Наталья Попова (bamssi) wrote in british_cinema,
Наталья Попова
bamssi
british_cinema

Величайший актер современности

Ребята, этот пост фанатский. Точнее, так как не люблю ярлыков и принадлежности, это пост восторга, любви и уважения к великому Артисту. Мне трудно подобрать слова, потому не выйдет у меня хорошего обзора, сносного пересказа творческого пути, да и не хочется ничего подобного в день, когда родился великий и несравненный Гэри Леонард Олдмен (Gary Leonard Oldman).


Шекспир не писал подтекстов. Подтексты надо играть. (с) Гэри Леонард Олдмен

Актёр, режиссёр, продюсер и музыкант. А еще невероятно трудолюбивый и мудрый человек. Знаете, что поражает сильнее всего: диапазон ролей, за которые он берется, просто неисчерпаемый. От романтичного священника в «Алой букве» до откровенной мерзоты в «Леоне». Гэри неповторим, неподражаем и часто неузнаваем.



Когда вы видите в кино, как люди отлично проводят время, как они напиваются, ширяются и купаются в деньгах, разве в этом есть какая-то драма? Это же тоска зеленая. Меня вот по-настоящему привлекает и захватывает война, ярость, которые царят у нас в домах. Это мне интересно, за этим я пойду в кино. И не важно, «Макбет» это или история неполной семьи. Это меня возбуждает, напоминает мне, что я человек. Стелла Адлер как-то сказала, что дух разрушается и разъедается жизнью. Сколько бы лет ни длился наш земной путь, мы неизбежно приходим к потере родителей, к разводу, смерти, раку — все это отщипывает от нашего духа по кусочку. И только искусство может напомнить нам, что он у нас вообще есть. (с) Гэри Леонард Олдмен


Его игру не спутаешь ни с какой другой. Пусть ты не сразу признаешь в Зорге из «Пятого Элемента» изумительного Розенкранца из «Розенкранц и Гильденстерн мертвы», или с трудом осознаешь чертовски точное сходство с Вишесом в «Сид и Ненси», но то, как он вживается в образ, отрубает раз и навсегда попытки увидеть, как он это делает.



Когда я рос, насилие всегда было где-то рядом, на периферии. Дело в том, что мужья моих старших сестер... Я бы, конечно, не назвал их злодеями. И уж тем более я бы не назвал их гангстерами. Но они были ребята довольно отталкивающие. Такие люди — плоть от плоти питейной культуры. Для них ты становился мужчиной только в том случае, когда лет в 14-15 приходил в паб и начинал пить пиво, играть в дартс, рассказывать сексистские и расистские анекдоты, отпускать гомофобские замечания и все такое прочее. Ты должен быть пацаном из бара. Я старался играть эту роль, потому что на меня давило окружение, я хотел встроиться. И хотя по-настоящему хорошо мне вроде бы тогда не было, я всегда вспоминаю об этом с теплотой. У каждого из нас есть такой чемоданчик с говном, так ведь? И мы берем его с собой, куда бы ни отправились. (с)

С 1979 года по сегодняшний день им сыграно 125 ролей. Кроме того Гэри Олдмен успешно спродюсировал несколько кинолент, в том числе свой режиссёрский дебют. В 1997 году он поставил по собственному сценарию фильм «Не глотать», частично основанный на автобиографическом материале. Картина принесла Олдмену две премии BAFTA (за лучший британский фильм и оригинальный сценарий) и участвовала в конкурсной программе Каннского кинофестиваля. Единственной в карьере номинации на премию «Оскар» Олдмен удостоился за роль британского агента МИ-6 Джорджа Смайли в триллере «Шпион, выйди вон!».



В детстве Гэри увлекался музыкой и хотел стать певцом или пианистом, но вскоре оставил музыку ради актёрской карьеры. После окончания театральной школы Rose Bruford College со степенью бакалавра в 1978 году Олдмен устроился на работу в театр Greenwich Young People’s, где за почти девять лет работы получил несколько наград, включая премию Time Out’s Fringe Award в категории «Лучший новичок» и премию British Theatre Association’s Drama Magazine Award в категории «Лучший актёр». В 1986 году Олдмен сыграл роль скандально известного басиста группы Sex Pistols Сида Вишеса в фильме «Сид и Нэнси». Для этой роли Олдмен сильно похудел, и его даже пришлось госпитализировать. Но именно этот фильм открыл ему дорогу в Голливуд. Что не удивительно, игра Олдмана в нем потрясает до сих пор.



Еще один фильм этого периода требует отдельного внимания. В картине Стивена Фрирза «Навострите ваши уши» (1987) Олдмен исполнил роль британского драматурга-гомосексуалиста Джо Ортона, за которую позднее был номинирован на премию BAFTA в категории «Лучшая мужская роль». Моё первое знакомство с Гэри Олдманом, любовь с первого взгляда.



Что говорить, восьмидесятые в Голливуде были временем «британской шайки» (Brit Pack), как пресса именовала Олдмена вместе с Тимом Ротом, Дэниелом Дэй-Люисом, Брюсом Пейном и несколькими другими британскими актёрами. В 90-е они ворвались с культовым «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» Тома Стоппарда. Картина получила премию «Золотой лев» на 47-м Венецианском кинофестивале, а сам Олдмен номинировался на премию «Независимый дух» в категории «Лучшая мужская роль».



Прежде чем я восьмидесятые, назову еще одну безумную вещь – «Состояние исступления» (State of Grace) — криминальная драма режиссёра Фила Жоану, где партнером Олдмана стал не менее прекрасный и безумный Шон Пен. Игра Гэри в этом фильме воистину феноменальна. Спокойно смотреть на его дуэт с Пеном невозможно. Для фанатов Робин Райт – это одна из лучших ее ролей.


Девяностые для Гэри ознаменовались переездом в США и рассветом карьеры там. Так в 1991 году Оливер Стоун пригласил Олдмена на роль Ли Харви Освальда в своей знаменитой картине «Джон Ф. Кеннеди. Выстрелы в Далласе». В следующем году актёр сыграл в экранизации романа Брэма Стокера «Дракула». Оба фильма на сегодняшний день уже являются классикой в своих жанрах, как и роли Олдмана в них.

Люди часто думают, что могут полностью контролировать свою карьеру. Но далеко не все в жизни можно строить. Многое зависит от того, что подвернется. (с)



Не думаю, что в Голливуде вообще понимают, что со мной делать. Когда речь заходит о романтических комедиях, мое имя наверняка оказывается в самом конце списка. (с)

Между тем, одна «романтическая роль» у Гэри есть. Фильм долго ругали, громили и редко упоминают, но для фанатов: Гэри там невероятно прекрасен, нежен и страстен так, что скулы сводит. Я говорю об «Алой букве» (The Scarlet Letter) — провальном художественном фильме 1995 года, экранизации одноимённого романа Натаниэля Готорна. Бонусом прибью видео с любовном сценой, потому что… уместно и очень красиво. Потом его игра, единственное, что хвалили в фильме. Правда, выдвинуть на "малину" не забыли.





Когда мне предложили сыграть Бетховена, у меня было одно условие — не чудить с волосами. Тогда агент сказал мне: «Прочитай-ка сценарий еще разок». (с)

Впрочем, сюда же можно отнести еще и «Бессмертную возлюбленную» (Immortal Beloved) — биографическую драму Бернарда Роуза, о любви в жизни Людвига Ван Бетховена. Что интересно, картина тоже потерпела провал в прокате, а игра Олдмана была названа одной из лидирующих в условном списке «лучших ролей Гэри Олдмена».



У людей, у прессы сложилось довольно странное и неверное представление обо мне, проще говоря, срань какая-то. Я все время читаю об «умалишенном» или о «гении», о «переменчивом», «злобном», «сумасшедшем», «безумном» Олдмане. Наверное, дело в том, что люди напрямую ассоциируют меня с персонажами, которых я играю. У меня и правда есть способность к смене личин — хоть во сне могу переключаться. В актерской игре для меня нет ничего трудного. И любой актер, который говорит вам, что он становится тем персонажем, которого играет, либо лжец, либо диагностированный шизофреник. (с)



Перечислять всех «безумцев», которых сыграл Гэри за свою карьеру, дело долгое, нужное и невероятно сложное. Уверена, многих из них вы прекрасно вспомните и назовете сами. Но для меня откровением стало, что миллионер Мейсон Верджер, единственная выжившая жертва доктора Ганнибала Лектера в «Ганнибале», тоже Гэри Олдман.

Любимое

Хотите верьте, хотите нет, но я все-таки сыграл больше хороших ребят, чем злодеев. (с)

У всех есть свои любимые роли Олдмана. Есть они и у меня. Трудно обойти милейщий эпизод в «Друзьях». Что меня в свое время особенно поразило, что великий маэстро не мешает партнеру играть, более того, явно играет на него.



«Трасса 60: Случаи на дороге» (Interstate 60: Episodes of The Road) — прекрасная притча 2002 года. У Гэри здесь очень необычная роль - некоего О. Ж. Гранта, истинное лицо которого мы можем только предполагать.



«Шпион, выйди вон!» (Tinker Tailor Soldier Spy) — детективный триллер Томаса Альфредсона по одноименному роману Джона Ле Каре. Фильм подаривший мне пару минут ничем не замутненного счастья, собрав в одном кадре Гэри Олдмана, Колина Фёрта, Бенедикта Камбербэтча и Константина Хабенского. В одном кадре! Что со мной было! А еще Том Харди, а еще… там полный набор для Наташкиного восторга: кастинг, картинка, музыка и жанр.



Не сколько любимый фильм (так как сильно не мой жанр), но более чем виртуозная игра актера в картине «Лес теней» (Bosque de sombras). Это триллер даже больше, чем драма, а Олдман своей филигранной игрой только подчеркивает это.



Я говорила про «Сида и Ненси»? Говорила. Но скажу еще раз, стоит один раз посмотреть эту культовую картину, чтобы по-настоящему оценить размах таланта этого человека.



Это для сравнения с оригиналом. Для тех, кто счастливо избежал знакомства с панк-роком.



Крайнее

Честно говоря, мне уже порядком надоело играть всяких засранцев. Я жажду комедии. Хотя опускать Индиану Джонса было довольно весело. (с)

Вполне забавной оказалась «Паранойя» (Paranoia), столкнувшая на одной площадке Олдмана с Харрисоном Фордом. Типичный голливудский боевик с отличными актерами и (удивительно) вполне внятным сюжетом. 2013 год, режиссер Роберт Лукетич («Двадцать одно», «Голая правда»).



Для фанатов своего жанра – отличный «РобоКоп» (RoboCop), римейк известного фильма. Версия получилась бережная, отлично дополненная персонажами Китона и Олдмана.



Слухи

Жаль, что почти ничего не слышно о замороженном проекте «Летящая лошадь» (Flying Horse), где сценаристом, режиссером и продюсером значится сам маэстро. Ко всему в кастинге заявлены: Бенедикт Камбербэтч, Аманда Сайфред, Гари Олдман и Рэйф Файнс. Фильм расскажет о знаменитом фотографе второй половины XIX века — Эдварде Мейбридже, который изучал фиксацию движения на пленке и во многом предвосхитил открытия братьев Люмьер.

Не до конца ясна судьба (и фильма, и продюсирования) сериала «Готэм», также продюсируемый Олдманом. Правда, появились первые снимки со съемочной площадки. На снимке актер Робин Тейлор изображает злодея Пингвина, которого лет двадцать назад весьма отвратительно блистательно сыграл Дэнни ДеВито в экранизации Тима Бартона. Сериал является спин-оффом комикса о Бэтмене и рассказывает историю полицейского Джеймса Гордона, который расследует убийство родителей Брюса Уэйна.

Так же ходят слухи о том, что Entertainment One и компания Гэри Олдмана и Дагласа Урбански Flying Studio намереваются вместе заняться разработкой многосерийного хоррора «Дьявольщина» (The Diabolic). Речь в сериале пойдет о бывшем экзорцисте, который влюбляется в мать-одиночку, чей сын оказывается одержим некой древней сущностью, грозящей гибелью не только мальчику, но и всему человечеству в целом. Сценарий пилотного эпизода взял на себя драматург «Чужого леса» Дэниел Кэй.

Уж совсем звездным является слух, что долгожданный седьмой эпизод «Звездных войн» выйдет на экраны с участием и Бенедикта Камбербэтча, и Гэри Олдмана. Якобы Бенедикт претендовал на ту же роль, что и Гэри Олдман, но в конечном итоге сценарий был переписан для того, чтобы обе знаменитости могли сняться в фильме вместе. Ну… я бы точно переписала сценарий именно так. Что выйдет на самом деле, заранее смешно. По мне лучше первых трех частей ничего нет, и все сразу поняли, что под первыми, я понимаю части с четвертую по шестую. Но отказать себе в удовольствии еще раз оказаться в этой вселенной – ни за что!

Слова любви

Люблю цитату о нем от Люка Бессона: «Гэри, я думаю, один из пяти лучших актёров в мире. Вы не можете ему не верить. Я был на съёмочной площадке, а он был в костюме Зорга, и мы болтали о шекспировской классике — «Гамлете». Он говорит: «Да, я играл Гамлета десять лет назад в Лондоне», на что я ему отвечаю: «Но как же ты выучил все три часа Гамлета?». Он говорит, что это было не настолько тяжело. Я продолжаю: «Но десять лет спустя ты помнишь хоть несколько строк?». Он отвечает: «Что ты имеешь в виду? Если я скажу: Акт 2. Сцена 3…», и он начинает читать Шекспира. В костюме Зорга посреди космического корабля».

Люблю, когда он дурачится:





Я всё в нем люблю. Необычайную резкость высказываний. То, как украшает собой любой фильм. Насколько уважителен он к чужому труду. Его Сириуса Блэка, комиссара полиции Джеймса Гордона, его злодеев, его невероятную ухмылочку, его веру в том, что лишь труд имеет значение перед лицом любого страха. За то, что он буквально озвучивает мои мысли: «Нам дан кодекс, по которому нужно прожить жизнь. Мы не всегда ему следуем, но он есть».


С днем рождения, Маэстро! С днем рождения!
Tags: *happy birthday, *обзор, актер: gary oldman, вечные ценности
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments