Наталья Попова (bamssi) wrote in british_cinema,
Наталья Попова
bamssi
british_cinema

Алан Паркер. Просто Алан Паркер

Когда я начал снимать кино, британская киноиндустрия переживала не самые лучшие времена. В Америке же нас заключили в теплые объятия. Смешно: в Европе меня считают американским режиссером, в Америке — довольно ушлым, политически озабоченным европейцем. © Алан Паркер (Alan Parker)


Если уж рассказывать о британском кино, так просто невозможно обойтись без него. Даже не потому, что этот человек (собственно) председатель Британской режиссёрской гильдии и основатель британского Комитета по делам кино. Даже не потому, что из своих 70 лет (в этом году исполнилось) он сорок отдал кино, а, возможно, потому, что сложно найти второго подобного режиссера, имеющего на своем счету столько фильмов, считающихся классикой. Что показательно, в очень разных жанрах. Но начнем сначала.



В 2013 году он получил премию BAFTA Academy Fellowship Award, что является высшей наградой британской Киноакадемии для режиссера. Его фильмы завоевали девятнадцать BAFTA, десять «Золотых глобусов» и десять премий «Оскар». Паркер является командором ордена Британской империи, за заслуги перед британской киноиндустрией имеет рыцарский титул рыцаря-бакалавра. А начинал как копирайтер и режиссер телевизионной рекламы. Талантливый человек часто успешен во всем, что делает в жизни. Многие ролики Паркера были награждены за креативность. Он даже основал свою собственную компанию по производству рекламных роликов, которая быстро стала одной из лучших в Британии, выиграв «практически все основные награды, от национальных до международных».

В моей семье все были крестьянами — руками они шевелили более умело, чем мозгами. Тем не менее существует великая английская традиция: люди из низов здесь всегда были отличными рассказчиками. Думаю, у меня это как раз от бабушки. © Алан Паркер (Alan Parker)



Сняв несколько короткометражек, Паркер принимается за свой первый полнометражный фильм «Багси Мэлоун» (Bugsy Malone) 1976 год. Эта стилизация под гангстерский фильм с актерами-детьми и стреляющими кремом автоматами, был не только с интересом встречен в Канне, но и по-хорошему произвел фурор во всем мире. Что еще интереснее, фильм до сих пор смотрится стильно и бодро.



Еще бы! Это мюзикл-пародия на тему гангстерского Чикаго 1930-х годов, примечательный тем, что все роли в нём исполняют дети, в том числе гангстеров и их подружек, а убийства совершаются из крем-автоматов кремом для тортов. Исполнители главных ролей — юные Джоди Фостер и Скотт Байо (звезда сериала «Чарльз в ответе»). «Рокси всю жизнь, складывая два и два, получал пять. Он чуял неприятности, как другие чуют запах газа» (с) Две номинации на «Оскар» — за лучшее музыкальное и художественное оформление, пять призов BAFTA, три номинации на «Золотой глобус», номинация на Каннском фестивале за лучший фильм. Неплохо для «новичка»?



Воодушевленный таким началом, Паркер ищет себе новое направление. В это же время он познакомился с начинающим сценаристом и режиссером Оливером Стоуном, у которого была идея экранизировать мемуары тюремного заключенного Уильяма Хэйса. Алан был не против, и Стоун сел за написание сценария. Результатом их сотрудничества стала картина культовая картина «Полуночный экспресс» (1978). Две премии «Оскар»: за лучший адаптированный сценарий Оливера Стоуна и лучшую музыку Джорджо Мородера; номинация как лучшему фильму года.



Это американская картина Паркера, но одну из ролей блистательно (моё новое слово паразит) исполнил Джон Хёрт. Фанатам рекомендую. Но помните, в основу сценария, написанного Оливером Стоуном, легла реальная история, которая произошла с молодым американцем по имени Уильям Хэйс в 1970 году. Это жесткая, местами бесчеловечная история о том, как сохранить в себе человека.

Люди обожают слушать истории. По двум причинам. Хорошая история о каком-то человеке, семье, другой культуре утверждает тебя — к твоей пользе, или наоборот, в твоих жизненных устремлениях. С другой стороны, в каждой истории — о каком бы далеком от тебя предмете в ней ни шла речь — всегда есть какой-то жест, чувство, резонирующее с твоей собственной жизнью. © Алан Паркер (Alan Parker)


80-е стали временем успеха, но чтобы я не назвала, первым и главным останется «Стена» (Pink Floyd The Wall) — кинофильм по сценарию Роджера Уотерса, основанный на одноимённом альбоме группы Pink Floyd 1979 года. Анимация в фильме выполнена Джеральдом Скарфом. Идет картина 95 минут.



Первоначальный сценарий фильма был предельно скуп. Скорее заявка на фильм, чем полноценный сценарий в традиционном понимании этого слова. Я всегда говорил, что «Стена» для меня — студенческая работа (хотя и очень дорогая!). Каждый день мы его практически заново переделывали. © Алан Паркер (Alan Parker)

Убеждена, что этот фильм представлять никому не нужно, добавлю лишь, что картина считается лучшим образцом жанра, хотя в свое время она была воспринята критиками как слишком длинный музыкальный клип. Нет пророков даже в британском отечестве.



Следующем (не хронологически, а по важности для меня) назову антивоенную притчу «Птаха» (1984). Фильм рассказывает о ветеране вьетнамской войны, который в результате посттравматического шока вообразил себя птицей. Фильм снят по одноименному роману-бестселлеру Уильяма Уортона.



Картина вышла очень резкой и жесткой, её по-разному встречала и публика, и критика. Жюри Каннского фестиваля присудило фильму «Золотую пальмовую ветвь». Сейчас это классика своего жанра. К этому времени Паркера уже считался одним из ведущих режиссеров Великобритании.

В 1987 году Алан представил на суд зрителей свой новый фильм «Сердце ангела», который он посвятил Андрею Тарковскому. Картина, поставленная в США с американскими актерами Робертом Де Ниро и Микки Рурком, наделала много шума.



У фильма снова есть литературная основа - роман Уильяма Хьортсберга «Падший ангел». А вот жанр … можно определить, как дремучую смесь остросюжетного детектива и фильма ужасов. Нью-Йорк, январь 1955 года, к частному детективу Гарри Эйнджелу (Микки Рурк), обращается адвокат Херман Вайнсап, который устраивает ему встречу с предпринимателем Луи Сайфером (Роберт де Ниро) в небольшой церкви Гарлема, тот обращается с просьбой разыскать пропавшего после войны человека по имени Джонни Либлинг, больше известного как музыкант Джонн Фейворит. «Сколько не хитри с зеркалом, отражение всегда смотрит тебе в глаза» - думаю, картина требует отдельного обсуждения. Тем более, что нам есть что обсудить по её мотивам. Например, Паркер объясняет её долгий «неуспех» в Америке тем, что «американская публика не привыкла к европейскому кино, потому что оно представляет из себя зеркало жизни со всеми негативными составляющими».

Прежде чем перейти к 90-м, для тех, кто скучает по хорошим музыкальным драмам, у Паркера есть «Слава» (Fame). Фильм получил две премии «Оскар». В основе сюжета лежат события, которые разворачиваются в нью-йоркской школе исполнительного искусства, где талантливые подростки проходят обучение на пути к славе.



Паркер категоричен, и, не смотря на вечную «плохую прокатность» своих картин, упорно отказывался снимать кино на «потеху». В 90-е его работы стали редкостью, потому с удовольствием представляю знаменитую «Эвиту». Биографическая 1996 года, рассказывающая биографию Эвы Дуарте, жены президента Аргентины Хуана Перрона. Фильм стал знаменательным сразу по нескольким причинам. Во-первых, он один из немногих в карьере Паркера, который полностью окупился в прокате и принес прибыль. А во-вторых, в нем свою лучшую в карьере роль сыграла Мадонна, за что была удостоена «Золотого глобуса». Да, картина основана на одноименном мюзикле Эндрю Ллойда-Уэббера и Тима Райса.



Но не обойдем вниманием еще одну работу 90-х, «Дорога на Веллвилл». Это абсолютно абсурдная, черная комедия о буднях санатория начала XX века, основанного предприимчивым и энергичным доктором Келлогом (Энтони Хопкинса). Молодожены Элеонор (Бриджит Фонда) и Уильям Лайтбоди (Мэттью Бродерик), по настоянию сознательной Элеонор, попадают в лечебницу эксцентричного Келлога, где, наряду с другими пациентами, подвергаются интенсивному оздоровлению. Отличная пародия, утешающая мою нелюбовь к здоровому образу жизни.



В 2003 году вышла крайняя работа Паркера «Жизнь Дэвида Гейла» с Кейт Уинслет и Кевином Спейси в главных ролях. Фильм попал в конкурсную программу Берлинале и был номинирован на «Золотого медведя». Это тяжелая и красивая детективная драма о самопожертвовании ради победы над несправедливостью правосудия.



Часто самые волшебные моменты в кино — это те, что говорят нам о самых простых вещах. © Алан Паркер (Alan Parker)

Вот уже 10 лет Алан Паркер ничего не снимает, занимается развитием и продвижением киноискусства и председательствует в Британской режиссерской гильдии. Для англо говорящих больше информации найдется на сайте легендарного режиссера. Я назвала далеко не все фильмы: есть еще прекрасная ирландская драма «Прах Анджелы» (Angela's Ashes) с невероятным Робертом Карлайлом.



Есть очень странные и музыкальные «Обязательства» (The Commitments) 1991 года. «Миссисипи в огне» (Mississippi Burning) 1988-го. Премия «Оскар» за лучшую операторскую работу (Питер Бизиу), а также 6 номинаций на «Оскар»; 3 премии BAFTA. Паркер великий режиссер, и у него найдется картина каждому по вкусу. Поверьте.

Чем старше я становлюсь, тем легче отношусь к жизни. Вещи, которые нестерпимо злили меня в юности, теперь забавляют. Другое дело — кино. Оно, возможно, стало мрачнее. Дело, наверное, во времени. Согласитесь: трудно смеяться над тем, кто из религиозных побуждений взрывает невинных людей, а заодно и себя. Кино или отражает время, или же отрицает его, фокусируясь на идиотизме и человеческой глупости. © Алан Паркер (Alan Parker)
Tags: *обзор, жанр: биография, жанр: детектив, жанр: драма, жанр: комедия, жанр: триллер
Subscribe
promo british_cinema november 30, 14:00 22
Buy for 10 000 tokens
Список сериалов и телефильмов на 2018 год, включающий сериалы британского телевидения и американские, главные роли в которых исполняют британские актеры. Как всегда, ссылка на пост висит в сайдбаре, в правом верхнем углу на главной странице сообщества ( как это выглядит) и время от времени…
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments