lbidarka (lbidarka) wrote in british_cinema,
lbidarka
lbidarka
british_cinema

Леди в фургоне (The Lady in the Van) 2015

Увидела постер этого фильма с Мэгги Смит в главной роли и просто не смогла пройти мимо.  Мэгги Смит вызывает во мне только положительные эмоции, поднимает все самое светлое и доброе. Эта женщина, на которую хочется равнятся.

Картина "Леди в фургоне" заявлена как "практически правдивая история", которая произошла с известным английским драматургом Аланом Беннетом. Однажды около его дома, в районе Кэмден, останавливается старый фургон, в котором живет пожилая женщина. Она известна всей улице, являясь чуть ли не ее достопримечательностью. Жители ей помогают, принося еду и одежду, а она кочует от дома к дому, когда ей вздумается, но как-то раз ей вручают предписание покинуть проезжую часть. Алан пытается помочь, предлагая поставить фургон во дворе его дома, пока старушка не определиться, куда же ей отправиться дальше. И именно Алану суждено узнать об истории жизни страптивой старой леди. Правда на это у него уйдет целых 15 лет.

У меня неоднозначные впечатления от данного фильма. Временами он бывает нудным, временами кажется затянутым, местами он не понятен, но вместе с тем в нем присутствует и тонкий английский юмор, и трогательность, и интрига, и отличная игра актеров - все это цепляет тебя, заставляет задуматься о многих философских вопросах, увидеть различные проблемы и посмотреть на себя со стороны.

Фильм вскрывает разнообразные неудобные социальные темы. Вытаскивает их на свет божий, говоря, смотрите, эти проблемы никуда не делись, вы не должны забывать о них. Тут есть и продажный полицейский. И нерадивое отношение церкви к своим послушникам, которая стремиться больше сломать человека, чем помочь. Это и родные люди, не желающие понять и принять родственника таким, какой он есть.
Также буйным цветом в картине расцветает тема лицемерия. Все соседи в благополучном районе Кэмден мечтают избавиться от старушки и ее фургона, но не смеют даже подумать об этом в ее присутствии. Они продолжают дружелюбно улыбаться, справляться о ее делах, кормить ее, дарить подарки и даже готовы купить новый фургон, но никто из них не искренен в этом, никто не готов взять на себя ответственность за мисс Шепард. Она - та, кто портит имидж их благопристойной улицы, и их бесит собственное бессилие. Возможно, поэтому Маргарет  так эксцентрична и груба с ними? Да и с Аланом соседи ведут себя не лучше: врут про его пьесы, задают бестактные вопросы.

Сам Алан Беннет является непростым человеком. Писатель, страдающий раздвоением личности. Одна из его личин занимается только работой, другая - проживает остальную жизнь. Две личности - один человек. Я думаю, этим объясняется его неопределенное отношение к мисс Шепард. Он бросается из крайности в крайность: не может даже дотронуться до нее, т.к. жутко брезгует, но и не может не заботиться о ней. Тут стоит сказать и об отношениях Алана с его матерью. Ее он как будто бы тоже раздваивает: про реальную маму пишет Алан-драматург в своих пьесах, другой же Алан видит воплощение образа матери в старой леди в фургоне, поэтому  он о ней заботится, поэтому не может выгнать.
Алекс Дженнингс, исполнивший роль Алана Беннета в фильме, очень похож на реального Алана Беннета. Когда я увидела фотографию драматурга, поразилась такому сходству. Он точно передает мироощущение писателя, зацикленного на своей работе, который иногда сам с трудом отличает действительность от его же художественного вымысла.

       

Мисс Шепард, вокруг которой и крутится повествование, является загадкой не только для Алана, но и для зрителя. И даже не смотря на то, что мы узнаем основные вехи ее жизненного пути, она продолжает оставаться женщиной-загадкой, так и не разгаданной до конца. Величественная,  резкая, не в меру религиозная, иногда бесцеремонная, иногда сумасшедшая, Маргарет все же больше похожа на леди из высшего света в обносках, чем на простую озлобленную нищенку. Ее жизнь в фургоне похожа на своеобразную епитимью, которую она сама на себя наложила и строго соблюдает.
Мэгги Смит великолепна! И тут больше нечего добавить. Ее взгляд, ее движения и манеры так точно попадают в образ, что по-другому мисс Шепард себе и невозможно представить. И если Алан Беннет - малоэмоциональный скрытный англичанин, то Маргарет просто фонтан разнообразных чувств и эмоций, меняющийся на глазах.

В фильме вы найдете и множество других известных актеров: Джейми Паркер, Джим Бродбент, Френсис де ла Тур, Джеймс Корден - и это только те, кого узнала я. У них небольшие роли, у некоторых совсем мимолетные эпизоды, но отыгрываются они блестяще. Да, и что скрывать, появление в кадре уже таких знакомых и родных лиц всегда радует.
Что касается картинки в фильме. Основное действие разворачивается практически на одном месте в ограниченном пространстве, поэтому широких панорам почти нет. Зато есть отличные крупные планы, позволяющие разглядеть все эмоции и их оттенки на лицах персонажей. И свет. Кадры очень теплые, ламповые, домашние, напоминают желтый цвет фургона мисс Шепард. Отдельно стоит отметить музыку, очень красивую, нежную и умиротворяющую.
Фильм однозачно достоин внимания тех, кто любит английское кино, потому что это оно и есть. Фильм однозначно достоин внимания всех остальных, как минимум, из-за Мэгги Смит.


Tags: *рецензия, актриса: maggie smith, жанр: биография, жанр: драма, раздел: фильм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments