Наталья Попова (bamssi) wrote in british_cinema,
Наталья Попова
bamssi
british_cinema

Немного об эстетике ужасного в мифологии «Доктора Кто»

Эпиграф первый

Только две вещи по-настоящему интересуют человека как в жизни, так и в искусстве — любовь и смерть. Дети в этом смысле ничем не отличаются от взрослых. Их, конечно, не нужно пугать, но, если хотите дотронуться искусством до их душ, пишите об этом. (с) Астрид Линдгрен

Больше, чем эпиграф

Доктор Кто принадлежит всем нам. Каждый делает Доктора Кто. (Doctor Who belongs to all of us. Everybody makes Doctor Who) (с) Питер Капальди

Зная мою привычку занудно раскладывать всякую всячину по полочкам, можно было бы предположить, что здесь будет справочник монстров сериала. Увы, этот пост появится не сейчас. Сегодня хочу порассуждать о действительно страшном, по-настоящему пугающем, а том, что это для меня и почему (по моему мнению) появилось в научно-увлекательном и семейно-развлекательном шоу. Зачем мне это? Затем, что страх не только часть человеческого инстинкта, не просто отрицательная эмоция, вызванная реальной или мнимой опасность, это одно из основных понятий экзистенциализма.

Предупреждение до ката: спойлеры есть, но ни один из них не касается сюжетов, ни эпизодов и ни сезонов. То есть, если вы не смотрели еще чего-то - из текста вам не станет понятней. Все спойлеры касаются деталей. С тем же успехом вы можете вздрагивать при виде моей аватарки.



Предупреждения

Привычное вступление от меня. Сначала ограничения темы:

• работала в рамках ньюскула (нельзя объять необъятное, считайте это досадным, но объяснимым ограничением);
• не случайно в заголовок вынесено «ужасное», а не «ужас». Исследовать природу самой древней эстетики вселенной мне пока не по силам;
• это очень частное и очень личное исследование, которое не претендует ни на какие инстанции и постулаты;
• оспаривать меня можно и нужно, просто прошу сначала всмотреться в цели моей записи – быстрее всего ответы на многие ваши вопросы в них.

Теперь не менее привычное зачем. Всё просто. Мне бы хотелось, чтобы те, кто смотрел шоу, и те, кто еще его не смотрел, на минуту забыли о шоу, спойлерах, персонажах и… с помощью сериала заглянули в себя. Как это сделала я.

• Выбрала из материала то, что меня действительно пугало;
• Попыталась разобраться, что это и из чего состоит;
• Постаралась ответить на вопрос: почему это так задело меня.

Вовсе не для того, чтобы открыть в себе неземные глубины; не для того, чтобы смачно и публично исповедоваться; вовсе не затем, чтобы расставить над собой все точки. Нет. Лишь потому, что так поступали люди тысячи лет до нас, и будут поступать тысячи лет после. Не мне и не здесь отвечать на вопрос: почему нас так тянет смотреть в лицо собственному страху. Просто знаю, почему не испугаюсь сделать этого здесь: я не одна, со мной вы и Доктор.



Страх перед темнотой


Странные вы люди. Всё время думаете о смерти, как будто вас убьют яйца, или говядина, или глобальное потепление, или астероиды. Но вы никогда не представляете себе невозможное — что, возможно, вы выживете. (с) Девятый Доктор

Самое восхитительное в этом шоу то, что оно заставляет работать твою фантазию на полную мощность, задействует все твои импульсы. Первый раз посмотрела «Тишину в библиотеке» в два часа ночи, покосилась на будильник, закрыла комп и выключила свет. «Кто выключил свет?» - всплыло в моей голове, и серия вернулась во мне в такой объеме, что пришлось срочно пересмотреть свою нелюбовь к ночникам. На следующие утро позвонила подруге (сотруднице библиотеки) и на полном серьезе задала вопрос: «Как ты ходишь на работу?». «Считаю тени!» - столь же серьезно ответила она.

Так впечатлившие меня монстры … не выглядят никак. Они столь микроскопичны, что вы можете увидеть их лишь в узкой полоске света, когда луч явственно разрезает пространство. Тогда в замысловатом танце едва уловимых пылинок вы можете предположить их - Вашта Нераду, рой, пожирающий плоть, и всегда находящийся в тени.

Восхитительное решение: подарить сериалу еще одного монстра, увидеть которого и победить невозможно. Такой рой есть на каждой планете в небольшом количестве, но одна только мысль, что мы можем предположить … увеличение популяции этих существ, способно напугать до колик. Крохотные космические пираньи, за долю секунды пожирающие любую плоть до самых костей. Одно из самых восхитительных сценарных решений и по-настоящему пугающая вещь.

Отметим для себя еще то, что Вашта Нерада – по своему милосердный ужас. Доли секунды мало, чтобы почувствовать боль по-настоящему. Погибший исчезает в мгновение, освобожденный от ужаса осознания гибели, пыток и надежды на спасение. Ко всему, спасибо Доктору, мы узнали, что с этим ужасом можно договориться. Достаточно не претендовать на его угодья и … считать тени. Не стоит забывать, что «Доктор» никогда не пугает только страха ради, не предположив лекарства. «Тишина в библиотеке» и «Лес мертвецов» редкая арка сериала, в которой фактически не оказалось погибших. Потому что: «Все знают что все умирают. Но не каждый день. Не сегодня. Некоторые дни особые. Некоторые дни такие, такие благословлённые. В некоторые дни, никто вообще не умирает. Очень редко, однажды за долгий срок, в один день из миллиона, когда ветер дует в спину, и Доктор приходит на зов, все живут». (с) Ривер Сонг

Страх иррационального


Еще два монстра, подаренных шоу, построены на абсолютной свободе от воображения и только на его игре: это Сознание Нестин (и его автоны) и Плачущие Ангелы. Такой парадокс: соединение обыденного и нарушение общего порядка вещей. Каждый из нас видел пластиковые манекены и скорбные фигуры кладбищенских ангелов. Каждый из нас не просто видел, это сопровождает нашу жизнь чаще и больше, чем я раньше думала. Понесла меня нелегкая этим летом на лютеранское кладбище: каждый год посещаю его с целью вселенских потуг к фотографированию. Минут десять реально являла друзьям живое воплощение когнитивного диссонанса под общий гогот. Конечно, смеялась. Но фотографировать не стала. Ага: «любое изображение ангела может стать ангелом». Отличный пример того, что оказывается одним и тем же можно напугать дважды. Уточним, чем именно.

Нестин — одни из древнейших существ во вселенной Доктора Кто, описанные как творение, которое существует с «Тёмных времён» вместе с ракносс, гельтами и тишиной. Автоны — это пластиковые манекены, управляемые Сущностями Нестин. Кроме этого нестин способно использовать любой пластик, как средство для захвата и подчинения живых людей. Автоны скрывают в своих руках смертельное оружие, которое может убить или испарить цель. Типичный Автон не выглядит особенно реалистично, имеет сходство с манекеном и двигается, как робот. Ко всему автоны самообразуются, легко мутируют и подчиняются только Нестин.

Роза: А этот живой пластик, что он имеет против нас?
Доктор: Ничего. Он вас любит. У вас такая хорошая планета: много дыма, нефти, токсинов и диоксидов в воздухе. Идеально! То, что нужно сознанию Нестин. Их источники питания были уничтожены во время войны, все протеиновые планеты погибли, так что Земля - еда.

При прикосновении Плачущего Ангела, тот до кого ангел дотронулся - попадает в прошлое на несколько десятков лет и доживает там свой век без возможности вернуться в своё время. А сам Ангел питается энергией тех дней, которые могла бы прожить его жертва. Внешне они похожи на милейшие статуи с закрытыми глазами. «Одинокие убийцы, единственные психопаты во Вселенной, которые убивают красиво» в поле зрения любых живых существ не существуют. «Это статуя, пока ты на него смотришь. Но стоит только повернуться к нему спиной…», то с невероятной и непонятной человеку скоростью они приближаются к жертве. Ангел невероятно физически силен и быстр. От него нельзя убежать.

Доктор: Их когда-то называли Одинокими убийцами. Никто не знает, откуда они появились, но они стары как Вселенная, или почти, и выжили так долго из-за самого совершенной защитной системы в истории эволюции. Они находятся в состоянии квантовой блокировки. Они не существуют, пока за ними кто-то наблюдает. В то мгновение когда на них смотрят любое живое существо, они превращаются в камень. Это не выбор, а факт их биологии. Под видом любого живого существа, они окаменевают, в прямом смысле. А камень нельзя убить. Конечно, и камень убить не может, но… затем ты отворачиваешься.

И те и другие пугают до колик. Легко представляемые и невероятные, наделенные худшими человеческими чертами и бесчеловечные. Часть нашего мира и несуществующие монстры. Обратила внимание, что они пугают меня именно потому, что сталкиваюсь с ними в повседневности и не могу принять реальность такого. Напомню еще раз: «Доктор» никогда не пугает просто так. Этих монстров можно перехитрить, а страх победить тем, что принять факт существования самого невероятного в самом обыденном. «Просто, не моргай» и помни.

Страх потери контроля над собой


Одна из самых экзистенциональных и жутких серий с еще одним невидимым монстром – «Полночь» (Midnight). Легкомысленный и неугомонный Доктор отправляется в некое путешествие, не предвещающее ничего опаснее привычной туристической скуки. Что самое интересное, что оно начинается очень мило: Донна у бассейна, Доктор, болтающий с ней по телефону, маленькие хитрости, такие милые спутники и … снова невидимое нападение. Существо, напавшие на корабль, не показано, но оно способно проникать не только внутрь корабля, но и внутрь любого человека. Но что еще опаснее, единственная реальная угроза (например, Доктору) не само существо, а люди с такой легкостью меняющие своё мнение.



Крайне милая история с такой скоростью набирает обороты, а Доктор, оставленный верным спутником и лишенный поддержки, беспомощен перед лицом: потери контроля над своим телом и человеческой жестокостью. Привычное «но»: человеческим самопожертвованием спасен.

Донна: Не представляю тебя без голоса.
Доктор: Molto bene!
Донна: Molto bene!
Доктор: Нет, не делай этого. Не надо… не надо.

Страх бессмысленности бытия


Но самое страшное в сериале – серии, гдеа наш герой изменяет сам себе. Пусть на секунду, даже на долю микросекунды. Те моменты, истории, ситуации, в которых Доктор, забывает о своей клятве и становится тем, кем был рожден – Повелителем Времени. Существом, которое живет пусть не вечно, но достаточно долго, чтобы почувствовать себя богом.

Доктор: (с вызовом в голосе) Долгое время я думал, что я просто единственный выживший, но это не так. Я — победитель. Вот кто я. Повелитель Времени-победитель.
Аделаида: (в ужасе) И нет никого, кто тебя остановит?
Доктор: Нет.
Аделаида: Это неправильно, Доктор. Мне всё равно, кто ты такой. Повелитель Времени, победитель. Это неправильно.

Не случайно Расселл Т. Дэвис и Фил Форд получили премию Хьюго 2010 года за сценарий эпизода «Воды Марса». Одна из самых тянущих, тягостных и блестящих серий своего сезона. В этом спецвыпуске действие происходит на Марсе в 2059 году, где Доктор встречает первую человеческую колонию на Марсе. Руководит командой капитан Аделаида Брук, которой суждено стать важным человеком в истории, ведь именно с неё начнется путешествие человечества к звездам. Доктор должен решить, как использовать свои знания о судьбе Брук и её команды, чтобы изменить историю. Самое страшное в нем вовсе не жуткие монстры, а момент, когда осатаневший от потерь Доктор решается изменить закрепленные во времени событие.

Отступлюсь, чтобы подчеркнуть сценарный «бантик», чудное излишество Рассела, отлично подчеркнувшее начатое еще Девятым Доктором сравнение. Далеков и Повелителей Времени. Дело в том, что Аделаида показана во флеш-бэке, относящемся к событиям серии «Украденная Земля». Когда её отец оставил её на чердаке во время вторжения далеков, один из них видел Аделаиду в окно, но не убил её, потому что знал, что её смерть — закрепленное во времени событие. Знал это и Доктор, когда категорически решил это изменить.



Никогда не пыталась осудить или оправдать Доктора в этом эпизоде. Только тот, кто не знает отчаяния; только тот, кто не чувствовал бессилия перед временем и неизбежностью потери; только тот, кто никогда ненавидел себя за это бессилие, способен даже просто рассуждать о его поступке. Любой другой просто опустит глаза, но не сожжет отбросить эту серию никогда из головы. Смотрю её, как противоядие перед собственной яростью.

Все ли это?

Нет, конечно! Посмотрела, что не упомянула Одиннадцатого в контексте записи. Вовсе не от того, что Моффат сделал сериал менее «страшным». Держи карман шире! Придуманные им Ангелы получили именно в его сезонах столько полномочий, что уже неважно, что начали просто убивать. Всё дело в том, что весь «Доктор Кто» - это бесконечная борьба со страхом перед временем, страхом перед пространством, страхом перед непознаваемостью жизни, страхом смерти, да и главное страхом перед собой.

Ведь для Доктора – мы вселенная: огромная, безграничная и очень важная. Каждый из нас внутри гораздо больше, чем снаружи. Каждый из нас чего-то боится. Но каждый из нас, рискнувших поверить его «беги», на деле бежит не только от чего, но к чему – к себе. С каждой серией, с каждым испугом, слезами, обидами и разочарованием. Каждый раз погружаясь в этот мир, доверяя ему и позволяя себе рассматривать его серьезно и бдительно, мы бежим к себе.

Ко всему… бегать весело. Правда, Доктор?


Tags: doctor who: аналитика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 35 comments