Наталья Попова (bamssi) wrote in british_cinema,
Наталья Попова
bamssi
british_cinema

Categories:

Опыт ничего не значит, когда правила сочиняются на ходу. ©

Сегодня зрители нужны киноиндустрии гораздо больше, чем киноиндустрия нужна зрителям. © Роберт Редфорд

Этот фильм крепкая историческая драма, снятая при участии большого количества замечательных американских и британских актеров. Формально поводом к разговору станет главная (в фильме, но не карьере) роль Джеймса Макэвоя, небольшая, но яркая роль Тома Уилкинсона, если хотите, присутствие в нем Колма Мини. Но на деле, выбираю именно эту картину 2010 года, потому что под опытным взглядом великого упрямца Роберта Редфорда, очень известная страница великой американской истории, трагедии и позора, стала лучшей иллюстрацией одной очень важной темы. Бесконечной борьбы великих человеческих идей против частных человеческих жизней. «Заговорщица» (The Conspirator) – история суда, суда над вечной убежденностью человечества в своей правоте.


Здесь, в моей стране, мы совершенно не умеем делать выводы из тех уроков, которые история раз за разом дает нам. © Роберт Редфорд

Исторический спойлер (из учебника истории)

14 апреля 1865 года в Вашингтоне на спектакле «Мой американский кузен» (в театре Форда) величайший из американских президентов Авраам Линкольн был смертельно ранен выстрелом в голову сторонником южан, актёром Джоном Уилксом Бутом. Через пять дней после окончания войны, в день Страстной пятницы. На следующее утро, в 7 часов 22 минуты 15 апреля 1865 года, Авраам Линкольн скончался. Еще через несколько дней Бут был настигнут полицией и при задержании застрелен. Его последними словами стали: «Передайте моей матери, что я умер, сражаясь за свою страну». Так случилась настоящая американская трагедия. По сути, заговор провалился, потому что смерть Линкольна – лучше всего укрепила победу северян, создав ореол мученика, отдавшего свою жизнь ради воссоединения страны и освобождения чернокожих рабов. Миллионы людей, черных и белых, пришли проститься с ним к траурному поезда из Вашингтона в Спрингфилд.

Но в это время началась одна из самых позорных страниц в (очень трепетной к подобному) американской истории. Суд над убийцами президента – гуманиста, стал откровенной расправой, справедливость которой до сих пор считается ужасно сомнительной. Среди обвиняемых была единственная женщина - Мэри Саррет, степень участия которой в заговоре до сих пор вызывает споры среди историков. Однозначно только одно: пансион, который она содержала, был местом встречи заговорщиков, среди которых был и её сын Джон. Именно здесь Бут принимал связных разведки южан. Но ... одинокая вдова, с трудом скопившая на небольшой пансион, если и виновна, то в том, что пыталась выжить в разгар войны. Растить детей и закрывать глаза на происходящее, что еще остается матерям во всем мире?

Юристы (в том числе американские и сразу после суда) высказывали и высказывают недвусмысленную убежденность в том, что если бы дело рассматривалось гражданским судом, судом присяжных, Мэри Сарретт была бы оправдана, в самом крайнем случае признана виновной в заранее не обещанном укрывательстве. Но судил мадам Саррет и остальных – военный трибунал. Не смотря на то, что к началу суда военное положение в стране было снято, а Мэри и вовсе была гражданским лицом.

Правоведы беспристрастно перечисляют улики, за которые была казнена мадам Саррет:

- обнаруженная в доме фотография Бута (подарочная карточка (Бут был популярным актером), подписанная для юной дочери хозяйки);

- следы пороха в её комоде. Точнее, в одном из комодов пансиона, раз. В стране только только закончилась война, два. Кто способен удивиться наличию пороха и оружия в домах?

- показания арендатора Ллойда о том, что на следующий (следующий) день после убийства президента, он, по просьбе Сарретт, передал двум неизвестным (это были Бут и Херолд) карабины, бинокль и виски;

- показания одного из обвиняемых, Этцеродта о том, что он встречался с Бутом в пансионате Сарретт. Причем Этцеродт решительно утверждал, что ему ничего не известно о непосредственном участии Сарретт в заговоре;

- последнее, юридически ничтожное обстоятельство, оказавшееся, тем не менее, по признанию одного из членов военного суда (спустя 14 лет после процесса), роковым для миссис Сарретт: её сын, Джон Сарретт, был весьма успешным шпионом - связником конфедератов. Джон избежал ареста, а позднее попав под суд, был оправдан. Но это случится позднее.

30 июня 1865 года военный трибунал вынес приговор. Все обвиняемые были признаны виновными. Попытки добиться смягчения участи Мэри Саррет окончились неудачей . Не смотря на то, что прошение о смягчении её участи подписали пять членов военного суда, приговорившие её к смерти. Позднее президент Эндрю Джонсон уверял, что ему не доложили о ходатайствах о помиловании. Однако в своих мемуарах председатель военного суда Джозеф Холт разоблачает ложь Джонсона. По словам Холта, получив из его рук упомянутое прошение, Джонсон в резкой форме ответил, что не может помиловать Сарретт на том основании, что она женщина. Потому что это будет хорошей подсказкой потенциальным будущим заговорщикам: использовать при совершении преступлений женщин, с расчетом на то, что преступницы не будут казнены. Теперь принято во всем винить ярость новоиспеченного президента, но уверяю вас, тогда, в час суда, не так много было людей несогласных с ним.

Сюжет

Строится на личной истории адвоката Фредерика Эйкена (Джеймс Макэвой), 27-летнем герое войны, по началу очень неохотно берущемся защищать «убийцу» его идеалов. Но в процессе изучения доказательств, герой обнаруживает, что Мэри Сарретт (Робин Райт) используется в качестве приманки и заложницы для того, чтобы поймать единственного сумевшего сбежать заговорщика. Кажется, женщина обречена. Теперь это его «бой», и только его.



Даже там, где ты ездишь каждый день, можно всегда найти новый путь. © Роберт Редфорд

Специально так подробно напомнила вам историю несчастной героини, да и просто историю. Не секрет, что пафос американских исторических фильмов чаще всего узконаправлен. Есть герои, есть антигерои, но есть Роберт Редфорд – человек, создавший Sundance Film Festival - национальный американский кинофестиваль независимого кино. Более того, организатором кинофестиваля является Институт Сандэнс (Sundance Institute), основанный в 1981 году тем же Робертом Редфордом (и группой его друзей и единомышленников) для создания условий становления независимого американского кино. Потому, в самую первую очередь, забудьте, что это «историческая драма». Отмахнитесь от этого, даже не смотря на то, что Редфорд (режиссер фильма) очень тщательно и кропотливо воссоздал в нем события 1865 года.


Итак, в центре повествования - история красавца Макэвоя. Веселого, счастливого парня, пожалуй, даже легкомысленного, чуть опьяненного «гражданкой» и красавицей невестой. Счастливое решение! Контраст ему была призвана создавать моя любимица – Робин Райт. Она и привела меня (вместе с Редфордом и Макэвоем) в эту картину. Её героиня - не старая, не молодая, и вовсе не призывающая к сочувствию. Спокойная тем жутким отчаянием, которое питает нас в часы самой острой безнадеги. Когда терять уже нечего.


Она здорово оттеняет всю эту историю: великого президента, громкого убийства, скандального суда. Райт пришлось балансировать на тонкой грани: обыденности, вежливости, даже сухости. Для чего? Да потому что не имеет значения, какой была Мэри Сарретт! Она была откровенно невезучей. Беззащитной перед лицом истории и толпы. Что ей теперь здесь в 2010, даже уже 2014 году, наше сочувствие и понимание того, что её жизнь была отдана на откуп великой американской идее? Великой европейской. Великой русской. Великой человеческой идее: где одна жизнь вечно не стоит ничего. Какие бы громкие слова, какие бы незыблемые принципы и Конституции мы не возводили. Потому что каждый из нас проводит свой суд, куда более жестокий, чем военный трибунал любой страны. Наш собственный внутренний суд с одним единственным присяжным, так легко доверяющим любым суждениям. Лишь бы они отвечали нашей пользе. На мой взгляд, это – настоящая, общечеловеческая трагедия. Противостоять которой, дай бог, никому из нас не придется.


Привычно обозначаю бонусы фильма. Бесподобный Том Уилкинсон, в роли сенатора – провокатора. Этот британец умеет убеждать меня в чем угодно, стоит ли говорить о том, как приятно разделять с ним (и его героем) свои убеждения? Приятная работа оператора Ньютона Томаса Сигела (Newton Thomas Sigel), снимавшего для нас не только фильмы «Людей Икс», но и эпизоды любимого «Доктора Хауса» (как режиссер). Саундтрек нам подарил звездный композитор Марк Айшем (Mark Isham). Очень приятный саундтрек.



Фильм стал первым для кинокомпании The American Film Company, которая была специально создана для съемок фильмов об истории Соединенных Штатов. В очередной раз аплодирую Редфорду подарившему нам удивительный баланс между почти документальностью картины и её свободой. Первое построил на тщательно отобранных деталях процесса, второе доверил музыке, камере и актерам. Что из этого вышло – судить вам.

Никогда не останавливайся у знака, на котором написано: «Успех». Не останавливайся! Жми на газ, просто жми на газ. © Роберт Редфорд
Tags: *рецензия, актер: james mcavoy, актер: tom wilkinson, жанр: драма, жанр: исторический, раздел: фильм
Subscribe
promo british_cinema december 10, 13:57 16
Buy for 10 000 tokens
Список сериалов и телефильмов на 2020 год, включающий проекты британского телевидения и американские, главные роли в которых исполняют британские актеры. Как всегда, ссылка на пост висит в сайдбаре, в правом верхнем углу на главной странице сообщества ( как это выглядит), время от времени…
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments