Наталья Попова (bamssi) wrote in british_cinema,
Наталья Попова
bamssi
british_cinema

Особая «Полночь» (Midnight)

Поездка с незнакомцами по брильянтовой планете с названием «Полночь», что плохого может случиться? © Доктор Кто

Вот мы и добрались до десятого эпизода четвертого сезона ньюскула, показанного 14 июня 2008 года. Особая серия, даже в уникальной линейке шедевров сериала стоящая особняком. На самом деле, именно этот эпизод был первым, в котором Доктор (в ньюскуле) так или иначе оставался один, без своего спутника. Во – вторых, это серия как- никак другая заперта изнутри. Не будет привычных погонь, взрывов, активного сопротивления и развеселой борьбы. Тут нет марширующих войск, настоящий монстр не только останется за кадром, но и у него (редкий случай) не будет предыстории и отгадки. Есть только экскурсионный автобус, несколько милейших незнакомцев и Доктор, бессильный спасти даже себя. Под катом спойлеры и моё очередное признание в любви великому проекту.


Доктор: Ох, не могу дождаться! Allons-y!

Стюардесса: Простите?

Доктор: По-французски означает «поехали»!

Стюардесса: Очень интересно.

Раз уж мы разрешили себе поездку вокруг планеты «Полночь», то для начала разберемся с ней. Полночь – очень сакральное время. Более того, это не условный отрезок, как «утро», «день», «вечер». «Полночь» - это определенный момент, разделяющий больше чем сутки на половину, это момент между заходом и восходом солнца. Астраномичесчкая полночь – «момент нижней кульминации Солнца». Вы знали, что существуют понятия «истинной» полночи и «средней»? Что по причине того, что Земля движется вокруг Солнца по эллиптической орбите, и ось её вращения отклонена от перпендикуляра к плоскости орбиты, момент времени астрономической полночи изменяется в течение года в пределах приблизительно ±15 минут от среднего значения?

Но еще полночь – это момент особого перехода. В христианских обрядах именно полночь – часть культовых ритуалов. Например, часть праздничных богослужений ждут ее, как перехода к определенным процедурам. Полночь разделяет мир на «земной» и потусторонний, это дверь между мирами. Именно в Новогоднюю полночь мы загадываем желания; именно в полночь ведьмы и демоны проникают в этом мир. Полночь часть шабашей, вакханалий, вальпургиевой ночи. Именно в полночь нечисть стуком передает тебе сигнал – беги!

midnight002

А что у нас? Полночь – безжизненная планета, подверженная столь сильному излучению, и так близко вращающаяся к своему солнцу, что даже построенный на ее орбите курорт приходится время от времени сдвигать. По данным ученых планета была безжизненной тысячи лет, никто и ничто не тревожило её покой. Пока люди не построили свой курорт. Так как излучение породило на планете огромное количество драгоценных камней, образующие замысловатый и блистательный (в полном смысле этого слова) пейзаж, те же люди придумали развлекательные экскурсии по доступным маршрутам.



Скучные – скучные, типичные, тягомотные экскурсии. Пусть вместо привычного, вечно задыхающегося ПАЗика, крепкий, наглухо закрытый космический челнок, всё внутри узнаваемо до легкой тошноты во всем организме. Утомительная дорога, которую скрашивают бесплатные обеды, шумные телевизионные передачи и немногочисленные спутники, рискнувшие потратить своё время именно так. Ленивое курортное развлечение.


Раз мы в автобусе, самое время оглядеться. Пассажиров совсем немного. Вот примечательный, немного неуклюжий и очень важный профессор Хоббс. На его роль был приглашён Дэвид Траутон, сын Патрика Траутона, любимого многими Второго Доктора. Профессор собственно изучает планету, и для него поездка – часть любимого дела, он единственный, кто в этом «автобусе» в четырнадцатый раз. Он самый убежденный из спутников в своей правоте. Самый статичный и как-то особенно жестокий.


Сопровождает его юная помощница Ди Ди (Айша Антуан), молоденькая студентка, изучающая судьбу пропавшей Луны Пуш. Ди Ди польщена возможностью работать на профессора, хотя и немного огорчена тем, что работа сводится к мелким поручениям. Для нее поездка – надежда сблизиться с профессором, лучше понять его работу. Она полна здорового энтузиазма, немного застенчива и очень доброжелательна.

midnight6

Еще есть обязательная для курортных экскурсий картина – семейство Кейн. Восторженная домохозяйка Вал Кейн (Линдси Колсон), её довольный собой супруг Биф Кейн (Даниэль Райан) и сын подросток Джетро Кейн (чудесный Колин Морган). Милейшие, обычные, такие узнаваемые по томным перепалкам, знакомым ноткам и немного суетливому счастью в глазах. Долгожданный и честно оплаченный отпуск – давно маркер, важный маркер нашего времени. Запомним их, потому что в поездках мы редко смотрим в сторону таких людей.

midnight8

Осталась лишь недавно разведенная предпринимательница Скай Сильвестри (великая и пугающая тут до чертиков Лесли Шарп). В дороге ты таких тоже не замечаешь. Точнее, подмечаешь в толпе стоящую особняком женщину с книгой в руке, а потом понимаешь … что это отражение, твое собственное отражение. Мало ли на Земле одиноких людей, всеми силами пытающихся выматывающими поездками излечить себя от тоски или неудачи. Мало ли бед на Земле? А знаем мы о Скай очень мало. Фактически только то, что она недавно одна, умна и чем-то сильно расстроена.


Собственно, это всё! Еще есть водитель и молоденький механик, которые отрезаны от нас и основного повествования железной дверью рубки. Есть безымянная, безукоризненно вежливая стюардесса, на которую мы тоже обычно не обращаем внимания. Где-то есть Донна, оставшаяся загорать. На экране мелькнет третье в этом сезоне камео Розы Тайлер, но мы его оставим пока в покое. Как Доктор, повернемся к нему спиной.



Доктор и Скай Сильвестри: Ростбиф. Бананы. Каскад Медузы. (пауза) БУМ! (скороговоркой) Роза Тайлер Марта Джонс Донна Ноубл ТАРДИС! (пауза) Шамбл-боббл-диббл-дубл. (пауза) О, Доктор, Вы так красивы. Да, знаю, спасибо.

Великий Рассел Т. Дэйвис, подаривший нам эту серию, впервые в истории ньюскула замкнул происходящее в настолько статичное пространство. Фактически всё снято в одном помещении. Самолетные кресла, узкий проход, даже окна плотно закрыты от всего внешнего. На площадке восемь человек. Все признаки угрозы переданы средствами света и звука: стук по обшивке, глухие удары, сумбурная речь Скай. Актерам не за что спрятаться, не под чем укрыться. Только мастерство и самые бесхитростные средства подпитывают наш ужас, а между тем нам страшно, как еще никогда.


Смотреть на гоблинов нельзя,
Нельзя их брать плоды.
Кто знает, что за жадная земля
Давала им воды.

© Christina Georgina Rossetti

Рассел раскручивает сюжет по спирали: Донна и Доктор прибывают на отдых, где каждый из них выбирает его сообразно себе самому: Донна - женские радости, Доктор – небольшое, но путешествие. В дороге Десятый тайком ломает проекторы с шумными передачами, и уговаривает спутников просто пообщаться. Первые 15 минут мы просто наблюдаем, как шутят супруги Кейны, как вслух мечтает Ди Ди, как оживает капризный Джетро, а воодушевленный профессор читает лекцию о планете, по орбите которой летит космолет. Всё привычно и мило, но мы видим повторяющийся на экране отчет времени и невольно ждем подвоха. Остановившаяся кабина даже успокаивает немного: с Доктором всегда случается что-то, но что это? По сути ведь ничего не происходит. Есть только кучка напуганных людей, среди которых Доктор впервые по-настоящему чужой.



Что интересно, перед нами очень сложный ансамбль. Здесь нет расписанных ролей. Суетливая Вал раздражает не только сына, но и нас с первых фраз, но не от нее исходит первая угроза. Жуткий приговор впервые произнесет самоотверженная стюардесса, чей подвиг спасет в итоге всех. Но именно ей принадлежит идея убийства. Она оправдывает его Долгом. Биф – защитой семьи. Вал – страхом. Джетро, с самого начала задающий верные вопросы (помните огорченный возглас Доктор «Джетро, только не ты!»), сдается под общим напором. Это важный момент… остановимся на нем?


Джетро – единственный ребенок в этом сюжете. Подросток. Пубертат – та еще полночь между детством и юностью. Есть занятый момент в самом начале, когда Джетро слушает, как отец рассказывает, видимо, заезженную семейную байку, и беззвучно, одними губами, повторяет за ним слова рассказа. Именно Джетро подмечает профессору, что он не может знать наверняка, заселенна планета или нет. Именно Джетро первый указывает на состояние Скай. Он отлично взаимодействует с Доктором, явно не сильно напуган (до определенного момента). Мы видим как парень азартно, явно веселясь, диктует всё повторяющей Скай: «шесть шесть шесть». Для него это приключение, наконец-то что-то стоящее, и это так близко Доктору, тоже заскучавшему в тишине. Но Джетро, всё верно и тонко подмечающий, делает выводы, как все люди. Безжалостно и немного односторонне. «Я не буду никого убивать!» - начинает он, но вот уже помогает подтаскивать ноги Доктора по проходу, убивая незнакомца, который ему вполне нравился. Иногда мне хотелось бы, чтобы по сюжету любого из сезонов, Джетро вернулся бы. Взрослый Джетро, вернувшийся исправить то, что невольно натворил в той поездке. Ведь в каждом из нас живет этот ясноглазый Джетро, выбор которого еще не сделан. Кто знает?


Вернемся к нашему монстру. Как и о Скай, мы ничего не узнали о нем. Рассел использует для передачи присутствия зла все возможные проявления суеверия: стук снаружи, перестукивания с чем-то, тень на ярком солнце, которая померещилась молодому механику. Признаки – условны, а вот беда происходит реальная. Наш космолет завис, кабина отрезана, водитель и механик погибли. Люди заперты во всё том же пространстве с невидимым существом. Лесли Шарп таращится, словно в пустоту, как заговоренная повторяет слова перевозбужденных людей. Рассел кружит своих персонажей, заставляет их меняться местами. Ко всему, это еще редкая коллекция штампов сознания:

- Потому что я умный! – взрывается Доктор.

- Так ты считаешь, что мы тупые?! – тут же подхватывает семейство Кейн.

Рассел ввинчивает и опускает нас в эпицентр маленькой, но толпы. Толпы, готовой линчевать кого угодно, чтобы защитить себя от страха. Не случайно нам точно указывают, что спасательный шлюп был вызван до начала паники и прибывает через 20 минут после гибели Скай и стюардессы. Мы можем точно подсчитать время, за которое люди успели возненавидеть друг друга, погубить двоих и чуть не убить Доктора. Всё в одном крохотном помещении, в абсолютных заповедях классицизма.



О многом нам остается только гадать. Почему Скай и Доктор оказались более уязвимы для этого загадочного создания? Потому что были напуганы сильнее других? Возможно. Ужас Скай неподделен, именно она кричит в истерике «Она нашла меня! Она пришла за мной!». Почему Доктор, а не визжащая глупости Вал? Потому что ужас Доктора настоящий? Он, старающийся любить и сохранять всё живое, в этот момент стоит лицом к лицу с настоящими монстрами, готовыми убивать не за что. За недоказуемое отличие от них. Не правда ли, тут есть чему ужаснуться? Особенно, если ты потратил не только годы, но и жизни на защиту подобных существ.

На этот раз Доктору не на кого опереться. Нет спутника, готового вступиться. Нет часто возникающего рядом с ним фаната (случайного спутника). Джетро. идеально подходивший на эту роль, в итоге отворачивается. Отворачивается симпатичная нам и Доктору Ди Ди. Маленькое сообщество дружно выступает против, даже не потрудившись особо сформулировать доводы в пользу смертельного приговора.


По хорошему, если вдуматься, и отмести метафизические признаки присутствия монстра, то получится очень простая история о страхе, психологии толпы, поиске «ведьм» и линчевании. Посмотрите сами: Скайп просто повторяет слова, затем предвосхищает их, затем «ворует голос» Доктора, и он немеет, парализованный. Так лишает голоса и парализует отчаяние. Отчаяние, в котором ты не понимаешь, как доказать миру, что не верблюд.

Помню от мамы одну давнюю историю. Студентами их как-то отправили в колхоз, на уборку чего-то там. Поселили в дальних заброшенных амбарах, и веселая молодежь по понятным юности причинам засиделась допоздна на пригорке. Потому первыми и заметила, как запылал дальний дом местного агронома. Ребята кинулись со всех ног спасать, но тот, кто видел, как горят старые избы по летнему зною, предугадают концовку. Дом сгорел дотла. Людей спасти успели, что-то по крупицам вынесли, отгородили пламя от остальных домов. Большего сделать было нельзя, и люди замерли полукругом у пепелища. Внезапно в толпе раздался ехидный и въедливый женский голосок:

- А ведь студентики первые прибежали! Видать, они и подожгли!

Народ угрюмо замер. В воздухе повисла немая угроза, заискрила новая беда, когда неожиданно отозвался один из студентов. Был он широк в плечах, высок, лохмат, очкаст и запредельно добродушен. Его густой басок немного портило серьезное заикание, обычно пугающее. Но сейчас сквозь дым и копоть недавней беды голос резал воздух легко и торжественно:

- Гггг-лууу-пааая бааа-бааа! – разнеслось в тишине, и напряжение спало.



Почему вспомнила это здесь? Потому что там, на деревенском пепелище, не было никаких монстров, кроме нас самих. Не пошути удачно один студент, кто знает, чем бы закончилась эта история для остальных. Кто знает, чем бы закончилась эта история для Доктора, если бы не самоотверженный поступок стюардессы. В последнем поведении Скай мне видится как раз очень человеческое упоение властью. Такое человеческое желание убивать, дремлющее в опасных глубинах нас самих. Она так упивается своей властью, так каменно и неподвижно отчаянное лицо Доктора, что стюардесса не пробует никого переубедить, а просто выпрыгивает из корабля, увлекая за собой Скай. Самое страшное в этот момент даже не смерть двух безымянных людей, а то, что она приносит тебе облегчение. Доктор спасен… а остальное уже неважно?


Профессор, я рад, что у вас есть абсолютное определение жизни во вселенной, но, возможно, у вселенной есть свои собственные идеи, м-м? © Доктор Кто

Элис Тротон, снявшая этот эпизод, успешный британский телережиссер. Она подарила нам эпизоды «Мерлина», «Торчвуда», «Во плоти», «Огуреца», «Атлантиды», «Шелка». Да, забавно, но не смотря на созвучие, она ко Второму Доктору не имеет никакого отношения. Элис и Рассел в «Полночи» заставили нас еще раз всмотреться в своё собственное лицо, лишний раз показав, как люди, обычные люди, опасны для неугомонного Доктора. Но Рассел не был бы Расселом, если бы не вернул нам надежду. Его герои потрясены, и не только угроза, но и спасение пришло от них. Та, что первая предложила выкинуть монстра за борт, смело шагнула сама, всё же выполнив свой долг. Может от того, так режет фраза Доктора «Кто-нибудь знает, как её зовут?». Но никто не знает, как зовут человека, отдавшего за них жизнь.



Для меня «Полночь» - один из любимых шедевров проекта. Максимально сконцентрированное повествование, переданное очень скупыми средствами, силами талантливого актерского состава, поразительной точностью каждой реплики, каждого движения, самой интонации персонажей. Единство времени, места и действия. Единственный в истории ньюскула монстр, чья история и происхождения остались не раскрытыми, а вот Доктор как никогда показан уязвимым, беспомощным, а того еще более родным и прекрасным. Вот нам Доктор – не бог, а человек. Человек лицом к лицу с другими людьми. Не победивший, а чудом спасенный, потрясенный, растерянный. По итогам серии долго не могла смотреть на Лесли Шарп и на себя в зеркало. Первое признание мастерства, второе – повод задуматься.


P.S. Не удержусь. Присмотритесь, как расположены на этом скриншоте герои истории. Доктор там, где смог сесть. Ди Ди отдельно от профессора, отвернувшись к стене. Вал отдельно от семьи, там где осела с последней дурацкой фразой «Я же говорила, что то она!». Старший Кейн ближе к сыну, а Джетро теребит руки. Так без слов передано то, что вынесли персонажи после всего перенесенного. Мелкие штрихи большего. Просто прекрасно.
Tags: doctor who: аналитика, doctor who: обсуждение, актер: colin morgan, актер: david tennant, актриса: lesley sharp, жанр: драма, раздел: сериал, сценарист: russell t. davies
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 30 comments