lbidarka (lbidarka) wrote in british_cinema,
lbidarka
lbidarka
british_cinema

Живы будем - не помрём: Живые и мёртвые (The Living and the Dead), 1 сезон, 2016


Сериал "Живые и мертвые" вопреки моим ожиданиям оказался не фантастикой, а мистикой. Причем мистикой достойной. Наверняка у многих были или есть бабушки/прабабушки, жившие в деревне и имевшие в загашнике не одну историю, подобную тем, что мы увидели в сериале. Для нас эти истории были страшилками на ночь, а вот для бабушки-рассказчицы они были с чертовщиной/бесовщиной, да, но не фантастичные, а правдивые. Что ж фантастичного в том, что было на самом деле, в том, что ты видел своими глазами, в том, о чем не раз и не два слышал? Так вот, сценаристы сериала взяли фольклорный материал, связали его с одним местом и с историей одной семьи и представили нам предание, то, что можно рассказывать внукам и правнукам, как некогда реально происходившие вещи. И материал, используемый тут, прекрасен! И смотрите вы этот сериал так же, как когда-то слушали истории своих бабушек: с трепетом, ожиданием, напряжением, затаив дыхание, а иногда и вовсе забывая дышать.

Сюжет: Молодая чета Эппелби прибывает в поместье Сомерсет, где умирает мать Нейтана Эппелби. Оставшись один на один с проблемами родового гнезда, не зная, как управлять поместьем, супруги все же решаются попробовать свои силы в фермерском деле. Но в это время в Сомерсете начинают происходить странные, сверхъестественные вещи: в крестьян вселяются души давно умерших людей, они слышат голоса и видят мертвецов. Нейтан, лондонский психолог, всему находит рациональное объяснение, но как он поступит, когда сам начнет видеть мертвых?


Столкновение науки и суеверий, традиции и прогресса, веры и безверия- эти темы красной нитью проходят сквозь все 6 серий. Рядом с прогрессивными взглядами четы Эппелби вы увидите неподдельный страх людей, живущих в поместье, страх перед попранием устоев и традиций, а ведь такое поведение, по их мнению, даром не проходит.
Соратницей гордой, самостоятельной и деятельной Шарлотты Эппелби, обладающей рациональным складом ума, становится служанка Гвен, известная на ферме своими ведовскими делами. И так тут во всем. Сам Сомерсет, кажется, проверяет Эппелби на прочность, не церемонясь, не заботясь об их рассудке и чувствах. Смогут ли супруги противостоять тому, во что не верят? Сохранят ли ясность суждений? Сумеют ли остаться прежними?



В сериале прекрасный визуальный ряд, что несомненно дарит эстетическое удовольствие: все эти кукурузные/пшеничные поля, осенний лес, старые фотографии и т.п. Кстати, последнее хотелось бы отметить отдельно. Фотографическая тема незаметно присутствует во всех эпизодах. Каждая серия содержит в себе какой-либо снимок или сам процесс съемки. Так статично стоит герой Колина Моргана в начале первой серии, что думаешь "это снимок", но он вдруг, совершенно неожиданно, оживает. А съемка детей на Хэллуин, хитрости "пикантного" фото - не знаю, как профессиональным фотографам, но мне, как обывателю, было интересно подмечать подобные вещи.



Нельзя также не отметить внимание создателей к деталям. Будь то та же старая фотография или рисунки на стенах в доме, меняющиеся в зависимости от эпохи, или просто летающая пушинка - все преподносится очень бережно, с особой деликатностью, не навязывается выпячиванием, а подчеркивается легкими, но красивыми кадрами.



Также "Живые и мертвые" снабжены фантастическим музыкальным сопровождением! Музыки немного в плане разнообразности, постоянно используется всего несколько тем, но в разных вариациях. Отличная современная адаптация народной песни, которую мы слышим во время заставки, пробирает до мурашек и помогает настроиться на мистическую составляющую сериала. И замечательная колыбельная, от некоторых вариации исполнения которой стынет кровь в жилах:)




Актеры, исполнившие главные роли - Колин Морган (Нейтан Эппелби) и Шарлотта Спенсер (Шарлотта Эппелби) - прекрасно справились со своей работой.



Нейтан Эппелби - психолог, в прошлом переживший страшную потерю, из-за которой и сбежал в Лондон, возвращается в родные пенаты. Он добрый, искренний, отзывчивый. В нем заметна глубокая печаль, хотя, на первый взгляд, он вполне счастливый муж и мужчина. Его стремление помочь людям безгранично, он остро переживает свои неудачи на этом поприще. Нейтан верит в науку и способен все объяснить рациональным языком: и одержимость дочки священника, и видения умерших детей мальчиком из деревни, и проклятия, из-за которого гибнет урожай. Но как долго можно искать объяснения, если жизнь чуть ли не каждый день подкидывает вам новую загадку и новые странности? А если эти странности начинаете видеть и вы? Стоит ли упоминать, что не зря люди, потерявшие близких, стремятся уехать из того места, где они были счастливы вместе с умершими? Лечит ли время настолько, чтобы ничто не смогло разбередить старые раны? Очевидно, что нет. Нейтан, вернувшись в родное поместье, напомнил себе о той потере, что постигла его в жизни. А Сомерсет же, подбрасывая ему раз за разом все новые загадки, не получающие логического ответа, заставил не только расковырять рану до крови, но и потерять веру в науку, в психологию, в свои методы - в то, чем он пытался спастись все эти годы. В сухом остатке, и получается Нейтан, каким мы его видим к концу 5-ой серии.



Колин, как всегда, на высоте! Я могу восхищаться этим актером вечно. Всегда абсолютно разный, он настолько растворяется в своих героях, что от Колина Моргана не остается и следа. Потрясающая игра! Большую часть сериала - это вполне счастливый человек и, кажется, здесь нечего играть, но зритель видит, что за радужной картинкой скрывается что-то еще, это видно даже без сюжетных подсказок. Но ту игру, которую показывает Колин в последних сериях, сложно не оценить и трудно забыть. Так тонко он переходит от одного состояния к другому, заставляя вас переживать целый каскад эмоций и чувств: жалость, сочувствие, горечь, восхищение, злобу и даже ненависть.

И не могу не сказать о том, как Колин возмужал. Это уже не тот молоденький мальчик-эльф из "Мерлина", это не тот одинокий и потерянный подросток, что был в "Припаркованных" и даже не тот выросший из них угрюмый парень, которого в прошлом году можно было наблюдать в "Людях", это - взрослый, состоявшийся мужчина. Мужчина, который еще и очень хорош собой. Сюда отлично подходят слова одного из персонажей сериала: "Красивый дьявол!" Так что представительницам слабого пола посчастливилось, помимо интересного сюжета и замечательного актерского состава, любоваться и красивым мужчиной, тем более что создатели сериала не поскупились на кадры с обнаженным торсом и даже вписали сцену "купания мистера Дарси Эппелби в озере". Хотя, на самом деле, Морган и в одеже хорош:)



Женский образ подарила нам Шарлотта Спенсер. У меня с женскими персонажами обычно складываются сложные отношения. Не думаю, что наберется большой список любимых героинь, кем бы я восхищалась или на кого хотела бы походить. Но в него однозначно войдет Шарлотта Эппелби и даже займет там верхнюю строчку. Восхитительная женщина! Смелая, сильная, волевая, уверенная в себе, она оптимистична, она умеет ставить перед собой цели, находить неожиданные решения проблем и не боится брать ответственность на себя. При всем этом, она еще и женственная, чуткая, красивая, проницательная и мудрая. В общем, мой идеал!



Шарлотта Спенсер для меня новое лицо на британском телевидении, но это девушка очень хороша. Она отлично справилась со своей ролью, в ней не чувствовалось напряжения или какой-либо фальши. Милая, солнечная, эмоциональная - она вдохнула в этот сериал чувство надежды. А какие у ее героини потрясающие наряды! Я долго ими любовалась.


Есть еще два персонажа, о которых хотелось бы немного сказать. Это священник Мэтью Деннинг и служанка Гвен. Они стали соратниками семьи Эппелби, поддерживая и утешая их.

Нейтан быстро нашел общий язык со священником несмотря на то, что к вере относится скорее со скептицизмом. Но именно в нем он разглядел прогрессивность, не зашоренность и во многом поддержку своих взглядов на мир. Мэтью Деннинг выступает здесь своеобразным рупором адекватности, он, если можно так выразится, является прототипом человека современного. Хотя мы с мужем смеялись, что священник или на стороне зла или покрывает его, так рьяно он отстаивал свои убеждения в том, что ничего сверхъестественного не существует. Интересный персонаж, который, с одной стороны, стал спасательным кругом для Нейтана: он пытался не дать утонуть Эппелби в его сомнениях, не скатиться в пропасть безумия. С другой стороны, сам священник проявил недюжинную твердолобость и узость взглядов и мышления.


Гвен - типичный представитель феи-крестной. Взяв на себя заботу о новой хозяйке, она не отступает до конца. Гвен сочетает в себе сразу два мира: мир застоявшейся деревни, которая не может сбросить путы суеверий, и мир, стремящийся к прогрессу, ведь не зря она сразу перешла на сторону поддержки новой хозяйки. Второе также подтверждает и ее характер: не по времени свободная, сильная женщина, которая строит свою жизнь сама. Гвен здорово разбавляет напряженную атмосферу сериала своим бесстрашием.


Когда я ждала сериал, то немного была расстроена его названием. "Живые и мертвые" - казалось, как-то это просто, избито и обыденно. Но серия за серией приоткрывается завеса времени, и вот, ты уже понимаешь, как точно и гениально это название. Кто здесь жив, а кто мертв? А вы сами живые или же мертвые? Ты начинаешь физически ощущать абстрактность таких понятий как "жизнь" и "смерть" и уже совершенно по-другому оцениваешь свое собственное существование.



Я вполне допускаю, что сериал может показаться скучным и затянутым, что видно по некоторым отзывам. У него неторопливый ход, подобный размеренной жизни деревни в 19 веке, он где-то даже камерный, в нем много прекрасных диалогов и монологов, но мало действий. Но попробуйте сделать вот что. Перед просмотром представьте себя крестьянином поместья Сомерсет. У вас нелегкая жизнь, вы много и тяжело работаете, ваше благосостояние полностью зависит от урожая. Хозяйка усадьбы, ваша госпожа, умерла, а ее место занял городской сын со своей женой, которые хотят разрушить все традиции, завести машину и оставить вас без работы. Забудьте все ваше просвещение, погрузитесь в сознание простого работяги из прошлого, и вы кожей ощутите реальность проклятий, ритуалов и существования призраков. И тогда этот сериал заиграет для вас новыми, яркими красками.

Итого мы имеем 6 серий, рассказывающих о семействе Эппелби. Каждая из серий заключает в себе загадку и мистическую составляющую, в которой предстоит разобраться главному герою. Каждая серия приближает Нейтана к самому важному решению в его жизни. Каждая из серий все больше и больше сталкивает мир прошлого, настоящего и будущего. Каждая серия все больше мешает мир реальный и потусторонний, чтобы в конце дать ответы на все вопросы. Или не все?


Да, финал открыт, хотя, казалось бы, история завершена. Но сколько в ней еще осталось недосказанного, сколько тайн и загадок. И сколько копий, до выхода второго сезона, еще сломается в спорах и о машине, и о детях, и о жене. Только большой вопрос: о какой именно жене? В конце мне очень жаль было Нейтана, так и хотелось сказать: неужели после всего, что он перенес, нельзя оставить его в покое? С другой стороны, мой внутренний зритель требует продолжения банкета, так что я надеюсь на то, что 2-му сезону дадут зеленый свет.

Tags: *рецензия, актер: colin morgan, жанр: мистика, раздел: сериал
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments