Ответы на самые интересные вопросы перевела Дарья Антоненко специально для TeamTARDIS.
Фото из блога Мэтисона.

Интересно, как пахнет мумия? Каково писать для такого британского явления, как «Доктор Кто»? Как мне досталась работа над сценарием? Над двумя сценариями? Где я зарыл трупы? Спрашивайте.
Итак, начнём, меня зовут Джейми Мэтисон. Мне 44 года, и я невероятный задрот по части комиксов, компьютерных игр и научной фантастики. И недавно я написал две серии для «Доктора Кто».
— Питер Капальди говорит реплики точно так, как вы написали, или вносит что-то своё?
Идея с мармеладками принадлежала ему! Я думаю, все мы согласимся, это было гениально.
— Насколько изменилась серия от стадии задумки до съёмок?
В моём случае изменения глобальны. И в «Изолинии» и в «Мумии» было много исправлений, но когда получаешь хорошее замечание от Стивена Моффата, то на это обращаешь внимание. На старте я был слишком амбициозен. Поезд делал остановку у «Семи чудес Вселенной». Метод убийства мумии и её происхождение – всё было намного более запутанно. Но в реальности для сюжета есть всего 45 минут…
— Вам пришлось лично поработать с Капальди? И как он?
Я встретил его пару раз, без длительных бесед. Он похвалил меня за сценарий «Мумии», когда я уходил после читки, что было весьма мило с его стороны. А после другой встречи я наблюдал, как он играет со своим йо-йо.
— Насколько грядущие события повлияли на ваш сценарий? Вам пришлось удостовериться, что вы соответствуете в определённых моментах, чтобы помочь персонажам предстать в необходимом свете в конечном итоге?
Сценарии моих серий довольно автономны, так что не особенно, но мы все постоянно находимся в курсе. Копии сценариев других сценаристов, черновые версии съёмки, тому подобное. Наиболее шокирующий для меня момент был когда я писал первый сценарий, и мне пришло письмо: «Вот тебе ссылка на черновик первой серии Питера Капальди» за месяцы до её трансляции. Я просто сидел возле ноутбука, смотрел её и думал – «Офигеть!». Но внезапно писать для нового образа Доктора стало намного проще.
— Если бы вы писали серию о возвращении Мастера, как бы это обыграли? Как бы он отреагировал на новую инкарнацию Доктора?
Вы ведь все уже поняли, что Доктор – это на самом деле Мастер? Разве это уже не очевидно? Разве он может быть таким грубияном, будучи Доктором? Вот почему регенерация была такой проблемной. Мастер подменил собой регенерирующего Одиннадцатого. Элементарно.
— Мистер Мэтисон, меня интересует, каков ваш любимый стиль серий «Доктора Кто»? Вам нравятся сюжеты с тайми-вайми, вроде «Большого взрыва» или страшные, или забавные и ламповые? И почему? Очень жду следующие две серии, всегда любопытно оценить работу нового сценариста.
Одна из лучших черт «Доктора Кто» — эластичность формата, как в рамках «куда угодно во времени и пространстве», так и в рамках жанра. Можно написать комедию, драму, ужастик, научную фантастику и так далее. Мне нравятся содержательные серии. Обожаю «Большой взрыв». И, конечно же, «Не моргай».
— Привет, мистер Мэтисон. Поздравляю со съёмками двух серий! Мои вопросы: кто ваш любимый злодей в сериале и почему? И кого мне убить, чтобы получить шанс написать сценарий?
Даврос – моя слабость. Он создал далеков! Он сам наполовину далек, или что-то в этом роде. Я думаю, чтобы писать для «Доктора Кто» нужно доказать, что ты чего-то стоишь. Два года назад я встретился с мистером Моффатом, но так и не получил эту работу. Я предложил ему идеи, но ни одна не завладела его вниманием. Через два года мы встретились ещё раз, и одна его зацепила, превратившись в «Изолинию».
— Вам предложили переписать «Мумию» в формате классической истории в четырёх частях. Где бы вы расставили клиффхэнгеры и что бы вы добавили в оставлиеся 55 минут?
Я бы написал мюзикл.
— Каково работать с Моффатом? Вам давали указания о том, какой должна быть серия? Велик ли его вклад или он дал вам свободу действий?
Я считаю его восхитительным человеком. Он очень сообразителен и умён, и одной репликой способен решить проблему сценария, над которой можно днями ломать голову. Замечания от мистера Моффата на вес золота.
— Кавер Фоксес на "Don't Stop Me Now" был гениален. Это было чудесно. А теперь вопрос – что самое страшное из того, с чем сталкивался Доктор?
Закрытие.
— Черпали ли вы вдохновение из прежних сценариев? Насколько свободно вы могли обращаться со сценарием?
Мне нравится считать, что концепция «Мумии» - очень моффатовская идея. Идея монстра, которого видит только жертва. Но я просто занимаюсь самовосхвалением. Мне дали огромную свободу, но я очень восприимчив к дельным замечаниям, которые Стивен всегда даёт по делу. Если он даёт совет, который может в десятки раз улучшить серию, но её придётся заново переписать – то пожимаешь ему руку и начинаешь с энтузиазмом переписывать.
— Каково работать над столь долгоиграющим сериалом? Вас ограничивают в свободе действий при написании? Если бы вам захотелось, вы бы могли ввести Ривер Сонг или любого другого подходящего персонажа из прошлых серий? Вы смотрите отснятую серию в частном порядке или при общей трансляции?
Я не фанат сериала с момента его начала, я делаю то, что считаю хорошими идеями. Я даже не могу мечтать о том, чтобы коснуться истории Ривер Сонг. Это дитятко Стивена. Я думаю, некоторые персонажи принадлежат своим создателям, и она – одна из таких персонажей. Других персонажей я бы взял. И я видел разные версии своей серии, но сегодня только посмотрел со всей музыкой и эффектами.
— Какую серию вы написали первой и было ли сложно писать две серии подряд, абсолютно между собой не связанные?
Сначала я написал несколько черновиков «Изолинии», потом мне предложили написать «Мумию», я написал несколько её черновиков, а потом опять вернулся к «Изолинии». И я следовал сам за собой, так проще, ведь я знал к чему я веду. Если вы понимаете о чём.
— Какая ваша любимая строчка, которую вы написали для Доктора?
Будет на следующей неделе. Спойлеры…
— Какой совет вы дадите амбициозным сценаристам научной фантастики? Я мечтаю писать для сериала и рушить жизни людей, как Моффат. Насчёт последней реплики – шучу (хотя не совсем).
Пишите побольше. И это очень хороший совет, поверьте мне. Многие пишут совсем немного. Они говорят о великолепных сценариях, но на деле ничего не пишут. Я могу провести аналогию с игрой на гитаре. Вы не можете взять гитару и сразу начать играть как Хендрикс. Так почему первому рассказу/сценарию быть удачным? Нужно практиковаться. Много. Так что пишите как можно больше. Мечта о молниеносном успехе – ваш враг. Выкиньте его из головы. Когда этого не случится, вы будете ощущать себя неудачником. Вы учитесь играть на гитаре. Так учитесь. Это марафон, а не спринт. Если вам это по душе, вы будете над этим работать. Пусть это станет вашей одержимостью. Если вам никто не платит, будете ли вы писать рассказы? Я буду. Я пишу. Я писал, много лет.
— Почему именно 66 секунд?
Столько вам осталось жить, если вы увидели мумию. Это милый промежуток времени, во время которого вы паникуете и умираете. И это отсылка к 666, числу зверя.
— Что бы вы изменили, если бы вам довелось переписать «Не моргай»?
Ни единой секунды. Но мне интересно, откуда такой вопрос…вы думаете о том, чтобы переписать «Не моргай»? Убрать куда-нибудь этих противных ангелов!
— Что вам больше всего понравилось во время работы над «Доктором Кто»? Было ли нечто, что вы хотели сделать или написать, но что категорически вычеркнули?
Мне очень нравились беседы со Стивеном. Рассуждения об идеях, истории. В «Мумии» была пара вырезанных сцен. Доктор заметил, что люди зажгли свечу у свитка и оставляют возле неё побрякушки и монетки. Перкинс говорит, что это памятник. Доктор злится, и говорит, что это алтарь и выступает против суеверий. Я понимаю почему она вырезана, она не вписывалась в сюжет, но мне нравилась. И была сцена «Прощание с Мэйси», на планете в самом конце. Её показывали рядом с костром, она несла дрова. И говорила о том, что Доктор забрал её боль и тоску, и что это хорошо.
— Ваша любимая серия из всех в «Докторе Кто»?
«Не моргай» и «Пандорика открывается».
— Название сегодняшней серии исходит из викторианской литературы? «Гордость и предубеждение и зомби» или «Разум, чувствительность и гады морские»? Как вариант альтернативного названия – «Мумия в Орион-экспрессе».
Название придумал Стивен. Но оно произошло от нескольких факторов – Агата Кристи, конечно, стимпанк, загадочные убийства. Изначально сюжет был более обширен и стилизирован. Но Стивен мудро посоветовал мне сделать его чуть более реальным.
Community Info