subject to change (olga_lifeline) wrote in british_cinema,
subject to change
olga_lifeline
british_cinema

Categories:

Секреты кастинга: как выбрать идеального Доктора, Маргарет Тэтчер или медведя Паддингтона

Джерард Гилберт, The Independent

Примечание: статья апрельская, поэтому в роли Паддингтона еще Колин Ферт.

Думаете, это режиссеры выбирают актеров на главные роли? Неправильно. Именно режиссеры по кастингу делают важный выбор – и редко получают признание. Двое ведущих специалистов по подбору актеров делятся секретами профессии.


Нина Голд встречает меня в своем высоком викторианском доме в северо-западном Лондоне, в том, что она называет своим «надомным промыслом в Куинс-Парке». Комната, обычно бывающая передней гостиной, переделана в офис с рядом из четырех компьютерных экранов у одной стены, за которыми сидят ее бизнес-партнер Роберт Стерн и два ассистента. На дальней стене привлекает внимание обрамленный постер музыкальной драмы Майка Ли о Гилберте и Салливане «Кутерьма». Джим Броадбент и Аллан Кордунер играли в фильме Ли 1999 года об авторах оперетт викторианской эпохи – факт, хорошо известный Голд, потому что она помогала их выбрать.

На самом деле Голд подбирала актеров в каждый фильм Майка Ли, начиная с «Кутерьмы», но неоднократно номинированный на Оскара сценарист и режиссер – всего лишь один из клиентов среди десятков продюсеров и режиссеров, просящих ее помощи в подборе актеров и актрис, призванных воплотить их сценарии в жизнь. В британской гильдии режиссеров по кастингу – более 140 членов, и 46-летняя Голд – одна из наиболее успешных. Она удачно подбирала актеров для более сотни фильмов и телесериалов, включая «Отверженных», «Король говорит!» и «Игру престолов». В день моего визита у нее назначено прослушивание актеров на новые «Звездные войны» – еще один проект, который она не имеет права обсуждать.

Другие новые фильмы, несущие на себе печать одобрения Голд – «Имитационная игра», байопик о дешифровщике Алане Тьюринге с Бенедиктом Камбербэтчем и Кирой Найтли, новая экранизация романа Томаса Харди «Вдали от обезумевшей толпы» с Кэри Маллиган в роли Батшибы Эвердин, и фильм о медведе Паддингтоне, где Колин Ферт озвучивает перуанского любителя сэндвичей с джемом. «Паддингтон – смесь ребенка и ‘старой души’, – говорит Голд, объясняя мотивы выбора Ферта. – В нем есть ребячливость, открытость и теплота, и это все есть в Колине».

Голд выбрала Ферта, которого ранее определила на роль заикающегося Георга VI в получившем Оскара в 2010 году фильме «Король говорит!». «Мы провели – как теперь понятно – абсолютно дурацкие часы потерянного времени в переживаниях, действительно ли мы хотим Колина Ферта, – говорит она. – Он старше, чем был король в то время, и не очень похож на него, и, конечно, как только мы его выбрали, он просто влился в роль и наполнил ее жизнью. Можно серьезно зависнуть на деталях, которые в конце концов отказываются несущественными». Не менее счастлива она и подбирать неанглийских актеров на роли культовых британцев, как, например, австралийскую актрису Мию Васиковску на роль Джейн Эйр и Мэрил Стрип на роль Маргарет Тэтчер в «Железной леди». «Много англичан разгневалось, потому что мы посмели выбрать неанглийскую Маргарет Тэтчер», – говорит Голд. Стрип получила Оскара за свою игру.

В утро моего визита сотрудники Голд заняты подбором актеров в новую экранизацию BBC Two исторического романа Хилари Мантел «Вулфхолл». Марк Райленс уже выбран на роль Томаса Кромвеля, и теперь Голд внимательно просматривает онлайн фотографии и резюме актеров на роли второго плана. «Вот его можно представить шныряющим в будуаре миледи?» – спрашивает один из команды, когда на экране появляется портрет актера. «Да, определенно», – смеется Голд.

Это очевидно инстинктивный процесс – больше искусство, чем наука. Но как именно становятся режиссером по кастингу? «Я начала с подбора статистов для музыкальных клипов в 1980-е, – говорит Голд. – Я училась в Кембридже, у меня было много друзей в Лондоне среди стилистов и так далее, и один как-то позвонил мне и спросил: ‘Мы снимаем клип для AC/DC... ты студентка и должна знать кучу людей, у которых есть собственные кожаные куртки. Как ты думаешь, сможешь найти мне для этого клипа пятьдесят человек на завтра?'

После этого я сделала множество музыкальных видео – главным образом это был кастинг на улице или в ночных клубах, я находила для кого-нибудь людей, которые могли изобразить, будто они играют на бас-гитаре в несуществующей группе. Потом я занялась рекламными роликами, и одно привело к другому… в конце концов».

Энди Прайор начинал как помощник режиссера в театре – сначала в лондонском Ройал-Корте, потом в театре Буш. «Я всегда понимал, что мне нравится мир театра и драмы, но никогда толком не понимал, чем бы я хотел заниматься… Я никогда не хотел быть актером», – говорит Прайор, сидя на крыше своего офиса в Клеркенвелле, в котором он занимается подбором актеров в разнообразные популярные телесериалы вроде «Атлантиды», «Замка Бландингс» и «Вызовите акушерку». С крыши открывается великолепный вид на Лондон, отражая позицию Прайора на верхушке бизнеса.


«Из-за того, что у них [в театре Буш] ставилось очень много пьес, я познакомился с кучей актеров, – говорит он. – У них были затруднения с кастингом, у меня было несколько идей, и они нашли актеров. Художественный руководитель Доминик Дромгул [сейчас художественный руководитель шекспировского «Глобуса»] сказал: 'О, у тебя верный глаз – хочешь еще немного этим позаниматься?' Я и не подозревал, что тут есть возможности для карьеры… в детстве как-то не думаешь: 'Я хочу быть режиссером по кастингу', потому что большинство людей не знают, чем мы занимаемся.

Я постепенно полюбил кастинг, – продолжает он. – Так что я написал некоторым уважаемым режиссерам по кастингу и нашел работу у Гейл Стивенс, которая как раз основала независимое агентство. То было счастливое время – она делала такие вещи, как ‘Метод Крекера’ и ‘Наши друзья на севере’, и там было чему поучиться». Что бы он посоветовал тому, кто хочет пойти по его стопам? «Лучшие режиссеры по кастингу работали где-то еще в искусстве, – говорит Прайор. – Но на самом деле тут очень трудно что-то советовать, потому что вкусу не научишь».

Как нет четко определенного карьерного пути, так нет и четкого рецепта для признания заслуг. Первым фильмом, где кастинг был вынесен в отдельную строчку в титрах, была «Афера Томаса Крауна» 1968 года, но даже сегодня режиссеры по кастингу – единственные специалисты со своей строчкой в титрах, не имеющие собственной категории на Оскаре. Бафта точно так же их игнорирует, и только Эмми признает достижения в этой области. Нина Голд была номинирована на Эмми пять раз и победила однажды с исторической драмой HBO «Джон Адамс» с Полом Джаматти и Лорой Линни. «Позор, что мы не получаем больше признания, потому что им без нас было бы невероятно трудно, – говорит она. – Но кастинг – это такая вещь, где каждому очень легко иметь свое мнение, поэтому считается, что кастинг – общая собственность».

«Это старое занятие, – соглашается Прайор. – Я в целом не одобряю все эти награды, но если уж они есть, у нас тоже должна быть своя категория».

Человек, готовый публично признать роль Прайора в творческом процессе – сценарист и режиссер Стивен Полякофф, в чьи фильмы Прайор подбирал актеров на протяжении последних пятнадцати лет, и который в прошлом году написал такие слова о вкладе Прайора: «Кастинг – это все для режиссуры. Это огромная часть работы. Я сочиняю очень конкретных персонажей, поэтому подбор нужного актера – решающий и долгий поиск».

И Прайор, и Голд вспомнили в разговоре со мной недавний документальный фильм «Кастинг» об одной из первых голливудских режиссеров по кастингу Марион Доэрти, которая отстояла в свое время Джеймса Дина, Роберта Рэдфорда, Дастина Хоффмана, Аля Пачино и Гленн Клоуз и боролась за то, чтобы в «Полуночного ковбоя» взяли Джона Войта. Сам Прайор ничего не любит так сильно, как находить новых актеров, хотя ему не очень нравится слово «открытие».

«Мне кажется, так смотреть на вещи – несколько покровительственно, – говорит он, – но иногда удается создавать для людей возможности». Один случай из ранних лет его карьеры, которым он гордится больше всего – когда в «Метод Крекера» понадобилась школьница, у которой была особенно шокирующая сюжетная линия. «Один сравнительно неизвестный агент по телефону описал актрису, – вспоминает он, – она приехала на такси, и это была Саманта Мортон».

Прайор также помогал принять одно из самых долгожданных решений на британском телевидении. С тех самых пор, как Рассел Т. Дэвис перезапустил франшизу в 2005 году, Прайор работал над подбором каждого нового Доктора. «Я был задействован с самого начала его возвращения, когда мы выбрали Криса Экклстона», – говорит он.

«Дэвид [Теннант] был его преемником… на самом деле из-за того, что он очень хорошо сыграл в ‘Казанове’ (теледрама Дэвиса 2005 года о великом соблазнителе), о котором Рассел всегда говорит как о прослушивании Дэвида на роль Доктора. А потом был Мэтт [Смит], и Стивен Моффат [сценарист] не хотел молодого Доктора, но я настоял на прослушивании Мэтта, потому что он – старик в молодом теле». И Прайор признается, что в то время, как часть населения, одержимая «Доктором Кто», лихорадочно обсуждала личность преемника Смита, Питер Капальди был уже решенным делом. «Это было единственное прослушивание, которое прошло так прекрасно», – говорит он.

Ему что-нибудь не нравится в его работе? «Мы довольно сильно изолированы. Мы становимся частью производства на очень ранней стадии, но самих съемок уже не видим. И мы должны вести переговоры о гонораре актера и контракте… учитывать не только деньги, но и условия работы, очередность имен актеров в титрах, транспорт, размер гримерок. Раньше это была работа продюсера, но теперь ее передали нам».

«Трудно смотреть что-то просто для удовольствия», – говорит Нина Голд. Даже скандинавские криминальные драмы. «Я сейчас засекаю этих актеров… Пытаюсь их всех пристроить в ‘Игру престолов’».

Голд рада, что ей больше не приходится везде таскать с собой огромные каталоги Spotlight, библии агентов по кастингу. «Теперь все в компьютере», – говорит она. Не то чтобы человеческий контакт был неважен – за все эти годы она построила очень настоящие отношения. Когда я ухожу, я замечаю надувную лодку и другие предметы, напомнившие мне о том, что отец двух детей Голд – активист Гринписа Фрэнк Хьюитсон, один из так называемой «арктической тридцатки», арестованной российскими властями и удерживаемой в тюрьме более трех месяцев после протеста на нефтяной вышке. «Когда случилась вся эта история с Гринписом, – говорит она, – было абсолютно потрясающее количество звонков от прекрасных известных актеров с вопросом: ‘Я могу что-нибудь сделать?’»

Кого бы она взяла на роль Фрэнка в фильме об «арктической тридцатке»? «Брэда Питта, – говорит она. – Но тогда меня должна будет играть Анджелина Джоли, из-за поразительного внешнего сходства между нами, конечно. А вообще, если уж подходить к делу с размахом, я бы взяла Стива Маккуина с того света».
Tags: *интервью, *обзор, *факты, doctor who: создатели
Subscribe
promo british_cinema december 10, 13:57 16
Buy for 10 000 tokens
Список сериалов и телефильмов на 2020 год, включающий проекты британского телевидения и американские, главные роли в которых исполняют британские актеры. Как всегда, ссылка на пост висит в сайдбаре, в правом верхнем углу на главной странице сообщества ( как это выглядит), время от времени…
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments