Наталья Попова (bamssi) wrote in british_cinema,
Наталья Попова
bamssi
british_cinema

«Миссис Холройд становится вдовой» (The Widowing of Mrs. Holroyd), 1995 год

Перед нами очень бережная экранизация британской классики. К сожалению, мне не встречалась в переводе одноименная пьеса Дэвида Герберта Лоуренса, а оригинал пока не доступен. Это не затрудняет просмотр, скорее освобождает, а вот фильм по структуре очень напоминает красивые советские театральные телепостановки 80-х. Помните, например, «Героя нашего времени» с Олегом Далем или «Ищите женщину» с невероятной Софико. Если вам нравятся такие вещи, то картина станет приятным бонусом любому вечеру.


Меня в картину привела любимица, невероятная шотландка Зоя Уанамэйкер (Zoë Wanamaker). Мой любимый пример, но чаще всего её опознают, как мадам Трюк в фильме «Гарри Поттер и философский камень», или еще показательнее, как писательницу Ариадну Оливер в фильмах об Эркюле Пуаро. На деле у прекрасной театральной и кино-актрисы огромное количество ролей: «Темное королевство», «Доктор Кто» (Кассандра), «Мистер Селфридж», «Мисс Марпл Агаты Кристи», «Страна фей», «Уайльд», сериал «Моя семья», «Дэвид Копперфилд» и многое другое. Каждая роль подарок, потому не удивительно, что обнаружив фильм с её участием, бегу со всех ног.


Второй бонус – сам сэр Лоуренс. Впрочем, сэром он не был. Дэвид Герберт Лоуренс – сын шахтера и очень амбициозной школьной учительницы. Последний романтик XX века, Герберт сделал безумно много не только для раскрепощения общества, но и для обогощения литературного (не только английского, но и условного мирового) языка новыми эпическими и поэтическими формами. Тонкий поэт, чувственный прозаик, утверждавший право мужчин и женщин реализовать заложенные в них от природы возможности, он нес в своих произведениях очень сложный, но удивительно гармоничный идеал людей нового века. Возможно именно потому, он так актуален сейчас. Его слишком часто объявляли проповедником и моралистом, но именно эта вещь отлично доказывает обратно. Лоуренс был человек, чутким и восприимчивым от природы, отлично развитое чувство справедливости и равновесия позволяли ему не принимать ничью сторону, а крайне точно отражать сложные человеческие взаимоотношения, не утрачивая красоту человеческих душ.

Итак, о чем же «Миссис Холройд становится вдовой». Лиззи Холройд – жена и мать, жена крайне незадачливого шахтера по имени Чарльз Холройд. История начинается с позиций Лиззи, всеми силами старающуюся поддержать собственную семью в достатке и чистоте. Но мира в доме нет, как и нет, не смотря на поздний вечер, дома мужа. Чарльз (Колин Фёрт) снова отправился куда-то по питейным заведениям, а его жена предоставлена сама себе, прохладному вечеру, снующим крысам и заботливому соседу, местному электрику, мистеру Блэкмору, который признается ей в любви и упорно убеждает оставить Чарльза. Потрясающе то, что перед нами пройдет всего один день: от вечера к вечеру. День, который изменит всё. Такие дни случаются с каждым, дни, к которым мы никогда не готовы.


На самом деле, по-настоящему важным в романах Лоуренса была не их непристойность, а то, что в них присутствуют два начала. Первое связано с очень правдивым воспроизведением бытовой стороны жизни героев, второе — с передачей свойственных им порывов, таящихся в глубинах и неподдающихся анализу разума. На этом настаивал он сам: «Искусство выполняет две важные функции. Во-первых, оно воспроизводит эмоциональную жизнь. И затем, если у наших чувств достает на то смелости, оно становится источником представлений о правде повседневности». Это изумительно передано в этом фильме, где нет правых и виноватых, а есть люди, красивые и не очень, живые люди, полные своих тайн и надежд.


Чарльза Холройда играет обожаемый Колин Фёрт. Не самая однозначная роль неуклонно спивающегося горняка, чьи братья уже когда-то погибли в забое. Мужа, чья жена с её независимостью и силой, все сильнее отдаляется от сильно пьющего и скандалящего мужа. Человека, на этом можно было бы и остановится, потому что Ферт изумительно передает это, не смотря или через всё.


Также в картине заняты Стефен Диллэйн, Бренда Брюс, Шон Фокс, Лорен Ричардсон, Мелани Хилл, Моззи Смит, Уэйн Фоскетт, Питер Нидхэм, Гэвин Аббот, Кристофер Брэнд. Режиссером стала Кейти Митчелл (Katie Mitchell), в основном театральный (еще и оперный) режиссер, большая поклонница системы Станиславского. Существующими в сети субтитрами, как я поняла, мы обязаны создателям и участником сайта поклонников Колина Ферта. Самый низкий им поклон за этот труд.


Подведем итог: перед нами грустный, неторопливый и прекрасный телеспектакль с участием прекрасных актеров по трудной пьесе очень непростого и грустного писателя. Отличный выбор для того, кто соскучился по крупным планам и чистой британской классике.
Tags: *рецензия, актер: colin firth, жанр: экранизация, раздел: фильм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments