Kot (catus) wrote in british_cinema,
Kot
catus
british_cinema

О докторах, их спутницах, ученичестве и принятии

Здравствуйте! У меня назрел текст по Доктору Кто. Я неофит, фанатство одолевает, мысли роятся, в общем, есть жестокая необходимость поделиться с народом ) Простите за поток сознания )





Все наши желания упираются в сопротивление среды, обстоятельств, жизни.
Но всем (или почти всем) когда-то встречается Тардис – когда можно сделать выбор, когда тебя берут за руку и уводят из мира, не навсегда, на время, но ты уже возвращаешься другим человеком. Ступеней тут несколько – не пропустить, прислушаться к знакам (а главное – к себе), не испугаться сделать шаг навстречу, зайти, зачароваться. И самое трудное – принять то, что остаться в этом ты не можешь. Иначе – застрянешь, зависнешь, остановишься. Эта боль и тоска, которую испытываешь, вернувшись после странствий, это воспоминание о том, что невозможно сохранить в застывшем виде, а можно только идти дальше, развиваться, взрослеть – они движут нами.

Именно эти ключевые моменты - волшебной встречи, пребывания вне времени, ученичество и необходимость потом вернуться в мир - были тем самым крючком, зацепившим меня намертво ) Тут много чего наложилось - в основном, вещи, которые приходилось переживать, чудесным образом ложились в эту схему. ТАРДИС тут оказывается самой точной и яркой метафорой. Но речь не об этом.

А о том, что на мой взгляд, все четыре с половиной сезона, которые я пока отсмотрела, - они прежде всего о спутницах доктора. Об их взрослении, испытаниях, инициации. Этот сериал вообще наполнен мифологией - от очевидных вещей, типа ящика Пандоры, до более тонких и архетипических, сказочных. Героиня уходит в лес для того, чтобы побороть чудищ, достать волшебный, спасительный предмет и вернуться другим человеком. Сегодня, перечитывая одну любимую книгу о сказках, подумала, что не случайно у Розы, Марты и Донны - неполные или проблемные семьи. Ведь в сказках тоже так - обычно усиленное во много раз противостояние дочери и матери (мачехи), зачастую служащее поводом для того, чтобы уйти в лес.



Все спутницы Доктора следуют за ним по разным причинам. Роза повинуется внутреннему импульсу, она не думает, а просто бежит за ним. Тема волчицы тут не случайна. Волчица выкормила Ромула и Рема, волчица свободна и свирепа. Есть замечательная книга о естественной женщине, живущей во всех нас, и эта сущность уподобляется именно волчице. Доктор нужен Розе для того, чтоб эти силы высвободить, ощутить их, осознать себя как отдельного человека, могучего и живого. Вспомним, как во время самой первой битвы с Nestene Consciousness (не знаю, как это переводится) Роза не просто преодолевает свой страх, она, отсеяв все ненужное (работа, оценки) вспоминает, что она действительно может сделать - среагировать, совершить спасительный прыжок.



Инициация – это всегда поход в межмирье, иногда – в мир мертвых, иногда – в мир духов и хтонических существ. В сказках это, как правило, дремучий лес, подземные чертоги, пещеры и дно рек. Пребывая в Тардис, путешественники по определению обитают в межмирье, тут это – временная воронка. Девятый Доктор это очень хорошо понимает и именно потому привозит Розу в первую очередь в потусторонний мир, конец света. Ослепительное страшное солнце. Роза знает, что матери уже нет, да и она сама мертва, но в то же время она смотрит на Землю сверху, со стороны, оплакивая ее гибель. Одиннадцатый, на вопрос Эми о том, почему она не забыла об исчезнувших солдатах-монахах, говорит – ты теперь путешественница во времени, ты видишь больше, чем другие. Пережив гибель Земли, Роза проходит первую ступень инициации, становясь на одну ступень с Доктором.

Все спутницы Доктора отважны, быстры, веселы и умны. Но каждую из них поджидает момент, когда они должны умереть. Смерть - это финальный аккорд инициации, после нее герой перерождается с новыми и небывалыми силами. Донна умирает дважды - сначала в параллельном мире, а потом и в настоящем, лишившись воспоминаний о Докторе и Тардис. Роза умирает в нашей вселенной, перейдя в параллельную, а фактически - в иной мир, где жив ее отец, где в небе летают волшебные дирижабли. Марту временно лишают жизни, заменив ее двойником. Эми и Рори погибают и возвращаются к жизни несколько раз. Таким образом они получают для себя еще один опыт Доктора - смерть, которую можно пережить. И осознать потом, что самое-то страшное впереди - расставание. Как Доктор расстается со своими инкарнациями (легко, как Девятый, или с болью, как Десятый), так и всем спутницам нужно вернуться в мир, чтобы "проживать жизнь день за днем".

Tags: doctor who: аналитика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments