Наталья Попова (bamssi) wrote in british_cinema,
Наталья Попова
bamssi
british_cinema

«Молодой папа» (The Young Pope), 2016 - …

«Боже, для чего Ты оставил меня?»

Долго откладывала разговор об этом очень итальянском проекте с прекрасным британцем в главной роли. Как обо всем хорошем, о нём трудно говорит. Сериал итальянского Sky Atlantic от обладателя премии «Оскар» Паоло Соррентино с Джудом Лоу в роли понтифика (картина снималась совместно с американским HBO и французским Canal+) сильно отличается от всего, что мы уже видели за последние невероятные десятилетия на мировом телевидении. Первый сезон состоит из десяти эпизодов, каждый из которых срежиссировал мудрый безумец Соррентино. В конце октября 2016 года стало известно о начале разработки второго сезона.

Сюжетных спойлеров в этом обзоре не будет, но прежде, чем спустишься сюда, о мой неизвестный друг, подумай семь раз и запомни. Это один из самых крутых проектов прошлого года. От него нельзя отрываться, отвлекаться и отмахнуться. Каждая серия потребует всего твоего времени, внимания и определенной работы. Не смотри всё сразу. Не выходи из комнат. И удачи тебе! «Папа» рожден для любви. Как и мы с тобой


Если с начала

Оставим в покое регалии Паоло Соррентино, который по праву считается одним из самых заметных итальянских режиссеров дня сегодняшнего. Запомним только одно, он действитеьный и полноправный наследник традиций итальянского кино. Кино – которое из фильма всегда возвращается к изначальному имени – киноКАРТИНА. Картина плавных линий, объемных конструкций, физически ощутимой красоты. Кино, которое оживляет города и возвращает улицам музыку. Кино, в котором люди безжалостно выводятся под свет софит и в самый неприглядный момент сохраняют удивительно красивые лица. Соррентино, верный заповедям итальянского кинематографа, способен заставить тебя часами бродить в лабиринтах величественных зданий для того, чтобы впезапно растеряться перед фактом простого вопроса: «Зачем я здесь?». Паоло – итальянец, а значит о чем бы не говорили его работы, они всегда ищут границу между двумя мира: земным и бОльшим.



Сюжет и жанр

Лучше всего, если вы забудете обо всем. Не потому, что ожидание разрушительно, а потому что в данном контексте оно бесполезно. Лучшая аннотация звучала бы скучно и где-то так: где-то в наши дни в Ватикане к власти приходит американский 47-летний кардинал Ленни Белардо, который неожиданно становится одним из самых молодых в истории Папой римским - Пием XIII. Играет его получивший свой карт-бланш – Джуд Лоу.Если вы тоже ждали этого - этого стоило ждать годами.



Сила многих впечатлений в простоте. Сериал не пытается ничего доказывать или утверждать, он совершенно не пытается рассказать нам о буднях в ватиканском дворце. Он просто рассказывает о буднях в ватиканском дворце. Правда это или нет, не имеет значение. Как и время: 2016 год? 2017? Антиутопия, утопия, фантастика, ирония – всё не важно. Есть только молодой папа долгим плавным движением разводящий руки в темноте. В правой - медленно тлеет уголек сигареты.



Снять подобное было и дорого и сложно. Ватикан отказался от любого сотрудничества, и команде пришлось самим воссоздавать декорации, снимая с разных точек и под разным углом. В создании безумного в своей гениальности сценария помогал итальянский журналист и теолог Альберто Меллони. А связывается всё это нагромождение деталей, смеси жанров и реальностей – ирония. Лучшее, чем можно подвязать современность.



«Что мы забыли?!»

Соррентино передал Джуду Лоу право править в этом проекте. Так и вижу, как он говорит актеру: «Бери свой сценарий и правь. Казни, милуй, раздражай! Потому, что ты можешь всё!». Действительно может. Реальность каждой серии на твоих глазах расслаивается. Ты можешь следить за картинкой, часами разглядывать вышивку на папском престоле. Можешь отдаться музыке и следить за тем, как сильный голос Лоу впечатывает в пространстве, как на песке, взвешенные и отмеченные безумием слова. Каждое действие, каждое движение – преисполнено изумительной пластики. Каждый жест скуп и направлен в зрителя. Но ты ни за что не ответишь на вопрос: «Чего добиваются эти люди?». Ничего. Стоит тебе оступиться, засмотреться и удивиться первым кадрам, как ты обречен. Обречен самостоятельно принимать решения.



Здесь не будет хороших или плохих. Тут нет ничего однозначного, даже настоящего. Кроме всего происходящее столь гротескно, что даже не притворяется подлинным или поддельным. Если не веришь, я посмотрю, что будет с тобой, когда Лоу подмигнет тебе с заставки серии в четвертой. Или уже во второй. Я видела, как людей накрывало через десять минут. «Что мы забыли?!» - постучится в тебя. Я думала, что навсегда забыла этот вопрос…



Ленни Белардо

«По утрам мне требуется только диетическая вишневая кола»

Не стала бы спешить отвечать на вопрос, кто он: суперзвезда или опасный фундаменталист, инфантильный ребенок или верный романтик. У этого папы есть история. Есть вера. Есть внешность. Спустя долгие годы на сцену снова выходит – Красивый мужчина. Исполненный такой опасной и хрупкой силы, что возвращает веру. В красивое. Лоу в этой роли действительно передает стремительному цветному телевидению славу и могущество подлинного нуара. Каждая реплика, поданная под блеск обворожительных глаз – звучит так, словно припасена нашему веку не пафосом, а действительным смыслом. Даже, если Папа просто потерял зажигалку.



— Кто ты, Ленни?

— Я — противоречие.




В какой-то момент, устав отвечать на бесконечный вопрос, кто этот человек с лицом Джуда Лоу, ханжа или действительно святой, решила перенести его реплики к себе. Что будет, если я повторю их так, словно не чья-то воля выводила их на бумаге, а моя уставшая голове повторяла их. Может быть, именно в этом секрет могущества этих фраз. Нет, конечно, мне не часто приходит в голову выражаться именно так, но… о самом важном, внутри себя, я говорю также пафосно и неловко. Разрешите, приведу отрывок целиком. Как кульминацию моей собственной любви.



Что прекраснее, любовь моя? Любовь потерянная или найденная?

Не смейся, любовь моя. Я знаю, что неуклюж и наивен, когда речь идёт о любви, и задаю вопросы, похожие на слова из поп-музыки. Это сомнение переполняет и подрывает меня, любовь моя. Найти или потерять? Окружающие не перестают думать, потеряли они или нашли? Я не могу сказать. Сирота никогда не сможет это узнать. Сироте не хватает первой любви: любви его родителей. Это причина его неловкости и наивности.

На пустынном пляже Калифорнии ты сказала мне: «Ты можешь коснуться моих ног». Но я не сделал этого. Это, любовь моя, потерянная любовь. Поэтому с того дня я не переставал думать: где ты была? И где ты сейчас? А ты, сияющий луч моей потерянной молодости, ты нашла или потеряла?

Я не знаю. И никогда не узнаю. Я даже не могу вспомнить твоё имя, любовь моя, и у меня нет ответа. Но вот как я представляю себе ответ: в конце концов, любовь моя, у нас нет выбора.

Мы обязаны найти.




Есть старая шутка: если поэт не говорит о любви, он пишет о Боге. Бог его знает, о чем эта картина. О времени, политике, о личности, одиночестве, вере или просто о людях, облаченных в странные одеяния. Оторванных от других и замкнутых во времени, как и мы. Два мальчика пригревшихся на солнце, зачарованно следят за тем, как юная монашка гоняет по площадке баскетбольный мяч. Забывшись, она снимает строгий платок, и кудри соломенной волной опадают на плечи. Мальчики видят, как она красива. И в этом понимании нет ничего от вожделения или жажды обладания, но так много печали на их юных лицах. Они понимают, как уязвимо красивое. Думаю, это была лучшая аннотация на сериал. Хоть и не самая точная.



Подведем итоги

«Я люблю Бога, потому что любить людей очень больно».

Просто позвольте себе этот проект. Десять почти часовых серий с невероятным саундтреком. Не торопитесь, сценарий и самая картинка очень плотная, такое залпом тяжело и даже напрасно. Дарите его себе, как хороший коньяк. Как дорогой коктейль по хорошему поводу в случайном баре с красивым попутчиком. Забудьте всё, что прочитали здесь или где-то еще, просто разрешите себе видеть, слушать и думать. «Молодой папа», как пряный июльский воздух, должен просто заполнить вас. Разрешите его себе.


Tags: *рецензия, актер: jude law, жанр: драма, раздел: сериал
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments