Великобритания, США, 1961 г.
Режиссер: Джек Клейтон
В ролях: Дебора Карр, Мартин Стефенс, Памела Франклин, Мегс Дженкинс, Майкл Редгрейв, Питер Уингард, Клайти Джессоп, Исла Камерон и Эрик Вудберн.
Экранизация повести Генри Джеймса "Поворот винта".
Фильм для вас, если вы цените Хичкока (при просмотре периодически вспоминается "Ребекка", но отсылки очень деликатные, почти неуловимые), чувствуете эстетику черно-белого кадра, и самое главное, любите в викторианской эпохе не только ее парадный фасад, но и молчаливую, гнетущую до звона в ушах атмосферу ужаса.
Завязка проста и кажется не просто знакомой, а избитой: в заброшенное поместье приезжает гувернантка, где ее ждет парочка очаровательных детей-сирот. Но с первых же минут в повествование вмешивается мистика: это жуткое сочетание детской простенькой песенки и пугающих звуков из глубины дома, обманчивости ясного и казалось бы, априори правильного. Белый мотылек, попавший в паучью ловушку, за которым с хладнокровием естествоиспытателя наблюдает девочка, потом "прозвучит" крошечной балериной из музыкальной шкатулки. Захлопнувшиеся двери, разбитое стекло на портрете, незнакомцы и видения на озере — об этом нужно либо снимать классические триллеры, либо уайльдовски тонко высмеивать.
Но этот фильм идет по совершенно другому пути.
Чтобы обойтись без спойлеров, скажу лишь, что фильм закручен в психологическую головоломку. Это не стандартный набор готического триллера, это атмосферная непредсказуемая история, насыщенная фрейдистскими мотивами и сексуальными намеками, недоговоренностью и приоткрытыми тайнами, страхом как перед неизвестностью, так и перед открывающейся сутью. Это переплетение нескольких точек зрения, нескольких знаний о происходящем в поместье.
Это в конце концов, многозначительный финал, над которым тоже приходиться думать, чтобы раскрыть последнюю тайну.
И совершенно особого разговора заслуживает героиня Деборы Карр и то, как ей удалось воплотить ее на экране. Там я видела не знакомую мне актрису, а совершенно другую женщину, с иной улыбкой, новой походкой, чужим взглядом. Взгляд — это вообще отдельная история. Для меня, считающей самым гениальным приемом в создании атмосферы триллера глаза героя, увидевшего ужасное, это просто клондайк. Весь фильм в кадре могло быть лишь ее лицо, так живо и болезненно нервно реагирующее на подернутую мистическим флером реальность. Мисс Гидденс словно ежесекундно сходит с ума от неизвестности происходящего, сводит с ума окружение и зрителей.
Я не могу добавить практически ни один кадр, чтобы не предвосхитить ваше впечатление от операторской работы, но она заслуживает самой высокой похвалы. Фредди Фрэнсис, один из известнейших британских кинооператоров, сделал, кажется, невозможное, чтобы и полвека спустя картина выглядела удивительно современной.
Разумеется, не меньшего восхищения заслуживает и Генри Джеймс, создавший этот идеальный в своей герметичности и внутрь-направленности сюжет, такой тонкий и сложный, и режиссер Джек Клейтон, перенесший книгу на экран столь умело и точно.
Community Info