу (смерть постучит четыре раза), на пороге финала, одинокий и отчаявшийся, встречается именно с … водой.


Немного истории

Думай, думай, думай! Должно быть что-то на виду! (скороговоркой) Ледник, леденцы, бубенцы, молодцы, трах, бах, тарарах! © Десятый Доктор

Почему Марс? На Марсе Доктор не впервые. До этого эпизода Марс (во вселенной сериала) существовал, как родная планета рептилий – киборгов «Ледяных воинов». Почитатели ньюскула помнят их по серии «Холодная война» — 8 серия 7 сезона. В ней состоялось первое за весь возобновлённый сериал экранное появление персонажей, которых в последний раз видели в серии Третьего Доктора «Монстр Пеладона» в 1974 году. Собственно, в прозе и аудио-версиях приключений Доктор Ледяных воинов и зовут напрямую марсианами, предлагая нам вполне четкую историю планеты. Раса воинов на Марсе зачахла еще в 1997 году (время сериала), когда отчаявшиеся кланы даже попытались прорваться на Землю, но были остановлены Восьмым Доктором (одна из книжных историй). Интересно, что в марсианских хрониках сериала очень много человеческого: разрастались, превратились в воинственные империи, рванули не исследовать, а захватывать космос, в итоге оказались очень далеко от родной планеты.

Так что, Марс вечно грозил Земле. Еще Второй Доктор вместе с Джейми и Зои остановил их вторжение, уничтожив передовой флот. Действие происходило в конце 21 века, видимо незадолго до того, как 21 ноября 2059 года на базу «Bowie Base One» попадает Десятый Доктор.



Не станем забывать, что сериал не только фантастический, но и вполне себе научный, а Марс — планета земной группы с разреженной атмосферой (давление у поверхности в 160 раз меньше земного). Особенностями поверхностного рельефа Марса можно считать ударные кратеры наподобие лунных, а также вулканы, долины, пустыни и полярные ледниковые шапки наподобие земных.

21 ноября 2059 года

По сюжету одинокий Доктор опускается на пустынный Марс, где его арестовывает робот по имени «Гаджет». Гаджет-Гаджет. Робот принадлежит команде первых в истории человечества людей-колонистов Марса, под предводительством Аделаиды Брук. Женщины легендарной, вдохновившей мир на покорение космоса. Доктор в восторге от подобного знакомства, ведь именно с капитана Брук началось путешествие людей к звездам. Привычное «но»… Доктор знает, что 21 ноября 2059 года - тот самый день, когда вся команда погибнет, а база по неизвестным никому причинам будет уничтожена. Это закрепленное в истории событие, и изменить его нельзя. Вот нам фундаментальный конфликт сюжета.


Немного терминологии

Не смотря на то, что наш Доктор постоянно нарушает многие земные да и вселенские правила, существуют законы и для него. Законы Времени, которые регулируют использование Повелителями Времени их власти путешествовать сквозь время. Помимо Первого Закона, однако, конкретные детали этих законов не совсем понятны, и также не совсем ясны точные меры наказания за нарушение этих законов. Ко всему Доктор много и весело нарушает даже первый закон (по нему Повелителям Времени не разрешено встречаться с самим собой).


Девятый Доктор однажды говорил Розе Тайлер, что «раньше существовали законы, препятствующие такого рода вещам», намекая на вмешательство Розы в её собственное прошлое. Однако, он не смог перечислить их.

Десятый говорил Марте Джонс, что «пересечение установленных событий строго запрещено, кроме дешёвых трюков». Вспоминая «Огни Помпеи», назовем еще один закон – о непреложных событиях, закрепленных во времени: «Некоторые вещи установлены, некоторые изменяются. Помпеи — установлены… Вот как я вижу вселенную. Всё время, каждую секунду: что есть, что было, что может быть, что не может. В этом и состоит тяжесть Повелителя времени, Донна».


Что в переводе на человеческий означает, что во всем многообразии нелинейного времени вокруг нас существуют некие точки (события), которые стали определяющими для развития целой вселенной. Каждый поступок формирует последующее, но некоторые формирует последствия не только для себя, но и для всех стихий. Видимо Повелители Времени научились их вычислять и не трогать, тщательно избегая даже просто оказываться рядом. Но наш Повелитель Времени особенный…

Структура серии



Серия начинается сеансом связи и совершенно земными хлопотами. Маленькая Сьюзи, уютно устроившаяся на коленях мамы бессмысленно таращится в монитор, с другой стороны которого грустит её смелая бабушка. Речь идет о семейных приветах, взносах за дом, банковской ссуде. Связь так поземному барахлит. В этот момент на Марс опускается ТАРДИС.

Дальше мы наблюдаем развитие сюжета сразу в двух направлениях.

1. Рубка базы, где происходит первая встреча Десятого и Аделаиды Брук.

2. Био – блок, где Энди Стоун и Мэгги Кейн мирно обрабатывают растения. Не случайно Энди прямолинейно называет это место Эдемом, первым садом вне Земли. Именно в нем происходит первое заражение.

Пока Аделаида держит Доктора на прицеле своего оружия, не пересекаемое событие во времени набирает обороты.

Очень важно, что ощущение этой самой фиксации передается нам через сообщения СМИ, которые вспоминает Доктор, узнав, что он на базе «Боуи-1». Предсказанную окружающим людям гибель мы видим со страниц новостей, как свершившийся факт. Разве не также мы фиксируем в своей голове события в мире?

Доктор смотрит на реальных людей и вспоминает интернет - некрологи, мы же видим некрологи, Доктора и реакцию людей на его реакцию. Колонистов озадачивает Доктор, мы озадачены, что же из этого выйдет. Ведь мы уже знаем, что есть события в истории, которые нельзя отменить. Сама интонация не-до-говорения обворожительна.

Аделаида: Все знают наши имена!

Доктор: Их никогда не забудут!

На восьмой минуте серии удрученный Доктор заявляет колонистам и зрителям, что это именно та ситуация, в которой ничего нельзя изменить, но мы то знаем… что нам предстоит еще долго по времени что-то делать на Марсе. Доктор вспоминает, что среди пионеров Марса были еще двое, не представленные ему. Старпом пытается вызвать их, и начинается классическая заварушка «Доктора Кто».


Тем временем в Био - куполе гаснет свет, и командир спешит туда, прихватив с собой Доктора. Решение Аделаиды понять можно: ты в космосе, далеко от Земли, встречаешь незнакомца в костюме и кедах, который знает имена членов команды, несёт черти знает что, и смотрит так… словно вы умерли, но еще не знаете об этом. А у тебя пропали два члена команды! Человеческий мозг первым делом предполагает диверсию.

По дороге Аделаида пытается продолжить начатый допрос, но хмурый Доктор читает лекцию о ненависти людей к гаджетам. Постоянно вмешиваются другие. Выходит крайне занимательный разговор, полный аллюзий и экивоков.

- Моя подруга переделала робота в собаку.

- Собака – это другое.

Проход занимает несколько минут, в течении которых Аделаида пытается выяснить, кто такой Доктор, а Доктор – стоило ли умирать ради путешествия на Марс. Два ключевых вопроса. Здесь же появляется флеш-бек, относящемся к событиям серии «Украденная Земля». Тогда отец Аделаиды оставил её на чердаке во время вторжения далеков, один из них видел Аделаиду в окно, но не убил её, потому что знал, что смерть героини — закрепленное во времени событие. Так нам безжалостно указывают, что даже далеки, убийцы всего, не решаются нарушить невидимый закон.


Вирус быстро распространяется, Энди заражает ещё одного колониста, Тарака Итала. Мэгги доставляют в медицинский отсек, где вирус активируется. Существо, вселившееся в неё, хочет попасть на Землю, планету, полную воды. Тарак и Энди пытаются попасть внутрь базы, чтобы заразить остальных. Аделаида собирается эвакуировать базу. Доктор собирается уйти, чтобы не мешать случиться тому, что должно. Перед уходом он предупреждает Брук, что она должна умереть.

Поразительно, что во всей этой динамичной каше штрихами переданы целые миры – любовь старпома, история каждого колониста, предыстория Марса, открытое противостояние Аделаиды и Доктора, растущий внутри него конфликт. Укажу еще и на ту деталь, что преображение инфицированных происходит на заднем плане на фоне совершенно бытовых историй. Юрий, например, в этот момент рассказывает бородатый анекдот из жизни брата и его партнера. Стоит ли напоминать, что бегство на переделанном гаджете ужасно напоминает подобную же сцену с Десятым и Донной, но лишенную начисто трансформирующегося всё веселья?



На 33 минуте звучит легендарный рассказ Доктора о судьбе потомков Брук. Мы снова видим выдержки из СМИ и потрясающее лицо Аделаиды. Следует подчеркнуть, что в этой серии Доктор контактирует с исключительными людьми. Каждый из них смел, открыт и готов к самопожертвованию. Каждый. Не только отчаянная стюардесса из «Полночи», или невероятная Кристина, а каждый. Даже к догадке того, что происходит, команда приходит вместе с Доктором, а не благодаря ему. Он и мы восхищаемся этими людьми, прикипая к ним всё сильнее с каждым поступком. Но им предстоит умереть. Снова и снова звучит с экрана. Восхитительное «но»: даже узнав об этом, Аделаида не перестает сражаться.



«Будь ты проклят!» - бросит Брук Доктору и выпустит его, услышав правду, а мы на некоторое время остаемся с командой один на один, наблюдая, как они гибнут. На фоне этого бесконечного прощания, всё более и более драматического, Доктор делает мучительные шаги наружу. Шаг за шагом. Интересно, что красный фон по которому он идет в своем скафандре, очень напоминает погружение в «Темницы Сатаны» на Невозможной планете. Старпом взрывает шатл, и, падая на поверхность горящего Марса, Доктор принимает роковое решение. Взрыв меняет его решение.



Энди трижды постучит в дверь, словно напоминая Доктору о пророчестве Кармен, но разъяренный Повелитель неумолим. Все оброненные детали срабатывают на огромной скорости: жар, погубивший Ледяных войнов; гаджет-гаджет; то, что роботы – сила в умелых руках; Аделаида выполняющая свой долг. Мы снова видим взрыв, и оказываемся на Земле.

Доктор: (с вызовом в голосе) Долгое время я думал, что я просто единственный выживший, но это не так. Я — победитель. Вот кто я. Повелитель Времени-победитель.

Аделаида: (в ужасе) И нет никого, кто тебя остановит?

Доктор: Нет.

Аделаида: Это неправильно, Доктор. Мне всё равно, кто ты такой. Повелитель Времени, победитель. Это неправильно.

Последняя сцена и отсылка к первому появлению Доктора, и предвкушение его последнего прохода. Свой знаменитый диалог герои произносят к ТАРДИС на пороге дома. Сверху медленно падает снег (пепел?).

Аделаида: Ни у кого не должно быть столько власти!

Доктор: Переживешь!

Понимание того, что совершила Аделаида, подчеркивают новые скриншоты из СМИ. Доктор снова и снова слышит голос Брук в своей голове. В конце улицы на него смотрит Уд Сигма.

Доктор: Я слишком далеко зашел. Это конец? Смерть? – падает на колени и почти кричит: - Уже пора?

Сигма исчезает в воздухе, а Доктор прячется в ТАРДИС и в ужасе всматривается в консоль. «Нет!» - выдыхает Десятый и хватается за рычаг. Где-то за кадром истерично смеется Мастер.



Особые монстры Марса


Вы знали, что вода обладает единственной в своем роде космической резонансной способностью воспринимать информацию и отдавать ее? Структура водной среды человека индивидуальна, как отпечатки пальцев. Именно она определяет качество воды, влияет на окислительно-восстановительные процессы.

Человечество давно предполагает, что на свойства жидкости влияет даже мысль. Например, Христос взглядом превращал воду в вино. Воду заговаривают, «освящают», «портят», «сглаживают». Древний философ Гераклит Эфесский считал воду источником всего во Вселенной. Вода есть везде, и да, Доктор прав, она всегда побеждает.

В серии действует особый монстр – вирус. Нечто, что изменяет природу людей и способно вырабатывать воду, обратить её силу в свою пользу. Цель вируса – захватить Землю. По сути, оплодотворить её собой. Так Книга Бытия, описывая сотворение мира, использует очень древний образ - оживляющее проникание «духа божьего» к мировым водам, изображаемое (в иудейском оригинале) через метафору птицы, которая высиживает яйцо. Такой брачный союз неба (как мужского начала) с землёй или водой является широко распространённым у индоевропейцев мифологическим мотивом.

Люди вынуждена противостоят не сторонним врагам, а самим себе, обращенным в монстров. Ведь существует и разделение. Вспомните библейское: «И создал бог твердь; и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью». Как проявление хаоса, вода - зона сопротивления власти бога-демиурга (как вам?). Библейские псалмы и «Книга Иова» говорят о борьбе Яхве с демоническими жителями, водными чудовищами. Мне иногда страшно перечислять очевидные аллюзии.

Наконец, вода знаменует финал, ибо с ней связан (в эсхатологических мифах) мотив потопа. Здесь ТАРДИС выступает несостоявшимся ковчегом, ведь у нее нет цели спасти живое от неминуемой гибели. Это Доктор спасает понравившихся ему людей, спасает, чтобы доказать себе самому, что имеет право. Он, погубивший свой род, проклятый, оставленный, брошенный в совершенное одиночество - не это ли предел любого отчаяния? Рассел и Форд помещают своего героя именно в подобное состояния и обрушивают на него вечный земной символ. Десятый от зараженной воды себя уносит, но время – тоже вода. Ей еще предстоит победить.

Немного о Марсе

Марс, 2059, База «Боуи 1» Последнее записанное сообщение: «Не пейте воду. Даже не прикасайтесь к ней. Ни к одной капле».


Вернемся к науке. Научные гипотезы о существовании жизни на Марсе в его прошлом существуют давно. Так по результатам наблюдений с Земли и данных космического аппарата «Марс Экспресс» в атмосфере Марса обнаружен метан. Совсем недавно, в 2014 году, другой марсоход НАСА зафиксировал всплеск метана в атмосфере Марса и обнаружил органические молекулы в образцах, извлеченных в ходе бурения скалы Камберленд. Серия немного опережает эти данные, но и в 2009 году они уже предсказуемы.

Анализ многих наблюдений говорит, что планета ранее была значительно более предрасположена к наличию жизни, чем теперь. Например, согласно программе «Викинг», осуществлённой в середине 1970-х годов, была проведена серия экспериментов для обнаружения микроорганизмов в марсианской почве. Она дала положительные результаты, например, временное увеличение выделения CO2 при помещении частиц почвы в воду и питательную среду.

Наши сценаристы еще не знали, но 28 сентября 2012 года на Марсе были обнаружены следы пересохшего водного потока. Об этом объявили специалисты американского космического агентства НАСА после изучения фотографий, полученных с марсохода «Кьюриосити». Речь идёт о фотографиях камней, которые, по мнению учёных, явно подвергались воздействию воды Данные аппарата «Mars Reconnaissance Orbiter» позволили обнаружить под каменистыми осыпями у подножия гор значительный слой льда. Ледник толщиной в сотни метров занимает площадь в тысячи квадратных километров, и его дальнейшее изучение способно дать информацию об истории марсианского климата. Дальше больше, данные марсоходов НАСА «Спирит» и «Оппортьюнити» свидетельствуют также о наличии воды в прошлом. Так найдены минералы, которые могли образоваться только в результате длительного воздействия воды. Аппарат «Феникс» обнаружил залежи льда непосредственно в грунте.


Подведем итоги

Вода терпелива, Аделаида. Вода просто ждёт. Она размывает утёсы, горы, целые миры. Вода всегда побеждает. © Доктор

Серия стала первым спецвыпуском, не привязанным к какому-либо событию. Рассел настаивал, что сюжет был направлен на раскрытие того, что Десятый Доктор способен сделать, путешествуя один, без сдерживающего его спутника. Мне чудится за этим гораздо большее.


Доктор в больше степени, чей какой-либо еще персонаж этой вселенной – человек. Человек, поставленный в почти невыносимые для человека условия. Он одинок, стар, мудр и наделен властью. Испытание последней – кульминация эпизода и подарок каждому из нас. Только не говорите, что в вашей жизни никогда не было момента, когда руки опускались и где-то внутри вскидывался разъяренный зверь: «Тварь ли я дрожащая или право имею...». Это первый вопрос эпизода. «Право на что?» – второй его вопрос.

Мы оставим чуть в стороне взаимодействие Доктора и Аделаиды. Доктора и не Спутника, способного противостоять его обаянию и силе. Оставим в стороне многие и многие аллюзии, сам факт того, что Марс – символ военной агрессии.

Всё это на фоне реалистично вписанной, почти сакральной «воды», повенчанной сюжетом с дальним небом. Прошлым и будущим. Символы почерневших ртов и публикаций в СМИ, недосказанный итог событий (как герои объясняли волшебное спасение с Марса?), псевдо рождество финала. Между всем этим несчастный, очень грустный Повелитель Времени, на минуту решивший, что для него больше нет правил.

Не правда ли в этом ракурсе эта история выглядит иначе?
Tags: doctor who: аналитика, актер: david tennant, жанр: драма, раздел: сериал, сценарист: russell t. davies
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 28 comments