Kot (catus) wrote in british_cinema,
Kot
catus
british_cinema

О прошлом, снах и нашем детстве

Еще немного о Докторе. Надеюсь, я вас не занужу )





В детстве каждая мелочь важна и значима – ящички со старыми заколками, билетики, монетки, бабушкина пудренница. А еще все живое и настоящее. Я вот в какой-то момент, после очередной болезни, боялась ступать на скрипучий пол. Хорошо это помню. Еще - как лежишь в темноте и одежда, сваленная на стуле, оживает и превращается то в какого-то зверя, то в птицу. Поэтому серьезностью и реальностью трещины в стене проникаешься сразу. Весь сезон – это воплощение детских фантазий, мыслей и страхов. Трещина ведет в никуда, в доме есть потайная комната, а еще, если очень сильно попросить, то у тебя под окном появится твой воображаемый друг. Чудесный, иной мир где-то рядом, туда не надо ехать на перекладных, только открой правильную дверь – и войди туда. И ты побежишь по темному саду босиком, под ногами будет роса и мокрая трава. Как у Судека на фотографиях.



Доктор безошибочно определяет, что нужно его спутницам. Розе нужна вера в свои силы, Донне – выскочить из рутины, Марте – последовать за чудесным незнакомцем. А Эми, грезящей все детство и юность о синей будке, нужно погрузиться в мир своих детских снов. Ее путешествие начинается в "одиннадцатом часу" ночи, и вот Эми видится волшебный остров, висящий в открытом космосе. Свободный полет в ночной рубашке. Серия наполняется светлыми и устрашающими фигурами – то шахты лифтов, ведущие в бездну, то свет звезд за огромным окном, то прекрасный небесный кит.



Сон развертывается и сворачивается – и все укладывается в одну ночь, ночь перед свадьбой. Будут сны о беременности и о потере Рори, о подземельях и небесах, об ангелах смерти и солдатиках-монахах. Синий домик ее детства и юности, синие стены в спальне, синяя Тардис... Самый большой кошмар, конечно, под утро – ее Доктор заточен навсегда, мир рушится, наконец, любимый убивает ее. Но не по-настоящему и не до конца – потому что все это сон, нужно только проснуться. Как мне кажется, именно поэтому Доктор так легко и супротив любой логики спасает самого себя из Пандорики. Вообще реальность начинает схлопываться, как в «Алисе в Зазеркалье» - помните? Королева в супе, «а вас я отшлепаю, как котенка». Эми встречает саму себя, понимания все меньше и меньше, и ясно, что надо проснуться. Но ужас в том, утром Доктора с ней не будет - он останется там, в ее детстве, в том времени, "которого не было".

Пролетев через вселенные, времена, огромные пространства, Эми возвращается в свою кроватку, в комнату с синими стенами. А Доктор должен исчезнуть - не только из ее, но из нашей памяти. Сновидение растворяется, взрослая Эми просыпается и празднует свадьбу.

Тут-то, конечно, происходит самое главное чудо. В сказках (да и в жизни) дети, вырастая, забывают о том, как когда-то умели летать, разговаривать с ветром, видеть то, чего не замечают другие. Так происходит с Венди в Питере Пэне, с повзрослевшими детьми из Хроник Нарнии; об этом Мэри Поппинс говорит близнецам Джону и Барбаре. Однако Эми везет гораздо больше - ей дается этот шанс. Доктор вообще любит предоставлять своим друзьям второй шанс, вторую возможность, как сделал когда-то Девятый, чтоб забрать с собой Розу. Этот шанс и возвращает Доктора к жизни, к удивлению почтенной публики - «спокойствие, только спокойствие!»

Вот это глубочайшее понимание детства, мира маленькой девочки – больше всего покорило меня и в пятом сезоне, и в Одиннадцатом Докторе.

Tags: doctor who: аналитика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments