Наталья Попова (bamssi) wrote in british_cinema,
Наталья Попова
bamssi
british_cinema

«Голгофа» (Calvary), 2014

Один знаменитый ирландец, Джордж Беркли всю свою жизнь планомерно развивал краеугольный термин своей философии: еsse est percipi — «существовать значит быть воспринимаемым». Не будем вдаваться в тонкости сложнейшего философского аппарата, тем более, что этот знаменитый ирландец был протестантом, а речь пойдет об истории одного католического священника, имевшего неосторожность родиться и жить в одном с нами веке. Важно лишь то, что так Беркли приходит к выводу о существовании Бога, или «бесконечного Духа», который порождает ощущения в сознании людей, речь шла об опровержение тезиса о независимости морали от религии и веры в бога. Не уверена, что Джон Майкл Макдонах задумывал свой сценарий именно так, но ирландцы – удивительные люди. Никогда не стоит быть уверенным, что знаешь чего от них ожидать…



В маленьких городках вроде этого люди действительно такие. Про каждого тысяча историй, все роли уже определены и выписаны яркими красками. (с) Дилан Моран



Начинать всегда следует сначала. В этом году (прямо сейчас) в российских прокат вышел новый фильм Джона Майкла Макдонаха (John Michael McDonagh) — англо-ирландский кинорежиссёра и сценариста, номинанта на премию BAFTA (2012), брат Мартина Макдонаха. Джон Майкл начал режиссёрскую карьеру, сняв в 2000 году короткометражную драму «Вторая смерть». Затем последовала прекрасная адаптация романа Роберта Дрю «Our Sunshine» для фильма Грегора Джордана «Банда Келли». Слава пришла вместе с первым для режиссера полнометражным фильмом «Однажды в Ирландии» (The Guard) 2011 года. Картина мгновенно стала самой узнаваемой и самой успешной (на сегодняшний день) ирландской комедией. Фильм мгновенно растащили на цитаты: «Я же ирландец! Расизм — часть нашей культуры», признав за прекрасный образчик макабрического юмора.


Может потому, меня совершенно не смутило наименование жанра картины «черная комедия». Она же ирландская?! Какая еще может быть у ирландца комедия, снятая ирландцем про ирландцев и для ирландцев? Этот народ как никакой другой продолжает средневековую карнавальную традицию, с таким плотным налетом цинизма, комический эффект которого состоит в насмешках над смертью, насилием, болезнями, физическими уродствами или иными «мрачными» темами. Для ирландца нет тем, над которыми он не мог бы пошутить. Может быть потому мы с трудом распознаем, когда ирландец не шутит?


Отец Джеймс служит в небольшой деревушке где-то в Ирландии. Легкой его изнь не назовешь, но он и не искал легких путей. Правда, такой недельки у отца Джеймса не было давно: исповедь, начинающая со слов «я собираюсь вас убить», поджог церкви и драка в пабе, дочь, пытавшаяся покончить с собой. Отцу предстоит день за днем прожить эту неделю и решить для себя, что является величайший человеческим грехом.



Ты не сразу чувствуешь подвох. Вот он - Брендан Глисон (Brendan Gleeson), как всегда великий и неподражаемый. Нет, это не сержант Бойл, но отцу Джеймсу крутости и юмора не занимать. Вот вам Крис О’Дауд, Келли Райлли, Эйден Гиллен, Донал Глисон (такая короткая, но блестящая сцена в паре с отцом), Дилан Моран, наконец.


Вот уж Дилан Моран точно признак того, что сейчас начнется самый веселый беспредел. Так и есть: вот его нелепый и вульгарный персонаж, чтобы позлить отца Джеймса, старательно мочится на старинное полотно.


Но чувство тревоги не оставляет. День за днем погружаясь с отцом Джеймсом в эту бесконечную, странную неделю, ты всё ближе к отгадке. Да, местами это невероятно смешно, местами привычно абсурдно, но никто над тобой не смеется. Тут вообще никто не смеется, эти люди просто живут. Живут, как умеют. Игнорируя твое желание разобраться в происходящем. Как и мы живем. Это, конечно, местами ужасно смехотворно, но вовсе не смешно для нас.


У ирландцев есть чудная поговорка «Когда Бог создавал время, он создал его достаточно», она отлично иллюстрирует этот сценарий. А еще «Если хочешь кому-то вырыть яму – копай две, одну для врага, а вторую для себя». Вечная раздвоенность ирландского сознания! Они очень мирные люди, не смотря на всю свою задиристость и воинственность. Может быть от того, они умеют так заразительно грустить, так заразительно любить, так громко над всем этим смеяться.


Когда пойдете (а фильм, напоминаю, еще в прокате) просто доверьтесь этой истории. Не ждите от нее откровений, гомерического юмора, не пытайтесь себя убедить, что всё это лишь привычный ирландскому кинематографу гротеск. Это Ирландия современная, неброская и раздвоенное, как сознание её народа. Тут вам африканцы, буддисты – владельцы пабов, вежливая ненависть прихожан, обыденная, скучная жизнь. Работа выполнена филигранно: точные диалоги, безупречная операторская работа Ларри СмитаС широко закрытыми глазами», «Однажды в Ирландии», «Бронсон», «Елизавета I»). Это просто очень красиво. То просто очень непросто. Это задевает. Заставляет думать и злиться. Злиться искренне и горячо, как мы злимся только на себя.


Это действительно очень хорошее кино. Вот так. Начиная с курьезных заявлений о Новой философии, ты просто приходишь к этой фразе. Потому что в ней всё.
Tags: *рецензия, актер: brendan gleeson, актер: dylan moran, актриса: kelly reilly, жанр: драма, раздел: фильм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments