subject to change (olga_lifeline) wrote in british_cinema,
subject to change
olga_lifeline
british_cinema

"Война и мир": рецензия в The Telegraph



Бен Лоренс, The Telegraph, 14 декабря 2015.

Немного найдется задач более сложных, чем адаптация «Войны и мира» Толстого, одного из самых длинных в мире романов, в удобоваримый сериал из шести частей для массовой воскресной аудитории. Там участвуют сотни персонажей, переплетается множество сюжетных линий и поднимаются большие вопросы – секс, смерть, любовь, религия – и всем этим Толстой умело управляет на эпическом полотне.

Очевидно, Эндрю Дэвис, автор таких хваленых литературных адаптаций, как «Миддлмарч», «Гордость и предубеждение» и «Ярмарка тщеславия», любит трудные задачи и привык иметь дело с толстенными книжками 19 века. Его умелая обработка «Холодного дома» в 2005 году – одно из величайших достижений британской костюмной телевизионной драмы, и, судя по сильной первой серии нового произведения, он опять преуспел. В то время, как «Холодный дом» был прекрасным примером того, как много можно сделать на скудные средства, от новой роскошной адаптации «Войны и мира» временами захватывает дух. Поклонники британской костюмной драмы еще никогда не видели ничего подобного на таком уровне.



При адаптации текста такого размера существовала опасность, что Дэвис либо предположит у зрителя слишком много предварительных знаний, либо, напротив, потратит слишком много времени на объяснение истории России времен царствования Александра I и предпосылки вторжения Наполеона в 1812 году. Но в первых же сценах он мастерски обрисовывает всех основных персонажей.

Ему помогают потрясающие исполнители трех главных ролей. Джеймс Нортон доминирует в роли циничного Андрея, принимающего судьбоносное решение участвовать в наполеоновских войнах в качестве адъютанта. «Вы самый выдающийся человек», – скажут ему в самом начале. «Так говорят», – последует усталый ответ. Вот человек, который уже знает, что несет тяжесть истории на своих плечах.



Я немного сомневался, что Лили Джеймс сможет вытянуть роль Наташи, но она здесь показывает захватывающую игру, превосходно улавливая идеализм юности (Наташе всего 12 лет в начале романа). «Как они хороши в своих мундирах», – замечает она, когда людей отправляют на поле битвы. Ее наивность душераздирающа. Если ей удадутся дальнейшие сцены, когда Наташа начнет усваивать тяжелейшие жизненные уроки, Лили докажет, что она – одна из самых многообещающих молодых актрис на телевидении.

Но все актерские почести уходят Полу Дано в роли Пьера. Это сложная роль, как знают все, читавшие роман. Отщепенец Пьер часто служит рупором философских идей Толстого и, следовательно, трудно увидеть в нем полностью законченный персонаж. Однако 31-летний американский актер выказывает эмоциональное богатство и наблюдательность, что психологически очень радует.



В прошлом Эндрю Дэвис вызывал споры среди литературных снобов своим переосмыслением почитаемой классики. В конце концов, именно он заставил мистера Дарси Колина Ферта выйти из озера в мокром белье (в оригинальном сценарии Дэвиса он был полностью обнажен). А здесь уже существуют спекуляции о сцене инцеста между Элен (Таппенс Миддлтон) и Анатолем (Каллум Тернер) Курагиными. Толстой смог только намекнуть на противоестественные отношения между братом и сестрой, а Дэвис, что неудивительно, подходит к теме более открыто. Однако, сцена в спальне (при целомудренном освещении) не откровенна и служит лишь иллюстрацией аморальности Курагиных.

Бюджет постановки не разглашается, но участие Weinstein Company чувствуется во всем. Батальные сцены, хоть и снятые не вполне по голливудским стандартам, все же гораздо более эффектны и амбициозны, чем все виденное ранее на британском телевидении. Безумно красивые петербургские интерьеры (многие из которых были на самом деле сняты в Латвии и Литве) вовлекают вас в роскошный, но в конечном счете обреченный мир.



Операторская работа тоже роскошна и привлекательна – камера разворачивает панораму недружелюбных гор и обширных неведомых озер. Странным образом Толстой этому способствует. Немногие писатели 19 века были так пророчески кинематографичны, и вы можете видеть его панорамный взгляд на грязные поля сражений и гулкие бальные залы в постановке Тома Харпера.

Ревностные поклонники романа, вероятно, почувствуют необходимость составить список разнообразных упущений. Однако, постановка «Войны и мира», рабски и одержимо следующая оригиналу, вряд ли будет иметь такую силу, как эта.

«Война и мир» на BBC One с 3 января.
Tags: *рецензия, актер: james norton, жанр: исторический, жанр: экранизация, раздел: сериал
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments