subject to change (olga_lifeline) wrote in british_cinema,
subject to change
olga_lifeline
british_cinema

Categories:

Шоураннеры: как сценаристам удалось стать главными в британской драме?

Джерард Гилберт, The Independent

За такими драмами, как «Шерлок», «По долгу службы» и «Белая королева» стоит новая порода телебоссов. Они создают идею, умасливают актеров и контролируют деньги. Но кто такой шоураннер – гений во главе предприятия или мелкий начальник с диктаторскими замашками?

В прошлом октябре ‘The Hollywood Reporter’ опубликовал свой шестой ежегодный список пятидесяти самых влиятельных шоураннеров, в котором были как титаны телевидения Винс Гиллиган (‘Во все тяжкие’), Мэтью Уэйнер (‘Безумцы’) и Теренс Винтер (‘Подпольная империя’), так и новички Бо Уиллимон (‘Карточный домик’) и Дженджи Коэн (‘Оранжевый – хит сезона’).

В списке даже было несколько британских имен: Джулиан Феллоуз (‘Аббатство Даунтон’), Армандо Ианнуччи (‘ВИП’) и Стивен Моффат (‘Доктор Кто’ и ‘Шерлок’). ‘The Hollywood Reporter’ точно знает, что такое ‘шоураннер’, и тем не менее ни Оскар, ни Бафта не имеют такой категории, и ни в одних титрах телепрограммы или рабочем контракте вы не увидите этого названия. Редакторы часто ставят знак вопроса, когда я использую этот термин, и даже проверка орфографии в моем Ворде подчеркивает слово красным. Так что такое шоураннер?

«Частично шоураннеры были узаконены самим появлением этого названия, – объясняет Стивен Моффат. – Шоураннер – это творческая сила, стоящая за шоу… термин для главного сценариста, который еще и является исполнительным продюсером… сценарист, который хочет участвовать в процессе производства». И поскольку это туманная должность, конкретные обязанности шоураннера зависят от интересов конкретного шоураннера.

Мэтью Уэйнер знает мир шестидесятых вдоль и поперек и любит участвовать в принятии абсолютно каждого решения, от силуэта костюма Дона Дрейпера до музыки в финале каждой серии. Джед Меркурио проявляет глубокий интерес к техническим аспектам съемок – камерам, освещению и монтажу, а Стивен Моффат интересуется главным образом сценариями. «Я отвечаю за цель нарратива», – говорит он. Шоураннеры масштаба Моффата и Меркурио – пока еще редкость на британском телевидении и уже почти норма в США.

Журнал о шоу-бизнесе Variety уже давно придумал собственный профессиональный сленг – так называемый “Varietyspeak”, которому мы обязаны словами “ситком”, “байопик” и “flop” (провал фильма в прокате). Variety впервые использовал слово “шоураннер” для описания продюсера в 1992 году. «Помню, впервые я услышал это слово где-то в 1997 или 1998 году», – говорит Мэтью Уэйнер, который создал и шоураннил (в духе Variety я расширяю термин) «Безумцев». Однако, добавляет Уэйнер, это занятие старше самого телевидения.

«Профессия появилась на радио, где главный сценарист держал в голове единое видение шоу, – говорит он. – А на телевидении не найти лучшего примера шоураннера, чем Род Серлинг с ‘Сумеречной зоной’ или Ларри Гелбарт с ‘Госпиталем МЭШ’».

Стивен Моффат согласен: «Не вижу, почему Джина Родденберри нельзя назвать шоураннером ‘Звездного пути’. Термина не существовало, но существовала работа». Другие связывают идею единоличного творца-визионера (или местечкового царька, в зависимости от вашей точки зрения) с Дэвидом Линчем и «Твин Пиксом» (1990-91) или Стивеном Бокко и «Блюзом Хилл-стрит» (1981-87).

Недавняя книга Бретта Мартина «Трудные мужчины» оказала влияние на закрепление концепции нового золотого века кабельной теледрамы, которую создают требовательные мужчины среднего возраста, в частности, так называемые «три Дэвида»: Дэвид Чейз («Клан Сопрано»), Дэвид Саймон («Прослушка») И Дэвид Милч («Полиция Нью-Йорка», «Дедвуд»). Мысль о том, что человек за камерой может вызывать больший интерес, чем манекены перед ней, была закреплена новым видом фанов-энтузиастов-критиков, исчерпывающе рекапящих каждую серию в блогах или твитящих свои впечатления во время эфира. И иногда шоураннер твитит в ответ.

Шоураннер «Баффи – истребительницы вампиров» Джосс Уидон одним из первых освоил то, что The New York Times назвал “интерактивным шоураннерством”, но остальные держат дистанцию. «Я бы сошел с ума, если бы должен был читать все, что каждый фанат ‘Доктора Кто’ и ‘Шерлока’ хочет сказать о сериале», – говорит Моффат. А еще есть те, кто скептически относятся к богоподобному статусу, дарованному этой новой породе сценаристов-продюсеров. Критическая статья журналиста New Republic Крейга Фермана «Заблуждение шоураннера» подчеркивает, что изначальная суть телевидения – в совместной работе. Но, признавая, что он не работает в одиночку, Мэтью Уэйнер точно знает ценность способного шоураннера.

«Когда вы каждую неделю вкладываете деньги в телешоу, вы ожидаете, что вам предоставят это шоу каждую неделю, и это может обещать шоураннер», – говорит он. Или, как говорит ветеран телевидения, анонимно процитированный в «Трудных мужчинах»:

«Это не похоже на издание романа какого-нибудь сумасшедшего или предоставление ему возможности поставить фильм. Это как назначить сумасшедшего руководить отделом в ‘Дженерал Моторс’».

«На свете не так много людей, которые могут свободно справляться с этой работой, – говорит Уэйнер. – Требуется особый склад личности, и тут помогает работа на лучших вроде Дэвида Чейза. Он знал, как управляться с актерами, умиротворять канал и студию и превращать доллары в шоу. Можно нанять кого-нибудь с ярким творческим умом, дать ему деньги и на выходе не получить ничего». Уэйнер говорит о легионах авторов, которые десятилетиями трудились в безвестности, а вся слава доставалась актерам и режиссерам: «Очень круто, что люди сейчас знают наши имена. Круто, что теперь авторы полезли из всех щелей».

СТИВЕН МОФФАТ



Известные работы: 'Любовь на шестерых', 'Доктор Кто' и 'Шерлок'.

Прорыв: Написание и продюсирование подростковой драмы 'Газетчики'. «То, что я делаю сейчас, не слишком отличается от того, что я делал в ‘Газетчиках’ много лет назад… дико властный автор».

Любимый шоураннер: Рассел Т. Дэвис. «Активное использование термина у нас начинается с того времени, как Рассел возглавил ‘Доктора Кто’ и стал определяться как шоураннер. Зная Рассела, могу вас уверить, что он не делал ничего из того, чего не делал на других сериалах; он всегда был главным».

«Меня немного смущает этот термин, – говорит 51-летний Моффат. – Чувствуется какая-то одержимость жаждой власти. Он гораздо чаще используется людьми, которые пишут о телевидении, чем теми, кто на тем работает. Когда я представляюсь на читках сценария ‘Доктора Кто’, я говорю: 'Я – исполнительный продюсер', иногда – 'Я – главный сценарист', а иногда – 'Я – сценарист этой серии'.

Самая большая проблема в создании драматических сериалов – как создать все эти сценарии в короткий промежуток времени; кого поставить во главе этого процесса?

Я отвечаю за сюжет. Это не значит, что я нанял команду операторов или заказал питание. Это ставит автора в сердце процесса, но я бы поспорил с тем, что так всегда было в хорошо организованных шоу. Мы просто их больше уважаем, и, полагаю, теперь люди зовут меня ‘босс’. Раньше никогда не звали».

ЭММА ФРОСТ



Известные работы: ‘Бесстыдники’, ‘Белая королева’ и ‘Трактир Ямайка’.

Прорыв: «‘Бесстыдники’ показали, что я могу руководить долгоиграющим сериалом. А ‘Белую королеву’ очень хорошо приняли в Штатах, и это открыло там для меня множество дверей».

Любимый шоураннер: Лена Данэм (‘Девочки’), Дженджи Коэн (‘Оранжевый – хит сезона’) и Шонда Раймс (‘Скандал’, ‘Grey’s Anatomy’), «за то, что порвали всех в роли, в которой все еще очень сильно доминируют мужчины, и сделали это без ущерба целостности их женских голосов».

«Здесь идут разговоры о том, что такое шоураннер, но в Лос-Анджелесе автор – царь и бог.

Я приезжаю в Америку, и мне говорят как само собой разумеющееся: ‘Я хочу, чтобы вы создали шоу и стали шоураннером’… Это очень отличается от культуры, исторически сложившейся в Великобритании.

В Америке я поняла – факт, что я женщина, на уровне моей профессии оказался чрезвычайно в мою пользу. Все говорят: ‘Боже, это так справедливо – нам нужны женщины в этом деле’.

BBC всегда поддерживали авторов, и сейчас маленькие независимые компании в Великобритании понимают, что должны хорошо относиться к авторам и давать им настоящее право голоса в производстве. Все чаще найти лучшего автора означает разницу между созданием шоу и его провалом».

ДЖЕК ТОРН



Известные работы: ‘Молокососы’, ‘Это Англия – 86’ и ‘Призраки’; в настоящий момент – ‘Клей’, что-то вроде ‘Молокососов’ в сельской местности.

Прорыв: «Моя первая пьеса под названием ‘Когда ты излечишь меня’ была поставлена в театре Буш в западном Лондоне, и на превью пришел Джейми Бриттен, один из создателей ‘Молокососов’. А на втором превью еще один создатель Брайан Элсли пригласил меня работать с ними».

Любимый шоураннер: «Брайан Элсли на ‘Молокососах’ по-настоящему показал мне, что означает быть шоураннером. А Шейн Медоуз на ‘Это Англия’… без сомнений, шоураннер. Большое удовольствие смотреть, как он работает.

Один мой друг работал на сериале ‘Во все тяжкие’ и рассказывал, что однажды Винс Гиллиган остановил съемку, потому что его не устраивал цвет лака на ногтях Скайлер. Нужен именно такой уровень внимания к деталям, и вот поэтому ‘Во все тяжкие’ был таким блестящим сериалом.

Мой любимый телесериал, к которому я возвращаюсь постоянно, это ‘Мальчики из Блэкстаффа’ (1982). Не знаю, был ли Алан Блисдэйл шоураннером… возможно, в те дни отношения были другими – как между Деннисом Поттером и Кеннетом Троддом [продюсер Поттера на BBC в течение долгого времени].

Не знаю, можно ли назвать Денниса шоураннером иного сорта, он участвовал в принятии важных решений, потому что Кеннет ему позволял.

С ‘Клеем’ я пытаюсь быть шоураннером, но думаю, что еще не все делаю правильно. Нужно считать, что твое суждение – самое важное суждение для этого шоу, и не уверен, что владею всеми необходимыми знаниями для такого. Но хотел бы».

ДЖЕД МЕРКУРИО



Известные работы: 'Остановка сердца' и 'По долгу службы'. В данный момент снимает медицинскую драму BBC в режиме реального времени 'Critical'.

Прорыв: «Когда я делал ‘Остановку сердца’, я все еще работал врачом, и поскольку сериал был медицинским, это дало мне доступ ко всем аспектам производства».

Любимый шоураннер: «Стивен Моффат, который должен служить большой мейнстримовой аудитории, в отличие от большинства из нас. А в США – Стивен Бокко (‘Блюз Хилл-стрит’, ‘Закон Лос-Анджелеса’), который вдохновил мое поколение авторов поднять планку долгоиграющих сериалов.

Когда я начинал в 1994 году с ‘Остановкой сердца’, я, вероятно, испытывал то же, что и большинство авторов, а именно – ты создаешь сценарий, а производством занимаются продюсеры и режиссеры, часто больше не обращаясь к сценаристу, – говорит Меркурио. – Я слышал истории и похуже от коллег, когда они обнаруживали, что их диалоги меняли, смысл теряли или добавляли другой.

Шоураннеры у нас наперечет, но из-за того, что я начал заниматься также режиссурой, я принимал активное участие в принятии решений о стиле сериала. Шоураннеры также имеют большое влияние на подбор актеров.

За все эти годы я узнал, что если ты спокоен, умеешь сотрудничать и вежлив с людьми, то получаешь лучший продукт. Возможно, на ранних этапах карьеры я был виновен в излишней вспыльчивости, и я жалею об этом».

ТОБИ УИТХАУС



Известные работы: 'Не ангелы' и 'Быть человеком'. В настоящий момент снимает шпионский триллер 'Игра' для BBC One.

Прорыв: «Все ждут, что я скажу ‘Быть человеком’, но я бы сказал – моя самая первая работа, сценарий одной серии ‘Там, где сердце’».

Любимый шоураннер: «В этой стране – Стивен Моффат и Рассел Т. Дэвис. Они делают выдающуюся работу на ‘Докторе Кто’ и придали новый смысл современному британскому телевидению. А в Штатах – Аарон Соркин: ‘Западное крыло’ оказало на меня огромное влияние.

Я стал шоураннером только на ‘Быть человеком’, и чувствую невероятное облегчение, что это не случилось раньше, потому что нагрузка и тысяча и одно решение, которые нужно принимать каждый день – текущие съемочные материалы или записи с прослушиваниями, которые надо просмотреть, сценарии, в которых нужно сделать пометки, совещания, на которых нужно быть, – весьма впечатляющи.

Я часто разговариваю с молодыми авторами, и они часто очень хотят, чтобы их первое шоу было их собственным, но лично я думаю, что это ужасно для молодого сценариста, потому что сначала нужно изучить ремесло.

Нужно какое-то время побыть подмастерьем».
Tags: *интервью, *обзор, *факты, doctor who: создатели, сценарист: steven moffat
Subscribe
promo british_cinema december 10, 13:57 16
Buy for 10 000 tokens
Список сериалов и телефильмов на 2020 год, включающий проекты британского телевидения и американские, главные роли в которых исполняют британские актеры. Как всегда, ссылка на пост висит в сайдбаре, в правом верхнем углу на главной странице сообщества ( как это выглядит), время от времени…
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments