Наталья Попова (bamssi) wrote in british_cinema,
Наталья Попова
bamssi
british_cinema

«Палачи» (Hangmen), постановка театра Royal Court, 2016 год

Все по-разному выбирают спектакли, я иду в театр или на пьесу или за актером. Круто, когда получается два в одном. Когда пьесу написал лауреат премий Лоуренса Оливье и «Оскар», режиссер фильмов «Залечь на дно в Брюгге» и «Семь психопатов», автор бессмертного «Калеки с острова Инишмаан» Мартин МакДонах, а одну из гравных ролей исполнил невероятный Дэвид Моррисси. Кто не помнит Джейсона Лейта в «Докторе Кто», полковника Джона Арбэтнота в «Пуаро Агаты Кристи», танец с Дэвидом Теннантом, простите, Рипли Холдена в «Блэкпуле», Роберта Карни в «Южном Райтинге», графа Нортумберленда в первом сезоне «Пустой короны», Стивена Коллинза в «State of Play», Маррея Дельвина в «The Field of Blood», мне всего не перечислить. Это, собственно, были мои поводы посмотреть пьесу.


Я даже не мог себе вообразить, что невинному ирландскому коту в родной Ирландии может быть так плохо. © Мартин МакДонах

Эту пьесу ждали несколько лет, не помню сколько лет прошло после постановки «A behanding in Spokane». Давайте предупрежу сразу: это Мартин МакДонах, подаривший мне несерьезный термин «ирландская комедия». Именно это значится на афишах «Калеки с острова Инишмаан». А мы еще Пушкина с Гоголем ругали... Черная ирландская комедия с легкостью заменяет японский ужастик, американский триллер и британское социальное кино. Да, разница будет в том, что вздрагивая и ужасаясь, ты не сможешь перестать смеяться. Если разобрались с ирландской комедией, предупреждение номер два: «Человека-подушку» написал тот же автор. Новую пьесу один репортер лондонского издания Evening Standart уже назвал «самой черной комедией жанра». Не сильно преувеличил.



В этот раз МакДонах описывает события далекого времени, когда в Великобритании официально отменили смертную казнь. Перед нами большой, старомодный паб на окраине Олдэма примерно 1965 года, два года после мрачной сцены вступления. Гарри у стойки бара, как обычно в бабочке, потягивает пиво вместе со своей женой Элис. В баре еще пять человек: трое «дружков» Билл, Чарли и Артур (самый старый и глухой), Клэг – местный журналист, и одетый в штатское полицейский, инспектор Фрай. Все они из северной Англии, и здорово веселятся, пытаясь отшить молоденького журналиста, пытающегося заполучить интервью к «последнего палача». Кто бы знал, что выйдет из привычного пабного абсурда на этот раз. Особенно, если в паб зайдет красивый незнакомец.



Господи, боже ты мой! Вы одарённый писатель, кроме того, талантливый киллер, незаурядный психопат, но для такого резюме вы всё-таки чудовищно тупоумны! © Мартин МакДонах

Снова вопрос предпочтений. За что люблю МакДоноха, так за безумие легко и просто, как шары в лузу, забивать фразы в твою голову. Берем немного реальности (в отличии от вымышленного Гарри, его «соперник» Альберт Пиррпойнт – реально живший палач), паб (где же еще?) и два слоя истории. Первая удаленная, оставшаяся неприятным воспоминанием – истерика молодого преступника, в момент казни утверждавшего, что никого не убивал. Гарри, палач номер 2 в Британии, убежден, что так говорят все. Гарри – палач, а палач должен быть непогрешим. Так считает Гарри, а вот что считает зритель… Добавим в сюжет пубертатную, капризную Ширли, дочку героя, загадочного незнакомца, встряхнем этот устаканившийся мирок и посмотрим, к чему приведут палача сомнения в том. Что он мог казнить невиновного.



Добавлю бонусов. Во-первых, Джонни Флинн (невероятный Муни) актер и композитор, родной брат Джерома Флинна (наемник Бронн в «Игре престолов» и Беннет Дрейк в «Улице потрошителя»). Если вам не встречался этот импозантный красавец с непередаваемой манерой тянуть слова, то, поверьте, он стоит похода в кино. Да, те кто видели, никогда не забудут Алека в «Кошмарных мирах Герберта Уэллса». Молчу о том, как он поет!



У спектакля невероятная сценография и чудные декорации. Поверьте. Они стоят не только того, чтобы запомнить имя художницы - Анна Флайшль, но и насладится тем, как гармонично устроен этот спектакль. МакДонах требует особой четкости, больше, чем точности, органичности. Потратьте время, получите удовольствие по – детски глазея на эту сцену. Её оформление не случайно получило премию Лоуренса Оливье.





Да, главный бонус спектакля - театр, театр Royal Court. Появившийся в 1870 году на Нижней Джордж Стрит около площади Слоан в районе Кенсингтон в Лондоне, он сам по себе событие. Когда-то для его размещения была преобразована старая часовня. Первые пьесы для Royal Court были написаны известным английским драматургом и либреттистом Уильямом Гилбертом. Современная история Royal Court началась в 1952 году, когда было отремонтировано здание театра. оставлены все элементы довоенного декора, а вместимость зрительного зала была уменьшена до 500 человек. Художественным руководителем стал Джордж Девайн. Этим драматургом в 50-ых годах прошлого века на сцене Royal Court были поставлены несколько спектаклей («Оглянись в гневе», «Патриот во мне», «Спасенный»). Это определило тон театра – всегда молодого, современного, действующего на тонком лезвии любого времени. С такими взглядами худрука были связаны многочисленные проблемы, возникающие у театра с комитетом по цензуре, который существовал тогда в Англии и возглавлялся лордом Чемберленом. Период до середины 60-ых годов был ознаменован непримиримой борьбой театральной общественности против цензуры, что привело к закрытию в 1968 году этого совета-надсмотрщика. Вы еще сомневаетесь смотреть ли вам спектакль?


В 1966 году при Royal Court начал свою работу молодежный народный театр, где ставились спектакли авторов, возраст которых не достиг еще 25 лет. Из этого экспериментального театрального объединения вышло много известных авторов, которые обеспечивали славу и известность Royal Court и другим театрам не одно последующее десятилетие. Новый хозяин Royal Court, Английская сценическая компания, оставила в силе все основополагающие принципы деятельности театрального коллектива. Проверенные классические постановки продолжили соседствовать с экспериментами молодых авторов. А спектакли, которые раньше казались кощунственными и неактуальными, сейчас входят в школьные программы и считаются всемирным театральным достоянием. До-сто-я-ни-ем! Именно так!



Отсыплю подарков по случаю.

Сайт театра.

Пьеса на английском и в переводе Евгения Закирова есть в сети. Тут не выкладываю, потому что наше законодательство по-прежнему считает это нарушением авторских прав. А Мартин МакДонах – нет.

Афиша спектакля по Москве (там же можно найти и свой город).


Итого.

Черный юмор, один из лучших ирландских драматургов нашего времени, уникальные декорации, блестящий актерский состав и непредсказуемый сюжет. Что еще? Просто осторожнее тем, кто всё принимает за чистую монету. Всё хорошо, но вам здесь будет, как минимум странно. Что поделать, но «Легче вынести правду, чем страх перед тем, какой она может быть». © Мартин МакДонах
Tags: *рецензия, актер: david morrissey, актер: johnny flynn, жанр: драмеди, жанр: комедия, раздел: спектакль
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments