Наталья Попова (bamssi) wrote in british_cinema,
Наталья Попова
bamssi
british_cinema

Categories:

«Робот из Шервуда» или два полюса героизма

Пятница – самое время похулиганить. Так как это себе представляют зануды. Позвольте мне воспользоваться третьей серий восьмого сезона, чтобы порассуждать о героизме. А что? Герои у нас есть! Во всех смыслах этого слова. Есть лукавый сюжет Марка Гэтисса, тоже решившего разобраться в этом вопросе. Доктор и Клара отправляются в один из самых героических мифов родной Британии… просто невозможно себе отказать! Снова уточняю: это не совсем рассказ о серии, не рецензия на нее, это скорее история о том, что случается в Наташиной голове, почему Доктор отрицает, что он – герой.


Где я подцепила в детстве эту фразу? «Главное отличие героев от богов в том, что герои смертны. Попытка сделать героя бессмертным — устойчивый мифологический сюжет». В томике Куна? На дне какого собрания, Наташа влюбленная в мифы, нашла её. Вы знали, что перед началом Трафальгарской битвы великий английский флотоводец адмирал Нельсон просигналил своей эскадре: «Англия ждёт, что каждый выполнит свой долг»? Затем он предпринял самоубийственный маневр, в этом бою погиб, но британцы победили. Так вот, долг – это одна из самых главных составляющих в структуре личности героя, которая определяет его действия в экстремальной ситуации. Но начнем с самого начала, определим, кто тут такой – герой.


Более чем многозначное понятие. Герой – это образец смелости и самопожертвования. Персонаж в искусстве. В философско-этическом понимании герой — человек, поставивший всеобщее благо выше своего. Для Гегеля воплощение национального духа. Отсюда: некий слепок своего времени, его собирательный образ. Автор бессмертного романа о Дон Кихоте считал героизм – величайшей загадкой, отчаянно пытаясь найти все её грани. А Ортега-и-Гассет взял Дон Кихота как символ явления героической личности. Почему? «У нашего приятеля можно отнять счастье, но мужество и упорство отнять у него нельзя». Для него герой – это личность, которая желает и смеет быть собой.

А британец Юм подводит черту под всеобщими спорами: «… Всё, что мы называем героической доблестью и чем восхищаемся как величием и возвышенностью духа, есть не что иное, как спокойная и твёрдо обоснованная гордость и самоуважение…».

Великий Гёте в героизме нашёл двухполюсную систему, в которой две силы и борются, и уравновешивают друг друга. Хейзинг считал, что «героизм переходит всякие границы. Время от времени на этом свете должны случаться вещи, которые переходят всякие границы… Без вмешательства героического не было бы… ни завоевания и основания Англии, ни Реформации, ни восстания Нидерландов против Испании, ни свободной Америки». Подведем итоги?

а) человек, совершивший подвиг, проявивший личное мужество, самоотверженность, готовность к самопожертвованию;

б) культурный образец, отражающий представления некой социальной общности - народный, национальный герой;

б) тот, кто привлек к себе внимание, вызвал всеобщий интерес, восхищение и является предметом поклонения, образцом для подражания – мой герой;

в) лицо, воплощающее в себе характерные черты своей эпохи, среды, субкультуры - герой нашего времени;

г) главное действующее лицо художественного произведения - герой романа, пьесы, фильма, компьютерной игры и пр..

Если всё это объединить, то (да, это антинаучно) получится примерно так: главное действующее лицо ситуации, к которому приковано внимание. На мой взгляд, героем можно стать только, если есть тот, кто тебя героем считает. Так что сделал Гэтисс, чтобы разобраться во всем этом? Отправил нашего героя на встречу с другим культовым британским героем. Что делает Доктор? Он не верит, что Робин Гуд – настоящий. Или не верит, что герои – существуют?


Изящный и легкокрылый сценарий Гэтисса на самом деле очень мудрая попытка разобраться в неоднозначном явлении. Зачем? Ведь по сути, мы сами назначаем героев? Согласно своим собственным представлениям. Из того, что нас восхищает: сила, ловкость, неординарность, независимость. Каждому времени свои герои. Нам, например, достаточно сложно в эпоху «суперменов» серьезно относиться к героизму. Он давно не кажется натуральным. Потом мы утратили часть позитивных значений этого слова, извратили их до саркастически – обратного (герой труда, народный герой, мой герой). Слышите легкую насмешку? Теперь в наше восприятие встроено настроение. Герои вынуждены каждый раз проходить контекстуальное опознание. Вот радость то!

Так уж вышло, что феномен героизма тесно связан с выявлением скрытого смысла в смысле очевидном. Понимание героизма является средством самопонимания. Да-да, скажи мне, кто твой герой, и я узнаю о тебе больше, чем надо. Это та самая ситуация, когда толкование понятия имеет большее значение, чем его определение. Как бы это по-русски сказать… помните, чтобы стать героем, нужно чтобы кто-то так считал. Ты сам или кто-то рядом. Даже это определяет твой выбор. Доктору приятно, что Клара считает его героем, но он отчаянно таким себя не считает. То, как отчаянно он не верит в натуральность шервудского стрелка, рассказывает нам о его отчаянии, о разочаровании и боли больше, чем страх и слезы.

А рядом Клара, которая верит в невозможных героев – потому что верит в своего Доктора. Можно полететь куда угодно (ульи ледяных воинов!), но она выбирает старую старую легенду, которая нравилась в детстве. Почему именно её? Счастливый выбор человека, которому для абсолютного счастья не хватает только «вишенка на торте». Счастье всегда возвращает нас в детство. Сплетничаю: Клара точно влюблена, и это не Доктор.


Героям сильно навредило то, что человечество быстро догадалось, что героизм может быть преднамеренным. Героизация — процесс возведения человека или явления (заслуженно, или же нет) в статус героического. Путём тупой или гениальной рекламы.

Статус героя — это всегда некоторая социальная монополия для конкретного человека, приоритет возможностей одного перед другими, потенциальный инструмент влияния и предмет социального торга, знак приобщенности к элите. Как не грустно, но это тебя не только не приближает к людям, а отделяет тебя от них. Теперь ты статус, твоя плоть и кровь недоразумение, которое необходимо скрывать. Иначе тебя не простят. Ты больше не можешь быть таким, как все. Быть героев – одиноко и грустно.


Итак, герой – это шаблон представления людей о чем-то. Героя – назначают, наделяют некими обязанностями и полномочиями. После чего попавший в эту ловушку обязан следовать навязанному ему пути. Теперь он не живой человек, а – фигура. Вполне себе стержневой элемент многих социальных процессов. Помните, Доктор считает, что роботы придумали Робин Гуда? Чтобы дать призрачную надежду. Потому что герой является средством предъявления некой сути. Если не могу сам защитить себя, моей защитой станет вера в то, что это сделает кто-то другой. Отличный от меня, особенный, наделенный тем, чем меня обделили. Это не только утешает меня, но и подсказывает что делать. Выделив черты героя, за ними можно проследовать.


Вот они два полюса: герои – это то, что нас различает и объединяет. Ведь мы назначаем героев. Когда-то очень давно (50 лет назад) на Землю впервые прибыл новый герой – непоседливый путник с двумя сердцами и зависимостью от своей звуковой отвертки. Он жил в синей полицейской будке, на ней преодолевал время и пространства, подбирал спутников, терял, менялся и постепенно обаял миллионы людей во всем мире. Понятно, что у каждого свой Доктор, но он есть у нас. Единый для очень разных. Уже не он, а мы его выбираем. Подбираем и ведем за собой. Пытаем диктовать условия… Не удивительно, что ему страшно. Быть героем, мне кажется, ужасно утомительно.


Снова ввернем Ортега-и-Гассета: герой – это тот, кто смеет быть собой. Следовать своему выбору. Сметь. 20 век и его странные герои (культы личности) доказали, что создать героя легко, научили нас тому, что его (в принципе) можно создать. Научили не верить в героев. «Суперменизация» мира вывела шаблоны, теперь притвориться героем легко. Но быть… чтобы быть героем нужно просто оставаться собой. Это и есть самоуважение и гордость, для этого требуется особое мужество. После чего потребуется кто-то, кто поверит в тебя.

Гэтисс просто решил утешить своего любимого героя. Не хочешь быть героем? Хорошо! Никто не помешает тебе быть собой. Ты же всё понимаешь. Всё понимаешь сам: вот ты как здорово заподозрил и раскрыл заговор «Робин Гуда», объяснил, зачем нужен герой для людей… да, ты не смог ответить Шерифу зачем он злодеям. Немного наивно, но очень верно: злодеям герои не нужны. Настоящие герои.

Так Доктор повстречался к кем-то, как и он, угодившим в ловушку чужих представлений. Гэтисс ответил своему кумиру словами Робина Гуда: «Нет, мы не герои. Но если мы притворимся ими, может быть героями станут другие». Утешает? Не знаю. Но однозначно придает смысла. Особенно, если кто-то верит, что ты – настоящий.

Никаких сомнений Доктор! Дело даже не в том, что не удивлюсь твоему приходу. А в том, что ты заставляешь меня сражаться. Вставать по утрам, писать эти смешные тексты, верить, что герои существуют, разум когда-нибудь победит, а я однажды увижу мир равных и добрых друг к другу людей. Равных не в значении одинаковых, а принимающих чужие различия.

P.S. В копилку наблюдающих: в «Землю обетованную» снова стремятся роботы. Полуликий – робот. Шериф – полуробот. Наводит на мысли…
Tags: doctor who: аналитика
Subscribe
promo british_cinema Грудень 10, 13:57 16
Buy for 10 000 tokens
Список сериалов и телефильмов на 2020 год, включающий проекты британского телевидения и американские, главные роли в которых исполняют британские актеры. Как всегда, ссылка на пост висит в сайдбаре, в правом верхнем углу на главной странице сообщества ( как это выглядит), время от времени…
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments