Наталья Попова (bamssi) wrote in british_cinema,
Наталья Попова
bamssi
british_cinema

Под скальпелем природы и искусства ©

Воспользуемся прекрасными ролями Таппенс Мидлтон (Tuppence Middleton) и Фримы Аджьеман (Freema Agyeman), чтобы поговорить об экспериментальном сериале семьи Вачовски. «Восьмое чувство» — первый сериал, созданный на студии Дж. Майкла Стражински JMS, написанный и срежиссированный людьми, однажды уже сильно повлиявших на судьбу современных кино-жанров. Ко всему, мы по-прежнему можем считать Навина Эндрюса (Naveen Andrews) – британцем, а прекрасный Джозеф Моул (Joseph Mawle) сам по себе повод для разговора, каким бы мимолетным не было его появление на экране. Трансляция сериала закончилась в июле этого года, но на всякий случай постараюсь минимизировать сюжетные спойлеры в своей записи, хотя подчеркну, что они в ней возможны. Если вам не захочется до просмотра знать о сериале что-либо конкретное, ограничусь одним замечанием: этот продукт Вачовски концентрирует в себе все достоинства и особенности их стиля, не всем подходящие. Если вас в свое время смутил «Облачный атлас», то готовьтесь к тому, что «Sense8» возможно смутит тоже.

1433618514_sense8-jamie-clayton-poster


Я интересуюсь будущим, потому что собираюсь провести в нем всю свою оставшуюся жизнь. © Ч.Ф. Кеттерлинг

Человеческое сознание – самая зыбкая категория знания из всех человеческих. Иногда мне кажется, что мы знаем даже о космосе больше, чем о нем. С другой стороны, что есть космос, если не удивительная возможность человеческого мозга проецировать собственные представления в самые причудливые формы. С Вачовски так всегда: можешь принимать всё за чистую монету, Нео, а можешь предположить, что весь этот масштаб – красивая метафора очень простых вещей. Восемь незнакомцев, разбросанных по всему миру, не связанных никак возрастом, расой, полом, религией, даже социальным положением, в один и тот же час (в 2:01 утра) вдруг начинают слышать, видеть, ощущать друг друга, более того, с легкостью передавать навыки и умения на расстоянии. Кто они, почему, зачем им эта связь? Первый эпизод приносит такое количество вопросов, что не будем спешить. Давайте разберемся: Кто? Что? Зачем создал этот проект.



То, ради чего мы живем, и то, ради чего работаем, — абсолютно разные вещи. © «Sense8»

Представьте себе такой способ видения мира, в котором мысль не отделена от эмоций. Что устойчивые интеллектуальные и эмоциональные, физические особенности, присущие тому или иному индивиду (представителю любой социальной группы), можно передать другому человеку. Что телепатия, о которой так много писали и говорили, на самом деле вполне себе научное или просто существующее явление, которое легче отрицать, чем принять факт, что людям вовсе не нужны сложные технологии для передачи мыслей и чувств. Сложная задача, но воплотимая. Для этого достаточно это допустить. Пойдем дальше: наложим это предположение на картину катастрофического разобщения мира. Для этого выберем самых несопоставимых на первый взгляд людей.



Трогательную красотку Райли Блю, девушкe DJ из Рейкьявика, сбежавшую от чего-то в Лондон, но и там, не нашедшей покоя. Уилла Горски, потомственного полицейского из Чикаго, сохранившего удивительную чистоту помыслов. Чернокожего водителя Кафеуса из Найроби, по кличке Ван Дамм, отчаянно сражающегося за жизнь своей матери, умирающей от СПИДа. Сеульскую бизнес-леди Сун Пак, стойко скрывающую не только своё катастрофическое одиночество, но и поразительные боевые навыки кикбоксинга. Романтичную Калу Дандекар, фармацевта из Мумбаи, которой предстоит выйти замуж за нелюбимого человека. Берлинского взломщика сейфов Макса Римельта, с очень сложным прошлым. Добавим сюда мексиканского актера Лито Родригеса, прячущего от всех свои счастливые однополые отношения, и Номи Маркс, трансгендера, политического блоггера и хакер из Сан-Франциско, чтобы мозаика сложилась. Личные ситуации каждого из героев позволяют поднять огромное количество этических проблем: политической и социальной разобщенности, идентичности, сексуальности, гендера, межрасовых и семейных конфликтов. Так в 12 эпизодах можно показать, как разница способна разделять и объединять людей.


Я знаю, как тебе больно. Я знаю, что ты хочешь лечь здесь и никогда не вставать. Знаю, потому что я это чувствую. Могу это чувствовать. И это значит, что как-то где-то ты можешь чувствовать то же, что чувствую я. Я люблю тебя. Поэтому я не сдаюсь. Я люблю тебя. Я люблю тебя. Люблю. © «Sense8»

История начинается с интриги: в пустующем здании измученная женщина говорит с двумя мужчинами. Через какое-то время вы понимаете, что оба они или кажутся несчастной, или являются ей, но физически от нее удалены. Каждый наговаривает героиня в ухо что-то своё, первый торопит, второй угрожает, но то, что происходит потом окончательно выбивает из колеи. Выстрел обрывает жизнь незнакомки, а на экране возникает сразу несколько сюжетных линий. «Sense8» - снималось одновременно в Соединённых Штатах, Великобритании, Германии, Южной Корее, Исландии, Мексике, Индии и Кении. Эпизод в Найроби потребовал дополнительно привлечь 700 человек массовки, 200 машин и вертолёт. В Мумбаи снимался болливудский танцевальный номер, включавший песню на английском языке и хинди. Его поставил хореограф Лонгинус Фернандес, работавший над фильмом «Миллионер из трущоб». Зато ощущение идентичности такое, что за время шестидесятиминутной серии тебя не покидает чувство, что ты посмотрел не один, а десятки очень разных по стилю фильмов. Вот тебе и пост- советский криминальный боевик про Восточную Германию 90-х; болливудская комедия о свадьбе; британская социальная драма; добродушный, но грустный арт-хаус о водителе из Найроби; почти «кимкидуковская» притча о семье; американский полицейский детектив и что-то еще. Этот проект отличителен как раз тем, что ощущение «чего-то еще», недосказанного и обещанного, не покидает.



Вачовски жонглируют десятками сюжетов в одном столь виртуозно, что ты поначалу отказываешься признавать, что они хоть как-то связаны. Но чем теснее увязывается узел событий, чем больше приходит ответов, тем сильнее герои испытывают связь друг с другом. В общей канве есть введенный рассказчик (загадочный персонаж Джонас), единственный понимающий, что к чему и не менее могущественный его антипод Мистер Уисперс. Оба пытаются собрать восьмёрку воедино, но с разными целями. Впрочем, первый сезон не принес однозначных ответов на эти вопросы, а Вачовски обещали, что уже запланировали проект на 5 сезонов. Так что еще рано рассуждать для чего существуют те или иные герои. Говорю о Джонасе и Уисперсе только, чтобы обозначить стилистическую особенность сценария. Как и в «Матрице», как и в «Облачном атласе» носителями приблизительного знания являются некие условные фигуры, выдающие нам информацию частями, в определенные моменты расшифровывающие особенно странные повороты сюжета. Но мы же помним, что обладателям окончательного знания станет тот, кто осмелится пойти дальше введенных «учителей».



На этот раз всё серьезно. Энди, Лана и Джозеф подключили к проекту десятки серьезных художников, создали достойные тяжелобюджетного фильма визуальные эффекты, не скупились на локации и натуралистичность, кроме того, они воспользовались старым приемом американского телевидения – прямолинейно актуализировать существующие социальные конфликты, выводя их на экране, как абсолютный факт. Революция через констатацию. Сериал упрекали за большое количество свободных сексуальных сцен, но поверьте, ни одна из них не акцентирована. Это стоит просто учесть: они там есть, как существую и в нашей жизни, не у нас, так вокруг нас.



А что такое человек? Тот, у кого есть разум, воображение, любовь или горе? Тогда мы большие люди, чем человечество. © «Sense8»

Каждый из нас смотрит в мир, а видит себя. Что зацепило меня в этом проекте? Его герои – не супермены, хотя и обладают вполне характерными чертами современного мифа о сверх возможностях. Благодаря друг другу, они способны бывать в самых неожиданных местах, ощущать боль и радости других, выбираться из самых крутых передряг. Но для этого им придется пройти все классические стадии: отрицания, гнева, манипулятивности, безысходности и принятия. Многие из этих восьмерых незадачливы, мотивы их неуклюжи, а действия нелепы. Но вместе они почти идеальны, а главное более живы, чем те, кто отчаянно преследуют их.

То, что в этом есть от всего помаленьку: элементов современного мифа, сказочных начал (мотив матери, учителя, артефакты общности), мультимедийность и камерность в одном флаконе, подчеркнутая глобальность и между тем, такая простая метафора. Ведь если отбросить идеи ментальности, эмпатии и современные технологии, остается старое, как мир «один за всех, и все за одного». На свете находится восемь (а значит больше, ведь за каждым из восьми есть кто-то особенный) людей, способных принять разность друг друга себе во благо. Остальное пытается исследовать, почему остальному человечеству этот дар кажется угрозой.


«Sense8» смотреть непросто. При таком то многообразии приемов и тем, всегда найдется та, что точно встанет поперек горла, или не встанет. Не думаю, что Вачовски ставили себе цель - понравится всем. Я рада за работы Таппенс и Фримы, разнородные, но действительно впечатляющие. Фрима, например, поразила меня тем, что я не сразу признала в персонаже Аманиты актрису. Таппенс приметная в бриткоме «Обед в пятницу вечером», сериалах «Черное зеркало», «Льюис», «Призраки», «Синдбад», ремейке «Леди исчезает», еще одной странной работе Вачовски «Восхождение Юпитер». Здесь она почти невероятна: такая отстраненная и чувственная, замкнутая, ранимая и несгибаемая. Собственно, актерские работы – безусловное достоинство сериала.



Еще остается масштаб, музыка и операторская работа. Всё это задел на будущее, ведь финал остался открытым, как и множественные вопросы, поднятые для нас на свет. Второй сезон обещают к 2016 году.
Tags: *рецензия, жанр: фантастика, жанр: фэнтези, раздел: сериал
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments