Наталья Попова (bamssi) wrote in british_cinema,
Наталья Попова
bamssi
british_cinema

«Стив Джобс» (Steve Jobs), 2015

«Нельзя соединить точки своей судьбы, если смотришь вперёд; соединить их можно только ретроспективно. Так что надо верить, что эти точки как-нибудь, да соединятся в будущем». © Steve Jobs

Три имени, Дэнни Бойл, Майкл Фассбендер и Аарон Соркин, способны заставить меня смотреть что угодно, даже документальную драму о допустимом количестве бутафорской крови на съемках фильмов каждой категории и класса. Уже одних этих имен достаточно, чтобы не раздумывала, качая фильм, но есть еще одно, истинно британское и звучащее почище иных в современном кинематографе - Кейт Уинслет. Вот вам причины смотреть. Над всем этим имя того, кто объединил моих любимцев в одну картину. Так что в итоге: биографическая драма, построенная на некоторой части истории жизни основателя фирмы Apple Стива Джобса. Бойл? Значит, невероятно динамично. Соркин – значит, двигателем динамики станут диалоги. Фассбендер и Уинслет – невероятны, а значит, вероятнее всего стремительные диалоги Соркина расцветут всеми цветами и оттенками возможного. Но невозможно представить, чтобы всё это степенно рассказывало о жизни человека, который разносил существующие представления о мире раз за разом.


Мой дорогой папа – инженер – электронщик, и первую в моей жизни игровую приставку он собрал из подручных средств сам. Монитором служил телевизор, «дисководом» - стереомагнитофон, а игры, записанные на магнитные кассеты, передавали по кругу папины товарищи. Ему почти семьдесят, а он в тихом восторге вглядывается в существующие новинки. Про Джобса отец брезгливо говорил: «Даже не инженер». Понадобиться еще не одна книга и фильм, чтобы мне стал близок этот дирижирующий человек. К чему это вступление? К тому, что в этот фильм меня привела не биография великого человека, действительно великого. Если вы знакомы с его биографией и числите себя фанатом – не волнуйтесь, картина задействует лишь части жизни героя, не преследуя цели навязать нам некий образ. Ко всему, Соркин и актеры консультировались с близкими Джобсу людьми. Те с некоторыми отступлениями, но признали право на жизнь этой версии. Если вам всё равно, как именно богатейший человек мира стал столь узнаваемой фигурой – вы увидите кино больше, чем о человеке.



Начнем с начала


Американец Аарон Соркин, лауреат премий BAFTA, «Золотой глобус», «Оскар» и «Эмми», подаривший нам «Ночь спорта», «Западное крыло», «Студия 60 на Сансет-стрит», «Новости» сценарист и продюсер. Нашумевшие «Новости» были для меня одним из самых ярких явлений на американском телевидении. Воодушевляющие, динамичные, исполненные столь превосходным материалом, что в сторону отступал сам факт того, что передо мной шоу, американское шоу, об американской демократии. Я уже стократно пела ему дифирамбы, ограничусь одним: Соркин возвращает речи её право находится в центре внимания. Его диалоги, живые, могущественные, невозможные, невероятные предстают пред нами во всем величии языка и мышления. Лишь по окончанию фильма осознаешь, что он выстроен из одних диалогов. Да, диалогов, а не монологов, произнесенных в лицо друг друга. Персонажи Соркина говорят друг с другом. И не о ценах на макрель и горошек, впрочем, прелесть этих разговоров в том, что тебе всё равно о чем они.



Еще один титан, Дэнни Бойл, наша гордость, британский кинорежиссёр и продюсер, подаривший так много, что и не знаешь с чего начать. С успешных эпизодов обожаемого «Инспектора Морса»? С «Неглубокой могилы», вернувшей мне всю прелесть кровожадного ирландского юмора? С легендарного «На игле», продолжения которого мы так ждем? «Пекла» с Киллианом Мёрфи и Роуз Бирн. Или поправший все законы блокбастеров «127 часов», основанный на реальных событиях с американским альпинистом (отдельное спасибо Бойлу за роль Джеймса Франко). Или со спектакля «Франкенштейн» с Бенедиктом Камбербэтчем и Джонни Ли Миллером в главных ролях; спектакля, который в итоге подарил нам британский театр на экране кинотеатров? Церемонию открытия летних Олимпийских игр в Лондоне, «оскароностного» «Миллионера из трущеб», «Транса»? Останавливая поток бесконечных вздохов, подчеркну главное, Бойл, человек времени, своего времени, живущий в абсолютном ладу с окружающей его действительностью. Человек, умеющий рисковать и пользоваться этим с размахом. Что будет, если ему доверить фигуру, похожего на него человека? Он точно не будет пересказывать даты и домысливать мотивы.


Оба моих героя, так или иначе привязаны к театру, потому действие фильма вынесено за кулисы (в самом прямом смысле этого слова) и разделено на три четко обставленных акта. Сюжет фильма базируется «на трёх знаковых презентациях компании Apple, кульминацией которых стал 1998 год — премьерный показ iMac». Что это дает нам, зрителям? Освобождает от необходимости знать детали, разбираться во всех перипетиях сложного пути Apple на сегодняшние вершины. «Стив Джобс» - история в диалогах, три акта одной большой истории о том, что может человек, если жаждет жить и создавать. Не удержусь добавить, упрямец Бойл и тут вплел в общее полотно картины невидимые, но знаковые для него детали: «Первый акт вы снимаете на 16-миллиметровую пленку, а на саундтрек ставите музыку, которая сразу напоминает о звучании первых персональных компьютеров. Второй акт снимается на 35 мм, и здесь иные музыка и ощущение: это выглядит как более традиционный фильм, фильм 1988 года. А в последней секции мы снимаем на цифровую камеру Alexa. Теперь мы отражаем бесконечный мир цифровых технологий, который был мечтой Джобса».


Моя бизнес-модель — группа Битлз. Четыре парня контролировали негативные проявления друг друга. Они уравновешивали друг друга, и общий итог оказался больше суммы отдельных частей. Вот как я смотрю на бизнес: крупные дела не делаются одним человеком, они совершаются командой. © Steve Jobs

Восхитительно и то, что сам Джобс, как никто другой умел говорить. Если вы фанаты (особенно первого сезона) сериалов по типу «Замри и гори» ( Halt and Catch Fire), то перед вами очень похожая вещь. Где создание могущественных технологий передано через бесконечные конфликты удивительных людей. Люди на экране вовсе не паяют (возвращаясь к папе, я видела, как он собирает роботы), а говорят. Не задумывались, почему это, отвлеченное от созидания, явление лучше всего передает процесс создание технологий. Потому что язык – основа всего. И нас, и машин.


Слава всему, но Фассбендера, внешне не совпадающего с Джобсом, не стали картинно гримировать под узнаваемость. Майкл передает не внешнее совпадение, а отыгрывает энергетику настолько, что забываешь о внешнем. Его Джобс неприятен, почти аутичен, резок и упоительно вдохновляющ. Не выношу таких людей и обожаю. Включила фильм фоном, и очнулась на титрах, медленно моргая в монитор. Могущество актерского мастерства, помноженного на талант съемочной команды.



Об Кейт Уинслет нужно говорить отдельно, всегда говорить отдельно. На деле совершенно неважно, что она играет реальный, существующий персонаж. Иногда неважно, что она играет. Уинслет – царит, камера замирает на её лице, а когда она репликой передает пас партнеру, ты успеваешь подумать только одно «как это у нее получается?». Понятия не имею. Она – живительная среда для любого материала, дар актрисы в том, что она оправдывает любой текст, так представьте что происходит, когда этот текст достоин подобной огранки.


Итого: 2 номинации на премию «Оскар» (лучшая мужская роль (Майкл Фассбендер), лучшая женская роль второго плана (Кейт Уинслет)), премия «Спутник» за лучший адаптированный сценарий (Аарон Соркин), номинация на «Лучший монтаж», две премии «Золотой глобус», номинация за «Лучшую музыку». Это не все награды, но суть не в них. Я не перечисляю множество прекрасных актеров (одно имя так и рвется из меня - Джефф Дэниэлс!), опускаю операторскую работу и саундтрек. Чтобы представить захотите вы это увидеть или нет, вообразите себе хорошую театральную пьесу с звездным составом. Пространство сцены, вывернутой нагромождением закулисья, быстрые проходы и диалоги актеров, на которых стоит всё. Камера едва поспевает за проходами, свет почти не касается лиц, но к финальным аккордам ты чувствуешь, как эта, театральное (ты осознаешь это) безумие перетекает в тебя и заражает безграничным, фантастическим желанием жить.



Представили? Нравится? Тогда это фильм для вас.
Tags: *рецензия, актер: michael fassbender, актриса: kate winslet, жанр: биография, жанр: экранизация, режиссер: danny boyle
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments