Наталья Попова (bamssi) wrote in british_cinema,
Наталья Попова
bamssi
british_cinema

Еще одно место встречи. «Clapham Junction». 2007 год

Долго откладывала рассказ об этой картине. По многим причинам: потому что впечатление было сильным; потому что путешествие в безжалостный британский артхаус – не самое простое дело; потому что до боли обидно, что отечественное телевидение еще не скоро дорастет до телевизионного артхауса. Потому что о хорошем говорить трудно, а о блистательном почти невозможно. Потому что это работа не для всех, и это не проблема вкуса. А еще потому, что по совокупности всего – это фильм о настоящей природе нашего ханжества. О том, что легализация проблемы – не тождественна её решению.

Традиционное предупреждение: в реальном Лондоне 15 октября 2005 года в районе Clapham Common, рядом с одноименной станцией, 24-летний Джоди Добровски был найден без сознания. Люди слышали крики о помощи, но прийти не поспешили, позже он скончался в больнице. Парень был избит так жестоко, что собственная семья не смогла его опознать, пришлось идентифицировать по отпечаткам пальцев. Этот случай, возмутивший Англию, стал основой лишь одного из эпизодов этого художественного телефильма. Да, реальный Джоди был убит за то, что был принят за гея.


«Место встречи — станция «Клэпхем»» (Clapham Junction) — телевизионный фильм 2007 года. Его демонстрация на британском телевидении была приурочена к 40-летнему юбилею декриминализации гомосексуализма в стране. Говорить о нем отдельно стоит сразу по нескольким причинам:

- это шедевр сценарной и режиссерской работы;
- серьезный кастинг и поразительное исполнение еще совсем юного Люка Тредэвэя;
- показательный образец того, как непростые социальные задачи непредвзято вплетаются в сложное полотно драмы;
- пример того, что серьезное не обязательно должно быть поучительным и скучным.

Это не фильм о геях, не история одного преступления, не документальная проповедь, это поступательное исследование, немного отстраненное повествование которого позволяет увидеть за всем не только отвлеченных людей, но и себя.



Небольшая вводная. Сценарий картины принадлежит Кевину Элиоту (Kevin Elyot), нам знакомому по давней (и тоже непростой) работе «Ни одна ночь не станет долгой» и сравнительной недавней картине с Мэттом Смитом «Кристофер и ему подобные». Также мы знаем его работы над эпизодами «Мисс Марп» и «Пуаро». Кевин отдал британскому телевидению свыше 30 лет, в 2011 году этот блестящий драматург и сценарист умер. Элиот часто писал о гей-отношениях, но в многочисленных интервью устало повторял, что его работы – лишь поиск ответов на вопросы любви и взаимопонимания. Что он просто берет людей (а не геев, блондинов, брюнеток) и погружает в некие ситуации, через которые любой зритель способен сострадать персонажу. Что по-настоящему его «герои» - именно вот такие «ловушки сострадания». Термин мой, потому что я и гугл переводчик бессильны иначе объяснить задумку Кевина.

Кевин был большим поклонником Набокова, с которого (по его словам) брал пример. Старался играть на крайних настроениях и поступках людей. На том, что могло бы острее показать… грани. Грани человеческой души. А вовсе не квалифицировать и каталогизировать её.

Начинал Кевин, как актер (в небольшой экспериментальной труппе), много писал для театра, затем десятилетия на классику британского детектива. Адаптировал классические произведения для радио – постановок. По мнению критиков, писал медленно, тщательно выписывая каждую вещь. Потому его постановок немного, но многие из них стали знаковыми. Еще одна деталь, в одной из его постановок однажды дебютировала еще совсем юная Кэри Маллиган.

Еще была документалка, курсы которые он вел для студенчества. Элиот был тяжело более свыше двадцати лет. Последние десять проходили в сложной борьбе с болезнью. Десять очень продуктивных лет, подаривших нам и «Место встречи».



Снял фильм Адриан Шерголд (Adrian Shergold), режиссер потрясающего «Последнего палача» и любимых всеми «Доводов рассудка». Также эпизодов «Бешеных псов», «Лукана», «Веры», «Инспектора Морса», и требующей отдельного рассказа телекартины «История Фионы». Это вдумчивый, неторопливый режиссер, любящий и умеющий сделать напряжение едва уловимым, но так незаметно накрывающим тебя с головой. Коварный мастер словно заглядывает в твою душу, почти безболезненно проникая её, но оставляя на памяти вполне ощутимые ожоги.


Оператор проекта - Тони Слейтер-Линг (Tony Slater-Ling), наши глаза в «Бешенных псах», эпизодах «Во плоти» и «Докторе Кто». Из последнего: он снимал эпизоды полюбившегося мне «В погоне за тенями», «Лукана», «Плейхауса», «Скотт и Бейли», «Призраков». Оператор визуально безупречного «The Politician's Husband», воспетого мной «Попечителя». Немаловажно и то, что Тони выступает и как режиссер. Например, некоторых эпизодов «Бесстыдников».


В картине заняты Том Бирд, Джеймс Беллами, Рэйчел Блейк, Саманта Бонд, Стюарт Банс, Филип Чайлдз, Джейсон Фредерик, Ричард Фриман, Руперт Грейвз, Ричард Линтерн, невероятный здесь Джозеф Моул, Пол Николлс, Фиби Николлс, Эдриан Роулинз, Джеймс Уилби, Люк Тредэвэй, Тим Вудворд и другие.


Позволю себе цитату случайной рецензии на кинопоиске: «Раз гомосексуализм объективно существует, раз геи — часть общества, и их существование порождает проблемы, эмоции и трагические обстоятельства, значит об этом можно снять хорошее кино». Потому что (по сути) это и есть краткое содержание картины. Она как раз об этом. А вот форму Элиот выбрал крайне сложную. Почти прустовскую точность в запутанной игре параллельных линий. 36 часов из жизни десятка людей, самым неожиданным образом переплетающихся друг с другом. Не случайно один из персонажей сценарист Робин Кейп (герой Руперта Грейвза) в начале своей истории получает отповедь продюсера: все знают, что есть геи, что они – часть общества, это уже никому неинтересно. Гей Робин вынужден с этим смириться, а впереди его ждет вечер в компании друзей … и друзей друзей. Вежливые и не очень расспросы, неуклюжее любопытство и откровенная попытка обособить свою жизнь от любой отличной от нее.


36 часов, пять отдельных историй, десятки очень разных людей. Фильм открывает объявление диктора радио об аномальной жаре, она будет снова и снова всплывать в разговорах. Словно подшивая очень разные миры в одно полотно. В картине много проходов, её герои почти всё время в движении: на работе, учебе, в пути. В этом движении есть некоторая логика, но не большая чем та, что окружает нас каждый день. Очень логичным вам кажется водитель авто, въехавший на скорости колесом в лужу и заливший вас грязной водой с ног до головы?


При первом просмотре ты не замечаешь некоторые детали, тебе всё кажется бесхитростным и немного сумбурным. Но вглядевшись, понимаешь с какой точностью сценарист и режиссер вводят нас в каждую историю. Это неравномерные отрывки и сцены, но очень взвешенные. Мы знакомимся ровно насколько нужно с каждым из персонажей. Многие детали – наживки, которые ты добровольно заглатываешь, и довольно точно насаживаешься на крючок. Проходит время, а ранка оставленная им всё болит.


Кажется авторы ставили своей целью не раскрывать, не шокировать, а всего лишь расширять сознание зрителя. Позволить ему допустить, что не всё так просто и однозначно. Что нет плохих – хороших, злых – добрых, нелепых и величественных, есть – люди. Большая часть персонажей вовсе не вызывает сочувствия, а те, что действительно вызывают – максимально удалены от нас. Это история не про добро и зло, это история про то, как преждевременны наши суждения и оценки. В этой истории многое перевернуто с ног на голову, и оказывается вовсе не тем, что мы автоматически предполагаем. Резонанс особенно контрастен в дуэте Джозеф Моул - Люк Тредэвэй. Это непросто красиво сделано, это исполнено так, что ты способен только моргать «Как это? Как это сделано?».

«Clapham Junction» - непростая, а местами и мучительная для зрителя работа, изящная и неоднозначная. Не Элиот, не Шерголд не ставили цели ответить на какие-то вопросы, они явно хотели их перед нами поставить. Лично для меня фильм стал напоминанием, что судить поверхностно гораздо легче. Что проще отринуть, закрыть для себя какую-то проблему, чем принять. Что мы не просто умалчиваем что-то для себя, мы замалчиваем большую часть мира вокруг себя. Поразительно, что картина вышла семь лет назад, ровно тогда, когда я добровольно закрылась. Заперла себя в уютной ракушке собственных страхов. Так было проще, так было менее болезненно. Всё, что было незнакомо – раздражало и отодвигалось в самой вежливой форме. Так ведь проще? Проще? Тогда почему я всё еще изживаю то, что осталось там, в уже забытом 2007 году. Слоган фильма «Their Lives Will Never Be The Same Again». А жизнь никогда не бывает прежней… она не останавливается. В отличии от нас, к сожалению.

Фильм идет 120 минут. В сети есть в оригинале, в двухголосой озвучке и с субтитрами. В ней много диалогов, очень точных подач, фраз. Там всё тщательно взвешенно, выверено и сведено воедино. Открытый финал и высокая эмоциональность делают просмотр (местами) тяжелым, глубокий, а осадок очень долгим. Выбирайте для себя – нужно ли вам это.


Tags: *обзор, актер: luke treadaway, актер: rupert graves, жанр: драма, раздел: фильм
Subscribe
promo british_cinema Листопад 30, 14:00 22
Buy for 10 000 tokens
Список сериалов и телефильмов на 2018 год, включающий сериалы британского телевидения и американские, главные роли в которых исполняют британские актеры. Как всегда, ссылка на пост висит в сайдбаре, в правом верхнем углу на главной странице сообщества ( как это выглядит) и время от времени…
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment