Наталья Попова (bamssi) wrote in british_cinema,
Наталья Попова
bamssi
british_cinema

Как спасти деньги?

Так как сегодня (среди прочего) день рождения великого Кевина Спейси (Kevin Spacey), то избежать рассказа о фильме 2011 года уже нельзя. «Предел риска» (Margin Call) – психологический триллер Джей Си Чендора (J.C. Chandor), решившего снять драму о больших деньгах. На наше счастье для этого он пригласил в свою команду целое соцветье прекрасных актеров - Кевина Спейси, Пола Беттани, Джереми Айронса, Закари Куинто, Саймона Бейкера, Деми Мур, Стэнли Тучи и других. Вот, что из этого получилось.


Джей Си Чендор не только режиссер проекта, но и автор сценария, сходу номинированного на «Оскар». Этот удивительный (молодой) человек за свою карьеру снял три фильма. Короткий метр, который мне не удалось найти. «Предел риска» и фильм, ставший (для меня лично) лучшим фильмом прошлого года «Не угаснет надежда» (All Is Lost). Вся эта «телега» сводится к тому, что перед нами явление. Человек безусловно талантливый, яркий, способный на многое. Столь многое, что трудно даже предполагать.


Но вернемся к нашей драме. В ней рассказывается об одном из американских банков (за основу которого брался Lehman Brothers), находящемся на пороге финансового кризиса и банкротства. Действие фильма происходит в течение 24 часов, во время которых сотрудники пытаются найти выход из сложившейся ситуации.



Это лишь деньги. Куски бумаги с картинками ©

На самом деле это больше, чем кино о финансовом кризисе 2008 года. Это больше, чем история о том, как «большие люди» жестоки, как «деньги» делают «деньги», это откровенный карт-бланш для гениальных актеров, которым подарили 107 минут экранного времени, чтобы порассуждать, что же делает нас людьми.


Для этого мы сокращаем пространство до фактического единства – переходы и комнаты шикарного, но пустого, ночного офиса. Улицы ночного, пустого Манхэттена. Редкие кадры полупустых, ночных баров. Из допущенных нам «24 часов» повествования, мы большей частью увидим ночь.


Дальше всё сделают люди. Диалоги, монологи, проходы, почти театральная неторопливость мизансцен. Иногда в этом фильме всё решает молчание. Просто молчащая Деми Мур, такая красивая и оцепеневшая. Никуда не смотрящая. На подоконнике офиса на верхних этажах крутого офиса.


Диалог героев Саймона Бейкера и Деми над головой уборщицы, пытающейся вжаться в свою тележку. Такой внешне «нейтральный», непонятный и опасность, которая физически ощущается рядом с этими людьми.


Чендор намеренно убрал из своего фильма почти все личные линии своих героев. Они обезличены до невозможного. Кто они? Откуда пришли сюда? Есть ли у них родные, болячки, сомнения? Едва-едва, словно по касательной, иногда, до нас долетают обрывки слов и признаний. Остальное цифры, метафоры, почти абсурдные реплики… при абсолютно исповедальном тоне ночных откровений. Виртуозная работа сценария и актёров.


Я намеренно не хочу расписывать роли. Кто главный, кто подлый, кто смелый. Этого не делает и фильм. Его кадры – шахматная доска. Где-то глубоко внутри себя, ты понимаешь, что у всех этих «фигур» есть своё место и положение. Кем пожертвуют для следующего шага, кого приберегут, кто охраняет «королеву». Но стоит тебе расслабиться и подумать, что ты способен предсказать следующий ход, как звучит простая человеческая фраза, и ты – теряешься. Люди? Всё-таки люди?


Да, выбранная Чендером тема оставляет далеко позади и сочувствие, как таковое. Сопереживать героям, которые спасая свои доходы, собираются обрушит фондовый рынок, достаточно трудно. Особенно, если твое место на этой «доске» далеко незавидно. Было бы даже легче, если бы все они были пошлы, грубы и жалки. Но режиссер собрал в один кадр очень красивых людей, людей обаятельно властных или властно обаятельных. Намерянно придавил их эмоции, запутал речи. В какой-то момент ты понимаешь, что тебе всё равно о чем они говорят. Ты с грустью вспоминаешь свои «плохие часы», когда с трудом удерживал рвущееся изнутри рычание.


Но всё таки это триллер. По старинке ждешь, когда «финансовые воротилы» сбросят аккуратные маски приличия и начнут «мочить» неугодных. Сортир, например, был! Честное слово! Но ничего не происходит, или остается за кадром. Но перед тобой – триллер! Скажу больше, местами тебе откровенно страшно. Понятно, что ты «боишься» не финансового кризиса, который уже разнес всё, что мог. Даже не этих людей в хорошо сшитых костюмах. Или нет? Ты боишься именно их? Или того, что есть в тебе самом? «Мне просто нужны деньги» - грустно говорит герой Кевина Спейси. «Мне просто нужны деньги»… Мне тоже они нужны. А перед тобой на экране блистательный Джереми Айронс! С таким подозрительно дьявольским блеском прекрасных глаз. О! Ему принадлежит немалая толика того, почему этот финансовый роман остается триллером до последней секунды.



Фильм снимали ровно два месяца, с июня до августа 2010 года. Спродюсирована картина была компанией Before The Door Pictures, принадлежащей актёру Закари Куинто. Снимал фильм оператор Фрэнк Дж. ДеМарко (Frank G. DeMarco), теперь регулярно сотрудничающий с Чендером. У них получается чудный тандем. Виртуозность сценария отлично сочетания с тщательностью каждого кадра, с его почти шахматной точностью, при кажущейся небрежности. Чедер режиссер строит свои фильмы на трех китах: камере, деталях и актерах. Остальное, судя по всему, он под них подгоняет. Но (в который раз за этот текст) я бы солгала, если бы не учла его величество звук в этой картине. Если в «Не угаснет надежда» - это музыка и океан, но здесь – диалоги. Отдельные партии скрипичной виртуозности. О чем бы не говорили эти люди, тебе нравится за ними наблюдать, но (вот снова!) они хорошо знают, о чем говорят. И как созвучна этому диалогу камера!



Музыку в фильму написал Нэйтан Ларсон (Nathan Larson). На мой взгляд ему удалось в этой команде найти своему саундтреку очень правильное место.



Вот таким был старт новичка, первым фильмом номинированного на главную премию 61-ого Берлинского международного кинофестиваля «Золотой медведь» и на премию «Оскар» в категории «Лучший оригинальный сценарий». Повторюсь, его вторая работа – лучший в моем личном топе фильм 2013 года. Стоит ли говорить, с каким нетерпением я жду продолжения?

Всем доброго выходного дня!
Tags: *рецензия, актер: jeremy irons, актер: paul bettany, жанр: триллер, раздел: фильм
Subscribe
promo british_cinema november 30, 14:00 22
Buy for 10 000 tokens
Список сериалов и телефильмов на 2018 год, включающий сериалы британского телевидения и американские, главные роли в которых исполняют британские актеры. Как всегда, ссылка на пост висит в сайдбаре, в правом верхнем углу на главной странице сообщества ( как это выглядит) и время от времени…
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments