Дракон, этик и эстет (silbern_drachen) wrote in british_cinema,
Дракон, этик и эстет
silbern_drachen
british_cinema

Take a sad song and make it better

Право слово, кому и зачем я собираюсь рассказывать о шотландском сериале 1994 года (BAFTA 1995 за лучший сериал), кроме тех, кто о нём и так знает по той же причине, что и я?
Но его стоит смотреть и о нём хочется говорить.

У одинокого выпивающего Эдди МакКена (Кен Стотт) из близких – одна грозная и мечтающая наконец женить его бабушка-литовка, работа – очередная дурацкая, продавцом окон с двойным стеклопакетом, зато есть любимое дело, единственный свет в окошке: Эдди – ди-джей на больничном радио. То есть был им, пока его не уволили, предложив на прощание реанимировать радиостанцию в больнице Святого Иуды. Психиатрической.



«Takin‘ Over The Asylum» – простая хорошая история о людях, рассказанная под сопровождение хороших старых песен. Временами уморительно смешная, временами трогательная и грустная, всегда горьковато ироничная.

Ставящая вопрос о границе между нормой и болезнью. Каждый четвёртый человек хоть раз в жизни впадает в психическое расстройство, прямым текстом сообщают нам мимоходом в первой же серии. Быстрыми мазками, лишь местами утрируя, демонстрируют безумие якобы нормального мира вокруг. И знакомят с собирающимися вокруг Эдди и его радиостанции пациентами – теми из обитателей госпиталя, чья связь с реальностью повреждена лишь отчасти. Для кого это больничное радио становится отдушиной и возможностью проявить себя и не быть только пациентом с диагнозом. Потому что ключевая черта МакКена – неравнодушие. Он смотрит на больных и видит не навешанные на них медициной и обществом таблички, а живых уникальных людей. Вот электронщик и шизофреник Фергюс (Энгус МакФадьен), регулярно производящий впечатление наиболее здорового человека в комнате. Домохозяйка Розали (Рут МакКейб) с обсессивно-компульсивным расстройством, ведущая постоянную войну с убивающими микробами, а заодно являющаяся непревзойдённым организатором. Пребывающая в тяжёлой депрессии хрупкая Франсин (Кэти Мёрфи). 19-летний неукротимо живой Кэмпбелл с биполярным расстройством (Дэвид Теннант) – загорающийся мечтой стать профессиональным диск-жокеем и готовый на всё ради неё.



Eddie: Are you sure you're not manic?
Campbell: I'm inspired, Eddie.
Eddie: What's the difference?
Campbell: Inspired is when you think you can do anything. Manic is when you know it.



Да, мой мимимиметр зашкалил и сломался ещё при виде отдельных кадров, что уж говорить о сериале, когда это восхитительно обаятельное существо носится по экрану, поёт, танцует и трындит без умолку, вгоняя своими бредово-инфантильными идеями в перманентный фейспалм?..


И сразу ещё об одной личной радости: в распоряжении больничной радиостанции только старые пластинки 50-70х годов, и они составляют значительную часть саундтрека. В том числе «Beatles». Госпиталь, если помните, St. Jude’s, так что первая пластинка, на которой МакКенна проверяет, работает ли оборудование вообще, это "Hey Jude". А ещё будут "Help", "Ticket To Ride", "I Wanna Hold Your Hand" и не только. И так и быть простим Кэмпбеллу поставленный в конце чей-то кавер на "Let It Be" вместо оригинала.


Кэмпбелл, собственно, второй центральный герой сериала, своими неуёмной энергии и энтузиазмом оттеняющий усталого и потрёпанного МакКенна.



А ещё через него вводится другая важная тема. Собственно, одна из главных проблем мальчика в том, что он слишком легкомысленный, просто слишком живой с точки зрения собственного отца, требующего серьёзности и практичности, которых у Кэмпбелла нет независимо от состояния здоровья. Но если в его случае это выглядит как типичное столкновение отцов и детей, то вскоре становится ясно, что проблема на самом деле куда шире. Никто не хочет иметь в семье психа. Каждый хочет, чтобы его близкие были нормальны – причём в его личном представлении о том, что это значит. Даже любя, даже сочувствуя, люди ощущают себя вправе требовать, чтобы их близкие просто стали прежними. Человек с психическим расстройством оказывается ещё и виноват в глазах родни, что портит их благополучную жизнь. И это более чем понятно, но никак не способствует выздоровлению. И ты можешь сколько угодно хорохориться, превращать своё клеймо в боевой клич ("We are loony and we are proud!") и носить его с гордостью – когда его бросит тебе в лицо кто-то родной, будет больно.

Так человек и остаётся один со своими монстрами. Эта история ещё и об этом – как важно человеку не быть одному. Как именно сочетания качеств разных людей делает возможным невыполнимое для одиночки. Как важны человеческое тепло, поддержка, чувство общности и принадлежности к чему-то и кому-то. Только не путайте всё это с панацеей.

Чем кончится дело? Кто-то оживёт, кто-то погибнет, кто-то пойдёт вперёд. Сочувствие и жестокость, победы и поражения, дружба и лицемерие – жизнь просто будет идти дальше во всех своих красоте и безумии. Let it be.
Tags: *рецензия, актер: david tennant, жанр: драма, раздел: сериал
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 35 comments