Наталья Попова (bamssi) wrote in british_cinema,
Наталья Попова
bamssi
british_cinema

«Кошмарные миры Герберта Уэллса» (The Nightmare Worlds of H.G. Wells), 2016

Этот маленький подарок (всего 4 серии по 30 минут) от очень «британского» во всем режиссера Адриана ШерголдаВо все тяжкие», «Последний палач», «Доводы рассудка» (с Салли Хокинс и Рупертом Пенри-Джонс, 2007 года), «Вера», «Лукан», «Второе пришествие» по сценарию Рассела Т. Дэвиса) прошел почти незамеченным для нас. Что ужасно не справедливо по целому ряду причин. Первая – лукавый и, правда, жуткий мир рассказов Уэллса. Вторая – парад любимых имен. Третья – классический и завораживающий качеством продукт британского телевидения – тщательная и театрализованная экранизация классики. Съемка, музыка и детальность - традиционно прилагаются.


Цинизм — это юмор в плохом настроении. © Герберт Джордж Уэллс

Особенность Уэллса в том, что он, спустя всё это время, навеки писатель современный. Дело даже не в том, с какой-то точностью писатель «предвидел» некие научные реалии. Всякий, кто читал уэллсовскую «Войну миров», помнит о «тепловом луче» марсиан – их сильнейшем военном оружии. Такой «тепловой луч» долгое время считался чистой фантастикой. Теперь давно изобретен лазер, передающий энергию при помощи концентрированного светового луча. Нет, дело даже не в этом. Универсальность и восхительность героев Уэллса в том, что они словно выхвачены из темноты времени, выдавлены вне его и великолепно существуют в любом. Иногда мне кажется, доживи он до наших дней, был бы первым сценаристом «Черного зеркала». Впрочем, кажется, он и был.


Секрет его бессмертия еще в том, что наш парень был абсолютным самоучкой, жадным до знаний, жадно мечтающим круто изменить свою жизнь. Выйти за рамки своего круга, разорвать все круги на Земле. Что ж, ему это с блеском удалось. В 1895 году вышел в свет его первый роман «Машина времени» – произведение, положившее начало всей мировой научной фантастике. За следующие шесть лет вышли «Остров доктора Моро», «Человек-невидимка», «Война миров», «Когда спящий проснется», «Пища богов», еще несколько повестей и несколько сборников рассказов. Когда увидела свет «Машина времени», Уэллсу было двадцать девять лет. В тридцать пять лет он уже был мировым классиком. В 1906 году Уэллс познакомился и подружился с Максимом Горьким. В том же году Лев Толстой передал Уэллсу через общего знакомого просьбу, чтобы тот прислал ему свои книги.


Хотите еще один интересный факт? 30 октября 1938 года американское радио решило пустить в эфир радиоспектакль по роману Уэллса «Борьба миров». Когда будущие организаторы и участники этого спектакля брались за работу, сомнения перевешивали любой энтузиазм. Им казалось, что роман устарел, и его просто никто не поймет. Все же организаторы сохранили текст Уэллса, но только перенесли действие в США и в 38 год. Эффект оказался самым неожиданным. В Нью-Йорке началась паника. Люди кинулись прочь из города, осаждали полицейские участки и требовали противогазы или просто готовились к смерти. Что я тамговорила о его современности?


История человечества превращается в гонку между образованием и катастрофой. © Герберт Джордж Уэллс

«The Nightmare Worlds of H.G. Wells» был создан каналом Sky к 150-летию писателя. Критики встретили проект немного в штыки, посчитав, что даже звездный состав не оправдывает «традиционной» подачи материала. Везет британцам, им бывает слишком много «классики» на телевидении, но везет и нам, потому что этот «избыток» классичности в формате скорее согрел сердце, чем возмутил. А вот звезд в этом составе и, правда, хватает: Рэй УинстонПрах», «Большие надежды», «Генрих VIII», «Король Артур»), Майкл ГэмбонГарри Поттер» (Дамблдор), «Эмма», «Доктор Кто», «Случайная вакансия»), Том Гудман-ХиллЛюди»), Руперт Грейвзто же не помнит любимого инспектора?), Шон ПаркесКазанова», «Доктор Кто», «Смерть в раю»), Люк ТредэвэйУбить Боно», «Фортитьюд», «Музыка нас связала», «Загадочное ночное убийство собаки», «Порочные»), Джеймс УилбиМорис», «Любовник леди Чаттерлей», «Пуаро», «Приключения Шерлока Холмса», «Индевор»). Собственно, это далеко не всё.



Сценарием мини-сериала занимался Грэхэм Дафф, подаривший нам «Гарри Поттер и Дары Смерти» (обе части), эпизоды «Доктора Кто» и «Идеала», а оператором стала режиссер, оператор и сценарист Анна Вальдез-Хэнкс (оператор «Счастливчика» и «Синдиката»). Не стала бы придираться, но упор в сценарии действительно скорее визуальный. Действие неторопливо и очень статично. Не знаю, как вам, а мне сейчас больше, чем в кассу.


Подведем итог: перед нами изящная экранизация нестареющей классики. Четыре мрачных новеллы Уэллса и много хороших актеров. Костюмы, плавное движение любующейся камеры, театральная манера подачи действия и зябкое ощущение дежавю. В моем детстве гербертовские новеллы часто гоняли в радиоспектаклях. Вернешься из школы. Дома еще никого. Заберешься с ногами на кухонный диванчик и с тревогой вслушиваешься в сгущающееся повествование. А за окном начинаются сумерки, и дыхание перехватывает. От страха или восторга? Кто знает.
Tags: *рецензия, актер: luke treadaway, актер: michael gambon, актер: rupert graves, жанр: фантастика, жанр: экранизация, раздел: сериал
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments