Тигр, тигр - огонь, горящий
В темноте полночной чащи,
Чьей бессмертною рукой
Создан страшный образ твой?
Мы суть Эдип. Он, к зеркалу прильнувший,
Есть тот, кто разгадал в отображенье
Чудовищного монстра - отраженье
Своей судьбы, его не обманувшей...
Хорхе Луис Борхес. Эдипова загадка.
В книге “Об искусстве” Поль Валери устами Сократа говорит: “...И каждый человек влачит за собой вереницу чудовищ, нерасчленимо сотканных из его движений и последовательных метаморфоз его тела”, - “...И разума”, - добавил бы Тони Хилл, безродный рыцарь, ведущий бесконечную борьбу с драконами внешними и внутренними - в себе самом.
Зло многолико; не так много “семян”, из которых оно произрастает, но каков калейдоскоп цветов и оттенков!
Главный герой “Тугой струны” (британского детективного сериала по мотивам романов Вэл Макдермид) - Тони Хилл (Робсон Грин), университетский преподаватель клинической психологии, помогающий полиции в раскрытии тяжких серийных преступлений.
В Тони нет огненного быстроумия Холмса, изящной, нарциссической цепкости Пуаро, земной мудрости отца Брауна...
Он вообще не сыщик. Ищут и ловят другие: детектив - старший инспектор Кэрол Джордан (Гермион Норрис) (это в книгах, а в четвёртом сезоне сериала на смену ей придёт детектив-инспектор Алекс Филдинг (Симон Лабиб)).
Писатель Даниэль Клугер в своей бесконечно увлекательной, но, к сожалению, небольшой книге “Баскервильская мистерия: история классического детектива” предлагает очень интересную и, на мой взгляд, неожиданную концепцию трактовки образа Сыщика в классическом детективе: герой, который борется со Злом, всегда так или иначе сопричастен Злу (вспомним хотя бы размышления Холмса или Пуаро о том, какими замечательными преступниками они бы могли быть, или тот факт, что настоящий, исторический Видок был выходцем из криминальной среды) .
Эта концепция в полной мере применима к образу Тони Хилла. Нелюбимый ребёнок, вечный объект насмешек и жестоких издевательств как в школе, так и дома, социально неадаптированный, не способный спорить, страдающий диспраксией, но обладающий весьма высоким интеллектом - в общем, в биографии Хилла были все предпосылки для того, чтобы он стал преступником - серийным убийцей.
Это не история Декстера - обаятельного маньяка, работающего в криминалистическом отделе полиции. Это рассказ о ницшеанском охотнике на чудовищ, который сам в любой момент может превратиться в чудовище. Тони смертельно боится этого: всякий раз проникая в тёмные закоулки сознания преступника, он опасается встретить там себя.
Занимаясь очередным делом, он снова и снова “играет роли” убийцы и его его жертв, примеряет на себя страшные маски, становится то маньяком, то истерзанным трупом.
В классическом детективе всё понятно: Пуаро, как всегда одетый с иголочки, в конце книги призовёт всех участников очередной драмы, скажет: “Дамы и господа, я собрал вас сегодня здесь с тем, чтобы...”, - сначала разоблачит каждого по очереди, а потом объявит имя настоящего преступника.
Финал “Тугой струны” неоднозначен: Тони одолел ужасного монстра - сам без помощи полиции; он выходит из логова, где остался поверженный зверь, и безответен взгляд его полночный, и мы не знаем наверняка: охотник ли к нам вышел, или чудовище.
Community Info