Наталья Попова (bamssi) wrote in british_cinema,
Наталья Попова
bamssi
british_cinema

Хорошая девочка Клара.

До начала нового сезона остались считанные дни, слухами наводнило так, что давно плещет через край, а я вдруг осознала, что мы так и не поговорила об очень важном персонаже ньюсула. Спутница сразу двух Докторов, «невозможная девчонка», шагнувшая во временной поток Доктора на Трензалоре, распавшаяся на множество копий, любимая героиня Стивена Моффата, объект в равной степени любви и ненависти фанатов шоу, явление больше, чем культурологическое. Она определенно бомба замедленного действия, заложенная под четкий социальный стереотип. Ко всему еще упакованная в прелестную фигурку, вооруженная чудными огромными глазищами. Красавица, спортсменка, комсомолка… Всё как обычно: 1) моя запись является лишь волной трактовкой возможного образа 2) я не готова спорить - права я в ней или нет 3) на самом деле, очень благодарна Кларе Освин Освальд (Clara Oswin Oswald) за роковую возможность поговорить на очень важную тему: «Почему нас бесят хорошие девочки?».


Я не заслуживаю такого друга, как ты...
— Прости, но я — именно то, что ты заслуживаешь
. ©

Многие из нас сейчас смущенно отведут глаза от монитора, кто-то ухмыльнется, вспомнив вполне конкретную такую хорошую девочку. Никаких кавычек. Они, и правда, хорошие. Редко лидеры, но всегда командирши. Иногда отличницы, но чаще всего даже не рвутся. Они хорошо учатся, но скорее легко, чем прилежно. Зато успевают ходить на хор, запоем читать, устроить передвижной травмпункт для бродячих собак, достать всех школьной постановкой, в которой одновременно выступать режиссером, сценаристом, костюмером, продюсером и горничной (которую все отказались играть). Хорошим девочкам очень нравится жить. Ужасно заразительно нравится жить, так заразительно, как в семь утра, когда седьмая чашка кофе физически не лезет в горло, просто нельзя. Узнаваемые черты?



О, это интересно. Если бы Доктор был молодой девушкой, которая живёт в современной Британии, он был бы похож на неё. Умная и презентабельная и смешная, но в тоже время думает своей головой, когда что-то происходит. © Стивен Моффат

Молодая современная девушка. В меру амбициозная, не в меру любознательная, но самое главное – независимая. По-настоящему независимая. От чужого мнения, эмоциональной поддержки, привычных стереотипов. Хорошие девочки не всегда знают, но именно они являются отличной иллюстрацией одной важной истины: именно независимость дает возможность открытого, творческого и свободного общения с другими людьми. Лишь тот человек, который ни от кого не зависит, может свободно решать, с кем и как он хочет что-либо делать. Только свободные и самодостаточные люди могут равноправно сосуществовать. Было бы здорово признаться, что мы все такие, но если бы! Уже хорошо в мирной и не очень толпе они есть, хорошие девочки, кому как не им можно доверить управление если не ТАРДИС, то своим правом находиться в ней. Закон прост: все хорошие - хорошим достались, а Клара - Доктору. Помните, он не хороший человек, не генерал, не герой, он - болван с будкой. Как уж есть.


Она всегда мечтала путешествовать и исследовать мир. У нее есть книга «101 место, которое нужно посетить», которую ей подарила мама. Она находится на той стадии, когда заканчиваешь университет и «дрейфуешь» по жизни. Она не знает, чем хотела бы заниматься. Она просто знает, что хочет чего-то большего. И в этот момент, на пороге появляется Доктор и предлагает все время и пространство. © Дженна Коулман о Кларе Освальд

Они не напоминают роковых красоток из голливудских фильмов, но они молоды. Миловидны, опрятны, а главное жизнерадостны. Они нравятся старикам и детям, не будем лгать - дети обманываются, но их невозможно обмануть в главном – им нравится только живое и яркое. Хорошие девочки всегда приметны. За слово в карман не лезет, вечно интересуются чем-то, за чем не уследить. Пишут или рисуют, часто не знают, чем именно хотели бы заниматься, но охотно берутся это выяснять. Им нравится дружить, работать, петь, ходить в походы, если совсем честно, они никогда не делают того, что им не нравится. Даже если за это обещают деньги и славу, хорошие девочки всегда хотят чего-то большего. Спрашиваешь их об этом, и видишь как где-то в радужке глаза вспыхивают звезды, да что звезды – вся млечность мира уступает этой поволоке. Но ничего конкретного ты не услышишь. Каждая хорошая девочка ждет свою ТАРДИС.



Моффат еще никогда не был столь последователен. Его любимый персонаж упакован не просто в факты, здоровенную броню из них. У Клары, как у любого порядочного мифа, есть все детали, чтобы стать миром. Оставим немного в стороне арку Трензалора и копии Клары в других жизнях Доктора. Возьмем изначальную Клару.

Клара Освальд родилась в Ланкашире. 23 ноября. Первый раз Клара встречает Доктора, который грустит, что потерял … её. Снова инверсия, но тут это неважно. Клара еще ребенок, который гуляет с мамой на детской площадке. Открытый, чудный ребенок. Хорошая девочка, которой стало жалко странного незнакомца. С безаппелярной откровенностью она выдает Одиннадцатому, что мама не разрешает ей говорить с незнакомцами. Но она говорит, потому что он грустный. Неловко пытается утешить. Честно признается, что сама всё время теряет вещи (любимый карандаш, школьную сумку), но когда что-то теряет, идет в тихое место, чтобы закрыть глаза и подумать. Чудесный образ. Позднее Клара признается, что её большим страхом было потеряться. Во время семейного отдыха в Блэкпуле ночной кошмар сбылся, и девочка потерялась, но мать в конце концов нашла её. Элли успокоила её тем, что она всегда найдёт её, где бы Клара не была. Но мама умерла. Мы даже знаем дату - 5 марта 2005 года. Мы видели, как отец, Дэйв Освальд, утешал Клару на похоронах, а Клара отчаянно прижимала к груди маминy книгy. После университета Клара решила отправиться путешествовать, но перед отъездом она хотела провести неделю с друзьями. К сожалению, за эту неделю случилась беда, и Кларе пришлось отложить свои путешествия и стать няней для Арти и Энджи Мейтленд. Все мы знаем, что было потом. Да, Клара специалист по английской литературе и получила диплом досрочно, чтобы стать няней, но на самом деле просто не знала, что с ним делать. Да, школа в которой она работает, была колыбелью сериала. Когда-то в ней работали Барбара Райт и Иен Честертон, первые спутники Первого Доктора.



Хорошие девочки редко делают крутую карьеру, но они всегда незаменимые работники. Поразительно, но их азарта хватает не только на долгие годы, но и игнорировать намеки коллег, что пора бы двигаться дальше. Работу они тоже выбирают очень занятно: они часто педагоги, соц. работники, переводчики, библиотекари, инженеры. Редко врачи, почти никогда медсестры, но сиделки – легко! Лаборантки – легко! Неплохие ивентщики, чудесные воспитатели. Что душой кривить: хорошие девочки не ищут власти, но ужасно любят покомандовать. Это у них в крови. Мы не всё перечислили в них.



Они прилежны. Просто помешаны на контроле. Нет, не других, а себя и ситуации. Ведь хорошие девочки уверены, что ответственны за себя, а значит за всё. Чаще всего они растут в счастливых семьях, где родители с увлечением занимаются ими, но редко давят. Любого давления девочки бегут. Счастье и любовь в них закладывают с самого рождения, как во всех нас, но им никогда не бывает жалко любви для других. Причем настолько, что в пятилетней возрасте они начинают спасать… сначала воробушков, потом котят, потом дворовую подружку, потом соседа по парте, а потом, всю жизнь, их будет, как магнитом тянуть туда, где больно, грустно или просто сыро. Почему? Потому что мир начинается с них, они ответственны за себя, за него – за других. Им на самом деле нравится не улыбаться, а когда улыбаются другие, а чем легко всего расположить чужую улыбку – своей.



Они не идеальны, наши хорошие девочки, нет, они – живые. Ум делает их ехидными, глубоко спрятанная боль – язвительными. Яростно спасая мир, они иногда не замечают, что это ужасно раздражает. Да, ужасно раздражает, когда тебя хватают в охапку и куда-то несут. Если это сказать, то хорошие девочки расстраиваются, им становится очень стыдно. Стыдно хорошим девочкам часто. За всё и всегда. Оставим заблуждение: стыд вовсе не показатель вины, а всего лишь неравнодушия и рефлексии.



Не знаю, что Вы там обо мне думаете, мадам Вастра, но молоденькими красавчиками я никогда не интересовалась. И просто для справки - если и есть на свете человек, способный флиртовать с горным хребтом, он сейчас стоит прямо перед Вами! Если мое симпатичное лицо вскружило Вам голову, не думайте, что меня отвлечь так же легко! © Клара Освальд

А вот в любви хорошим девочкам часто не везет. Так стоп! В том самом стереотипном понимании «любви», которое впечатано в гендерное, скомканное, больное самим собой общество. Тут следует учитывать всё: город или поселок, большой город или удаленный, страну, континент, социальное положение, год, век, выплаты по ипотечному займу. Не будем заходить далеко. Просто хорошие девочки не ищут в любви… ничего. Помните, я уже говорила, что им просто нравится любить. Восхищаться, удивляться. Соедините это потрясающим чувством сопричастности, и вы съехидничаете, что хороших девочек вечно тянет к «плохим мальчикам». Не совсем так. Они просто могут себе их позволить. Хулиганистых, гневливых, вздорных, странных, любых. Ведь хороших девочек, как класс – не существует. Это лишь размытый едва узнаваемый образ. Из него и Моффату, и нам, нужно было лишь одно – независимую девушку, способную не замарачиваться на чары Доктора. На самом деле мы все на это способны – восхищаться, испытывать гнев, радость, нежность, океан любви, никак не связанный с половым влечением. Можем, но ужасно затратно убеждены, что «молодые женщины всегда увлекаются своими спутниками», «дружбы между мужчиной и женщиной не существует», «женщина рождена стать матерью», «все мужчины помешены на сексе»… мы не озвучивает это, мотаем головой мол «нет-нет-нет, так не думаем», но прищуриваем один глаз, когда юная леди спокойно отвечает, что не влюблена в человека, которого да, очень любит. Спасибо Моффат!

А в любви наша девочка, прости хорошие девочки, не ищут везения. Зачем оно, если у твоей любви нет цели? Есть ответственность, есть понимание, есть желание разделить, сделать всё правильно, но цели? Больше, чем просто быть? Нет.


Как надолго ты можешь задержать дыхание? ©

Итак, Кларе достались вполне определенные черты:

- она молода (не так, как Роза, старше Марты, но определенно перед нами именно молодая женщина). Это важно, потому что на самом деле это тоже очень уязвимый период в жизни. Опыта еще много, и молодость часто шпыняют. Помните: «На эту должность мы хотели бы человека с опытом». – «Но ведь человек с опытом не пойдет на эту зарплату!» – «Да, но нам нужны люди с опытом». – «Но чтобы опыт был мне нужно начать работать!» Так по кругу. Молодости редко прощают силы и надежды, чтобы нам не говорили об этом, молодым быть прекрасно, но очень непросто.

- умна (Освальд могла выйти из ситуации, соображая быстрей, чем остальные люди. Освин Освальд и Клара Освальд были опытными хакерами. Хотя Клара получила эту способность от Мисс Кизлет);

- независима. Типичное суждение выглядит так: тот, кто независим, неизбежно одинок. Именно отсюда рождается страх перед независимостью. Успех приходит к тем, кто сам берет дело в свои руки, сам принимает решения, а проблемные ситуации рассматривает, как возможность продемонстрировать свои лучшие качества. Клара в полной мере отвечает этому.

- храбра. Как часто она действует через страх, не потому что его не имеет, а потому что не отступает. Посмотрите сами: это касается и действий, и принятия решений. Непростых: книжная стенка в финальной серии, оклеенная стикерами с доводами впечатляет. Но Клара принимает решения всегда: от малых до больших. Не всегда верно, но всегда. Это самое важное.

- честна. Да, Клара врет. Мы все врём. Честность совсем не про это. Честность – умение различать, где правда, а где ложь. Пока мы помним это, мы – честны. Насколько это возможно.

- любознательна… о! это моя любимая черта.



— Клара, тебе хорошую новость или плохую?
— Нам и так плохо! Я сейчас в плохой новости!
©

Подведем итог. На минуту представим, что все эти качества достались бы мужчине? Молодой, подтянутый, активный, деловитый, умный, независимый, храбрый, отдающий себе отчет в поступках. Которого бы в ТАРДИС привела жажда путешествий. Который бы сам принимал решение остаться в ней или нет. Который бы считал, что за Доктором необходимо приглядеть. Не Микки, не Рори, а например… Джек? Хорошо-хорошо, плохое сравнение. Но не все смотрели олдскул. Мне на ум, например, неуклонно приходит Иен Честертон. Или Сара Джейн Смит. Правда, не та, что путешествовала с Третьим Доктором, а та, что нашла Десятого. Как бы то не было, просто подумайте, что плохого в том, что Клара – хорошая девочка?



Вот интересный момент отношений Доктора и Клары: она практически может вести ту же игру, что и он. Она на это способна, она страшно умна и своенравна, и у нее большое эго. Ее неудачный роман с Дэнни служит тому печальным доказательством. Он чудесный человек с ужасной тайной, а она все портит, просто потому, что уделяет ему недостаточно внимания. Это просто чуточку менее интересно, чем путешествовать в синей будке. Надо быть немного сумасшедшим, чтобы так думать. По-моему, Доктор впервые путешествует с таким же сумасшедшим человеком, как он, и это весело. © Стивен Моффат

Хорошие девочки существуют. Их часто упрекают в лживости, в том, что они набиваются, стараются произвести впечатление. Самая большая беда этих девочек именно в том, что они хорошо воспитаны. Когда на нее нападают, хорошая девочка … удивляется. У нее нет нужды нападать на мир, и девочка долго наивно полагает, что у других таких причин тоже нет. Если выкрикнуть ей в лицо: «Ты мелкая, кривоногая дура, которая забывает, что этот сериал не про тебя! Ты слишком много на себя берешь! Что ты вообще вообразила?! Думаешь, самая умная?! Посмотри на себя! Ты до сих пор одна! Единственный мужик хотел на тебе жениться, и тот умер! Да тебя тут просто терпят! Скорее бы …». Узнаваемые телеги? Нет, я не говорю про то, что вы (или кто-то) так думает. Просто вы слышали их в жизни. Точно слышали. Не в свой адрес, так просто в метро, на совещании в конторе, планерке, в курилке, где угодно. Хорошие девочки – не редкость. По сути, они живут в нас всех. Но мы задвигаем ее в себе подальше, чтобы не услышать подобное в свой адрес. Никто не любит хороших девочек.

Спасибо Моффат и Доктор за то, что вы любите их. Хотя любовь Моффата опасный аргумент в разговоре. Если вернуться от моего отвлеченного бреда к сериалу, то секрет любого сюжета в том, что он интенсивен, то есть развивает по нарастающей. Клара уже пожертвовала собой, она навсегда вплетена в историю Доктора, примирилась с ТАРДИС (ревнивые машины времени тоже не любят хороших девочек), похоронила любимого человека, уровень её вовлеченности и драматизма персонажа настолько высок, что мне страшно за то, как именно она покинет ТАРДИС. Каждому персонажу достается в наследство то, о чем он мечтал: Донна стала самой важной женщиной во вселенной; Роза получила любовь; Марта реализовала себя; Ривер психопатка, простите, вышла замуж за Доктора; Эми сделала свой выбор; Джек примирился с собой… но Клара не хочет ничего. Ей просто нравится бежать рядом с Доктором. Совсем, как он. Правда, это пугает?


Так почему нас раздражают хорошие девочки?
Tags: doctor who: аналитика, актриса: jenna coleman
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 39 comments