Наталья Попова (bamssi) wrote in british_cinema,
Наталья Попова
bamssi
british_cinema

«Testament of Youth», 2014

Пятница отличное время для негромкого, камерного фильма. Меня в него привело чистое (уже почти безграничное) восхищение молодым ирландским актером, Колином Моргоном. Роль у Колина больше, чем небольшая, но очень приметная. А вот сами «Заветы юности» (так они были обозначены в российском прокате, другое название «Воспоминания о будущем») основаны на мемуарах Веры Бриттен, важной для британцев книги. Картина снята добротно и нежно, исполнена великолепным актерским составом, и оставляет после себя легкий привкус горечи и грусти. Именно в той неострой пропорции, что позволяет не напрячься, но задуматься.


Начнем с главного. Вера Бриттен (Vera Mary Brittain) — именитая английская писательница, христианская пацифистка и феминистка. Вера, мечтавшая с юности писать книги, добилась поступления в колледж Оксфордского университета. В 1915 году бросила учебу, чтобы добровольно отправиться работать медицинской сестрой в госпитали на границах фронта. В основу самой знаменитой ее книги «Testament of Youth» легла личная трагедия поэтессы: ее брат, музыкант Эдвард Бриттен, жених Роланд Лейтон и двое ближайших друзей погибли на фронтах Первой мировой войны.


После войны подружилась с начинающей, как и она, писательницей Винифред Холтби, вдвоем они появились на лондонской литературной сцене. В 1923 году Бриттен дебютировала романом «Темные времена». Через пару лет вышла замуж за политолога и философа Джорджа Кетлина. Их сын стал художником, писал о матери и ее семье. Дочь, баронесса Ширли Уильямс — видный ученый, политик либерально-демократического направления, была министром труда.


«Заветы юности» появились в 1933 году, и сразу разошлись миллионными тиражами. Книгу продолжили еще два романа: «Заветы дружбы» (1940, о Винифред Холтби) и «Заветы опыта» (1957). Еще один том — «Заветы веры» (или «Заветы времени»), так и не был завершён. С 1920-х годов Бриттен была регулярным спикером в Лиге Наций, выступала с антивоенными заявлениями, в том числе — даже во время Второй мировой войны. С 1930-х постоянно публиковалась в пацифистском журнале Peace News. В 1945 году её имя было включено нацистами в «Чёрную книгу» тех, кого надлежало немедленно уничтожить, когда германские войска захватят Великобританию.

Книги Бриттен многократно переизданы. "Заветы юности", выдержавшие к нынешнему времени 10 переизданий в Великобритании и США, были экранизированы телевидением BBC Two в 1979 году, роль Бриттен сыграла Черил Кемпбелл. В 1998 году переписка Бриттен времен Первой мировой войны была издана томом «Письма потерянного поколения», они стали основой серии радиопередач BBC Radio 4, письма читали Аманда Рут и Руперт Грейвс. Новый том военной переписки и стихов Бриттен «Потому что тебя нет» появился в 2008. В том же году на британские экраны вышел телевизионный фильм «Любовь и война одной женщины», роль Бриттен сыграла Кэтрин Мэннерс. «Заветы юности» стали первой художественной экранизацией мемуаров Веры.


Я никогда не побоюсь столкнуться с реальностью. Воображаемое страшит меня куда сильнее. © «Testament of Youth»

Режиссером фильма стал Джеймс Кент (James Kent), нам известный по эпизодам «Белой королевы», «Дома на окраине», «Пуаро» или замечательной телевизионной «Тринадцатой сказке». Сценарий для фильма адаптировала Джульетт Таухиди (Juliette Towhidi), которой мы обязаны чудесными «Девочками из календаря» (2003) и недавним «Смерть приходит в Пемберли». Снимал фильм оператор Роберт Харди (Rob Hardy), среди работ которого значатся «Сломленные», «Мальчик А», «Из машины», «Невидимая женщина». Актерский состав фильма украшают Алисия Викандер (Вера), Кит Харрингтон (жених Роланд), Тэрон Эджертон (брат Эдвард), Колин Морган (друг Виктор), Эмили Уотсон (мать Веры), Доминик Уэст (отец), Хейли Этвелл, Миранда Ричардсон, Джоэнна Скэнлэн, Рэйчел Редфорд, Анна Чанселлор (мать Роланда), Николас Фэррел, Николя Ле Прево, Ниам Кьюсак, Джонатан Бэйли.



Что нужно, чтобы эта картина понравилась вам? Любить неспешные британские мемуары. Поверьте, если вам нравятся лишенные пафоса и грандиозности истории о важном, то здесь вы найдете многое для себя.



Помните, что это мемуары женщины, которая просто тосковала по своим потерям. Не будет баталий и длинных объяснений, но бесподобный Доминик Уэст (сыгравший отца Веры и Эдварда), провожая сына на фронт, не сможет сдержать слез, вглядываясь в газетные списки погибших. Поверьте, это намного страшнее самых убедительных взрывов.


Мне приглянулась юная Алисия Викандер, до этого неизвестная мне шведка. (Просто кто-то так и не посмотрел «Пятую власть»). Между тем, барышня исполнила роль королевы Каролины в фильме «Королевский роман» и Кити в новой экранизации романа «Анна Каренина» (2012). В 2013 году была номинирована на премию BAFTA «Восходящая звезда». В «Заветах» в ней чувствуется сила и какая-то трогательная собранность, особенно ярко проступающая в партнерских сценах.


Кит Харингтон тоже не новичок на британской сцене, в кино и на телевидении. Так как я далека от знаменитой «Игры престолов», то для меня он в первую очередь Уильям Брэдли из занятного «Седьмого сына». Здесь трагический Роланд приятно неоднозначен и запоминается блестяще разыгранной недоговоренностью.


А вот Тэрон Эджертон – мой откровенный любимец. С самого первого кадра «Kingsman: Секретная служба». Открытый, улыбчивый, яркий – на нем откровенно отдыхают глаза. Но кому я вру, самым запоминающимся явлением фильма стал мимолетный Виктор, невероятный по нарастающей мощи, Колин Морган. Чтобы не потеряться в десятках восторженных слов, приведу лишь один пример. Раненный Виктор слушает торопливую речь Веры… дальше после видео спойлер, потому не желающие его услышать, просто любуются картинкой.



[Spoiler (click to open)]Виктор слеп. В кадре его голова перебинтована, камера концентрируется на лице актера. Вера рядом лепечет что-то о долге и заботе. Виктор накрывает её ладони своими и грустно произносит свою реплику: «Милая Вера, кажется, ты делаешь мне предложение. Извини, но я вынужден отказаться». В это время единственный глаз юноши, слепой (оооо, как он невероятно точно слеп) беспомощно пытается «нащупать» в темноте лицо подруги, чтобы произнести свои слова «глаза в глаза». Актер не двигается, тон его ровен, и только этот единственный глаз одновременно передает и слепоту, и отчаянную попытку слепого «увидеть». Не думаю, что смогу и захочу «развидеть» этот взгляд.



Дар у этого парня невероятный. Каждое появление на экране преображает его настолько, что забываешь «кто он» и что он играет. Играет, а не существует на самом деле. Рассел (хваливший юного актера в своих воспоминаниях) абсолютно прав: камера любит его раболепно. На каком бы заднем плане не молчал его персонаж, камера влюблено выцепляет его и льнет, не отлипает от его черт. Остановите меня, а то вы решите, что у парня тут главная роль. Нет, но разве это имеет значение?



На этом умолкаю, оставляя вас с картиной один на один. Она музыкальна, нетороплива и по-настоящему грустна. Как грустно бывает вспоминать прошлое, в котором осталось столько грез и надежд. Как важно бывает вспомнить тех, кого время уже не вернет. Как важно помнить о том, что это не должно, никогда не должно повторяться.
Tags: *рецензия, актер: colin morgan, актер: dominic west, актриса: anna chancellor, актриса: emily watson, актриса: miranda richardson, жанр: биография, жанр: драма, жанр: экранизация, раздел: фильм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 39 comments