Daria (eliza_doolittl) wrote in british_cinema,
Daria
eliza_doolittl
british_cinema

Category:

Доктор Кто: в ожидании финала





— Полная фотосессия Капальди в RadioTimes







— Очередной ретропостер Стюарта Мэннинга

60586



— Интервью режиссера двух финальных серий Рейчел Талалэй. Вышло пару месяцев назад, но сейчас особенно актуально.

Оригинал
Перевод Дарьи Антоненко для TEAmTARDIS.

— Что вы можете рассказать о сериях, над которыми работали?

Я снимаю финальные две серии. Обе части написаны совершенно потрясающим Стивеном Моффатом. В них много событий, эффектов и эмоционального материала. Это серия о киберлюдях. Мы два дня снимали в Лондоне. Один из них — около Собора Св. Павла. Пока мы пытались снимать, вокруг нас сновал миллиард туристов. Одной из наших задач было повторить некоторые классические кадры — из сериала шестидесятых — киберлюди на фоне Собора Св. Павла. Это совершенно новая история.
[Продолжение]

— Как прошёл день возле Собора?

У нас была важная сцена с Питером Капальди и Мишель Гомез — диалог. У нас в распоряжении было около семи часов съёмок и огромный объём материала. Я не учла, что у нас были только пятиминутые периоды для съёмки, а затем нам нужно было дать дорогу пешеходам. Так что после каждых пяти минут у нас было по двадцать минут шагающих прохожих. К тому же, было очень жарко, поэтому снимать было тяжело. Киберлюди пеклись в своих костюмах. Всё время волновались, как бы они не вырубились.
Нужно стараться, чтобы сцены не были сняты айфонами и выложены в интернет прежде, чем закончатся собственно съёмки. Мы старались сфокусироваться изо всех сил. Как бы: «Это мои приоритетные кадры. Это абсолютный минимум того, что нужно сделать, так что давайте на этом и сосредоточимся».

— Как вообще вы оказались в это всё вовлечены?

Я очень хотела попасть в сериал. В ту минуту, когда я увидела перезапуск — к которому до просмотра относилась весьма скептично — я поняла, насколько он хорош. У меня в Британии агент, которой я заявила: «Переговори, если это возможно». Я работала над «Ветром в ивах», и сказала Марку Гэйтиссу: «Не мог бы ты замолвить за меня словечко?». Женщине всегда приходится всем напоминать о своих достижениях. С момента, когда моя агент мне позвонила и сказала: «Есть возможность снять две серии. Тебе интересно?» до отъезда из Университета прошло девять дней.

— Что команда «Доктора Кто» сказала касательно того, почему они захотели позвать вас?

Я сказала Стивену Моффату: «Если бы я читала только интернет, то решила бы, что вы меня наняли лишь потому, что все настаивали, чтобы вы пригласили женщину». Он ответил: «Я думаю, им стоит знать, что я нанял вас из-за ваших короткометражек, вашего материала и того, что, по нашему мнению, вы можете дать сериалу».

— Что такого вы увидели в «Докторе Кто», что у вас возникла мысль — «Я хочу над этим поработать»?

Он выглядел потрясающе. В каждой серии они показывают нечто совершенно различное. Каждая серия словно отдельный фильм. Великолепная черта путешествий во времени — прошлое, настоящее, будущее, фантазии. Каждую неделю вы переноситесь в совершенно различные миры. На студии ВВС для «Доктора Кто» только одна фиксированная локация — ТАРДИС. Большинство сериалов идут по принципу «Вот ваш полицейский участок, вот ваша квартира». А здесь всё начинается с «Какой мир будет в этой серии?», и я думала: «Как им это удаётся? Как они с этим справляются, сохраняя такой уровень качества?» И к тому же — почему эти сценарии настолько хороши? Откуда в них столько человечности? Иногда вы смотрите очень красивые визуально сериалы, но вам не хватает чувств. Иногда вы смотрите очень драматичные сериалы, но вам не хватает визуальности. В «Докторе Кто» всё одинаково важно. История сама по себе. Актёрская игра. Эмоциональность. Визуальная часть.

— В детстве вы смотрели «Доктора Кто»?

Да, я выросла в Штатах. Мои первые воспоминания о научной фантастике – «За гранью возможного» и «Стар Трек». Затем два года мы жили в Британии. Мои родители британцы. И здесь «Доктор Кто» стал частью моего словаря. Том Бейкер был моим Доктором в юности. Мне повезло поработать с ним над сериалом «Рэндалл и Хопкёрк». Это было моё следующее приобщение к «Доктору Кто» — работа с Томом.

— Питер Капальди — новичок в роли Доктора. Он свыкся с персонажем или вы ему помогали?

Он очень свыкся с образом. Никто не сомневался в его актёрском мастерстве. Наибольшая трудность заключалась в том, что он уже Двенадцатый Доктор. Он постоянно переживал, что будет подражать предыдущим Докторам. Довольно многое из того, что делаешь — в какой-то мере подражание другим Докторам. Создавать своего Доктора довольно просто, когда ты Второй, но это гораздо большая трудность, когда ты уже Двенадцатый, и у сериала за плечами пятидесятилетняя история. Я думаю, этот момент стал для него настоящим испытанием. Но как только я увидела первую съёмку из первой серии, которую я имела честь узрить по приезде, мне стало ясно, каким он будет Доктором. Для меня Дэвид Теннант и Мэтт Смит, которых я безусловно обожаю — юные, романтичные Доктора. Когда я была на собеседовании до оглашения Питера, было сказано: «Мы возвращаемся к Доктору постарше». Не старому, но более ворчливому, более сложному. Они выбрали иное направление и иной тип Доктора. Для меня Доктором теперь является Питер, так как именно с этим я жила последние четыре месяца.

— Как вы в роли режиссёра ему помогали?

В один момент я ему сказала: «Эта сцена получилась не такой, как я её представляла, но это был настолько твой Доктор, что теперь я поняла, насколько это хорошо смотрелось с твоим Доктором». А он ответил: «Спасибо». Я должна была ему сказать: «Ты — мой Доктор». Это было самое большое, что я могла. Питер потрясающий, столь разносторонний актёр, что режиссёру не приходится указывать ему, как играть. И он любит продемонстрировать столько разнообразия в игре, что несложно сказать: «А ну попробуй иначе».

— Почему «Доктор Кто» продержался 51 год?

Путешествия во времени и научная фантастика — великолепные темы. Они даёт массу возможностей. Они очень удачно затрагивают базовые сюжеты, таким же образом, как и братья Гримм. В этом очень сильный элемент человечности. Я поражена тем, сколько в моих сериях человечности. Я смотрю на серии этого сезона — сколь они различны. Не обязательно любить каждую серию. Там есть работёнка для умников. В них есть отсылки к 1963 и 1968, и кое-что совершенно новое, но это очень фундаментальные тематики.

— Вы сказали, там есть кое-что для умников?

Ну да, для тех ребят, которым интересна каждая деталь, всё о времени и пространстве, путешествиях в космосе, и как это относится к каждой серии «Доктора Кто». Есть люди, которые посмотрели каждую серию и будут анализировать, как это всё соотносится. Это сложный сериал. Мои родители не были знакомы с «Доктором Кто». Они спросили: «Что нам смотреть?». Сложно пояснить его мифологию. Можно погрузиться в отдельную серию, но она обретает намного больше смысла, если вы знакомы с историей взаимоотношений, регенерации, тем, каков был прежний Доктор и как это связано с нынешним. Есть индивидуальные серии со своими отдельным историями, но они почти всегда касаются того, что было в прошлом и того, кем Доктор был раньше. Марк Гэйтисс снял докудраму «Приключение в пространстве и времени», о первой серии. Это я и предлагала всем, кто спрашивал, с чего начать. Это великолепная работа, которая рассказывает историю самой первой серии. С этого стоит начинать.

— Какой свободой, как режиссёр, вы обладали, чтобы оставить свой штамп на материал? На «Доктора Кто» в частности?

Мне не кажется, что на Доктора нужно ставить штамп. Доктор есть Доктор. Неправильно приступать к нему с совершенно другим видением. Нужно вести обсуждение со своими актёрами, но было бы совершенно неверно создавать нечто абсолютно новое. Потому что каждая серия совершенно отличается это отдельный мир. Где будут события? Я снимаю Англию Викторианской эпохи? Я рассказываю о будущем? Я показываю новую планету? Как я это представлю? Они на это вдохновляют. Сценарии моих серий просто потрясные. Чудесно написаный материал вдохновляет меня.

— Как вы совмещаете свои обязанности режиссёра на телевидении со своими обязанностями в Университете?

Это настоящее испытание. В этот раз мне пришлось взять длительный отпуск. Иногда, если у меня местная работа, я привожу своих студентов и делаю это частью занятия. Это отличная возможность на съёмках, присутствие на площадке для них очень важно. Это интересно. Я иногда показывала некоторые отрывки из «Доктора Кто». Всегда попадались люди, которые говорили: «Ого! Показываете Доктора Кто!». Несколько человек в группе всегда оказывались увлечены. Это типа: «О Боже, моя старая профессорша достаточно в теме, чтобы показывать нам "Доктора Кто"». Я люблю показывать студентам особенные сцены для разбора. «Как бы вы это сняли?». А после разбора: «Хорошо. Как я это снимала? Какие решения принял режиссёр?» Когда критики говорят о чём-либо, они приписывают этому какое-то намерение. И часто это не имеет ничего общего с тем, что вы пытались показать. Так постоянно происходит. Всё великолепно, идеально в вашем представлении, когда вы читаете сценарий — но что происходит на съёмках? И как вы будете решать эту задачу? В этом и заключается суть обучения в Университете.



— Интересный разбор 7 и 8 сезонов, посвященный Кларе.

Дергая за ниточки: неразгаданная тайна Клары
оригинал
перевод отсюда
Рут Лонг начинает расследование



«Клара, моя Клара… Всегда храбра, всегда забавна, всегда такая, какой она мне нужна: идеальная… слишком идеальная. Я привык не знать, думал, что и не узнаю. Я ошибался. Я знаю, кто такая Клара Освальд; знаю, как она попала в мою жизнь и знаю ее предназначение. Я узнал… в день, когда мы отправились на Трензалор»*


Эти слова произнес Одиннадцатый Доктор (в приквеле к «Имени Доктора» — «Она сказала, он сказал»), размышляя об истинной сущности и предназначении загадочной «Невозможной девушки». Конечно же, как он и сказал, ее тайна была впоследствии раскрыта в финальной серии седьмого сезона — «Имени Доктора».

…Но была ли?
[Продолжение]

Сейчас становится все более очевидно, что загадка была решена не до конца.



Что ж, Клара, теперь ты, определенно, в центре внимания.

Любой, видевший мои комментарии на Doctor Who TV, знает, что я, в некотором роде, сторонник теории заговора с участием Клары. В самом деле, моя последняя статья, опубликованная на этом сайте, была озаглавлена «Клара — нечто большее, чем мы думаем?» (Ничего себе, мне стоило бы расширить область деятельности!). По справедливости можно сказать, что здесь мне удалось достичь большего, нежели внесение своей лепты спекуляций. Тем не менее, после откровений в последних сериях и, в особенности, после взрывающего мозг трейлера к «Темным водам», эта идея в очередной раз оказалась под пристальным вниманием фанатов, и я чувствую необходимость продолжать копать в этом направлении.

Несмотря на то, что первоначальная арка, основанная на истории Клары, казалось бы, была завершена, кое-какие ниточки остались висеть, и остались невыясненными некоторые вопросы. Тем временем Стивен Моффат сыпал дразнящими намеками, как в сюжете текущего сезона, так и вне его. Так что, похоже, произошедшее изменение персонажа — не сомнительный прием, нарушивший преемственность. Скорее, это долгосрочный план для этого самого персонажа, которому, кажется, еще предстоит раскрыться в полной мере.

Далее представлен ряд «загадок Клары», которые я собираюсь обсудить: например, ее странные отношения с ТАРДИС. Однако, в этой, первой части я буду концентрироваться на одной цепи, возможно, взаимосвязанных событий; эти рассуждения легли в основу теории, назовем ее «Теорией кукловода».

Итак, без лишних церемоний, пора нам облачиться в шляпы детективов (или надеть шапочки из фольги) и вытащить из чехлов лупы — мы вступаем на опасный путь гипотез, касающихся Клары.

Случайность



«Слушайте, откуда у вас этот номер?»
«Мне его женщина в магазине написала. Это ведь техподдержка? Она сказала, что это самая лучшая техподдержка во Вселенной. Так и сказала»
«Какая женщина? Кто она?»
«Понятия не имею, женщина в магазине»**


Все началось с телефонного звонка. Этот эпизод в «Колоколах Святого Иоанна» — самый первый раз, когда Клара (оригинал) контактировала с Доктором (чтобы излишне не перегружать мозг, давайте на время проигнорируем тот факт, что он, кроме этого, встретил ее еще ребенком). Достаточно запутанный, их разговор — прекрасный образчик так называемой «петли Моффата» (это только один из множества парадоксов, связанных с Кларой), но сейчас главное не это, а, скорее, то, что явилось причиной этого разговора.

По сути, звонок Клары в ТАРДИС является отправной точкой ее путешествия; хотя это не чистая случайность, это было кем-то организовано. В игру вступает «таинственная женщина», будем называть ее так. Ничего конкретного о встрече Клары с этой женщиной никогда не сообщалось; все, что мы знаем — она дала ей номер телефона, и людей, у которых он есть, можно пересчитать по пальцам (еще, догадываюсь, она была в магазине). Кроме того, у нас очень мало информации, от которой можно было бы отталкиваться; однако, если взглянуть на этот эпизод сквозь призму более поздних событий, он может оказаться гораздо значительнее, чем можно было предполагать до сих пор.

Долгое время женщина и ее неизвестные мотивы были почти забыты. То есть, до открывающей серии нового сезона, «Глубокого вдоха». Именно здесь она возвращается со своими от того не менее странными проделками. Она поместила в «Таймс» загадочное объявление, с целью выманить Доктора и Клару на рандеву в семейный ресторан «Манчини». Она еще раз продемонстрировала свое намерение воссоединять этих двоих; хотя и в таком месте, что они чуть не погибли.

К концу серии парочка, наконец, осознает, что за кулисами что-то происходит: «есть женщина, которая очень хочет, чтобы мы оставались вместе». Если теперь вернуться к этому моменту сюжета, то теория о том, что кто-то, кто бы он ни был, дергает за ниточки Доктора и Клару и делал это с самого начала, заслуживает большего доверия. Этого достаточно, чтобы задуматься: может, и само присутствие Клары в жизни Доктора было запланировано?

Попытка ответить на этот вопрос порождает множество новых проблем.

Зловещее направление



От серии к серии возрастает понимание [Клары], насколько темной с одной стороны, и волнующей, и захватывающей с другой, может быть роль Повелителя Времени. С каждым их совместным приключением она все больше и больше проникается этой зависимостью. Я думаю, в самые мрачные свои минуты [Доктор] всегда утешает себя идеей, старой идеей, что он делает людей лучше. В этой серии он вынужден сделать вывод, что Клару он, возможно, делает хуже.

Стивен Моффат


И тут мы подходим к «Плоскости»***: одной из ключевых серий, в которой Клара примеряет на себя роль Доктора… и обнаруживает, что ботинки сидят слишком хорошо. Концовка и последствия, которые она сулит Кларе (и Доктору) в будущем, неуютны и очень тревожны. После впечатляющего выступления в роли Повелителя Времени, Клара ищет одобрения своего друга, но не находит его и сталкивается с осуждением. Ответ Доктора звучит почти как предзнаменование: «Ты была исключительным Доктором, Клара, и «хорошо» здесь совершенно ни при чем».

Наблюдение за тем, как его спутница продемонстрировала то же умение лгать («Дай им надежду»), эмоциональную отстраненность («Итак, если все взвесить») и холодность («Я — ваш единственный шанс остаться в живых»), за которую она однажды упрекнула его, привело Доктора в замешательство и встревожило и его, и зрителей. То есть, нельзя сказать, что действия Клары были в каком-либо отношении жестоки или бессердечны (безусловно, не были), но, возможно, быть похожей на Доктора — не обязательно хорошо; возможно, это ответственность, которую должен нести только он один.

Не менее чем слова Доктора, расстраивает реакция Клары на них. Она не отвечает мгновенным («Я только сделала то, что и ты бы сделал на моем месте»), но и не выплескивает свою обиду в виде резкого обвинения. Она просто продолжает стоять, на лице ее — выражение потрясения, растерянности и… чего-то еще, чего-то тревожного. Нельзя не беспокоиться о том, что именно происходит в ее голове, и чем именно она становится…

Что было бы в реальной жизни, если бы умная, экстраординарная девушка случайно познакомилась с человеком, мягко говоря, намного старше ее, человеком опасным, который оторвал ее от привычной жизни и взял с собой в несколько ужасных мест? Во что бы это превратило вас? Я не думаю, что это обязательно сделало бы вас лучше. В каком-то смысле — да, сделало бы, но… она больше никогда не сможет приспособиться обратно, уместиться в этом скучном мире.

Стивен Моффат


Кукловод



Камера показывает нам лицо Клары, и начинает играть знакомая жуткая мелодия. Кадр заливает призрачный свет, на экране появляется эта таинственная женщина — Мисси. Она держит Клару в ладонях (держит Айпад, вообразите только, но я пытаюсь представить это как метафору), ее взгляд сравним с любовным… и выражает удовлетворенность планом, который прекрасно сработал.

Конечно, нет убедительных доказательств, что Привратница Нижней сферы ответственна за то, что к Кларе попал номер Доктора, но утверждение серьезное (если только сюжет не усложнится еще больше… возможно ли больше?). Давайте еще раз взглянем на объявление в газете из «Глубокого вдоха». При дальнейшем рассмотрении его формулировка будет так же важна, как и цель: «Невозможная девушка, обед на другой стороне».



Здесь можно выделить несколько ключевых моментов. Во-первых, кто бы ни поместил его, ему известен «статус» Клары — «Невозможная девушка», и во-вторых, кажется, слова несут скрытое значение. Это не только подсказка Кларе перевернуть газету, но, возможно, приглашение ее на «другую» сторону. Это уже само по себе может иметь двоякое значение: по ту сторону жизни («Рай»)… или принять сторону Мисси (моральную)?

Что бы она ни приготовила для Клары, откровение, что Мисси «выбрала» ее для чего-то, беспокоит до крайности. Но тот факт, что она якобы «таинственная женщина», независимо от того, верить этому или нет, еще более колоссален. Если это правда, то следует предположить, что ее манипуляция с Кларой (и, соответственно, с Доктором) не только является основой для арки восьмого сезона, но и определяет само присутствие Клары в жизни Доктора.

И это, действительно, очень страшная мысль.

На самом деле, если судить по трейлеру, это вполне может быть так…

прим. пер.
* Перевод взят из субтитров TrueTranslate
** Использован перевод из субтитров TEAm TARDIS
*** Варианты: «Плоская смерть», «Изолиния»

Часть 2.
оригинал

Несмотря на то, что первоначальная арка, основанная на истории Клары, казалось бы, была завершена, кое-какие ниточки остались висеть, и остались невыясненными некоторые вопросы. Тем временем Стивен Моффат сыпал дразнящими намеками, как в сюжете текущего сезона, так и вне его. Так что, похоже, произошедшее изменение персонажа — не сомнительный прием, нарушивший преемственность. Скорее, это долгосрочный план для этого самого персонажа, которому, кажется, еще предстоит раскрыться в полной мере…

И снова добро пожаловать. Я прошу прощения за то, что ранее оставила вас с неутешительной мыслью, что Клара могла (невольно) оказаться марионеткой в зловещем плане сумасшедшей Мэри Поппинс. Так ли это на самом деле, нам еще предстоит узнать, хотя трейлер к финалу почти не оставляет сомнений на этот счет. Однако, здесь, во второй части, я буду в основном обсуждать другие нерешенные вопросы, связанные с Кларой, и поверьте, их довольно много.

Обратите внимание, что они лежат в диапазоне от «правдоподобных» до «довольно глупых» и не обязательно относятся (во всех смыслах) к будущему, но все же интересно повозиться с идеей, что в заключительной серии сезона будут найдены все ответы. Конечно, неудивительно, что многие из этих вопросов имеют прямое отношение к Теории Кукловода, которую мы обсуждали в первой части, и/или к тому сумасшествию, которое творилось в трейлере к «Темным водам» (к этому я еще вернусь).

Не довели до конца?



Честно говоря, я не была уверена, стоит ли включать эту «загадку», главным образом, из-за того, что, возможно, никакой загадки здесь нет. Долгое время я чувствовала, скажем так, некоторую неудовлетворенность аркой «Невозможной девушки»; но не из-за самой идеи (имхо, она гениальна), а из-за того, как сценаристы обошлись с завершением арки и с ее последствиями.

Понятно, что со всем этим переполохом вокруг юбилейного спецвыпуска и празднованиями пятидесятилетия «Доктора Кто» не было времени разобраться с последствиями вхождения Клары во временной поток Доктора, и я, конечно, ничего не имею против. Однако, полное отсутствие каких-либо последствий (или хотя бы отсылок к ним) спустя уже почти год начинает тяготить: хотя бы, потому что создается впечатление, будто события целой серии замели под ковер, будто их никогда и не было.

На самом деле, если пересматривать «Имя Доктора», вся концовка кажется несколько… мрачно-безысходной. Например, незадолго до того, как Клара вошла во временной поток, между ней и Ривер состоялся следующий разговор:

«Если я войду туда, что произойдет?»
«Временной вихрь разорвет тебя на миллионы частей, миллионы твоих версий, живущих и умирающих по всему времени и пространству, как… эхо»
«Но эхо-версии могут спасти Доктора, так?»
«Но они не будут тобой. Настоящая ты… умрешь. Они будут лишь копиями»**


Ситуация представляется нам такой: Клара собирается пожертвовать своей жизнью ради Доктора; и она и Ривер, кажется, искренне верят в это. Своим «Беги, умник, и помни меня» она окончательно решает собственную судьбу. Но Клара не умерла. Она была все еще жива даже к тому моменту, когда Доктор вошел следом, чтобы вызволить ее (помним, что Ривер все время поддерживала с ней связь). Так каким же образом и почему ей удалось выжить, будучи рассеянной «как конфетти» по всему пространству и времени? Благодаря чьему-то вмешательству? (смотрю на Вас, Мисси) или по какой-то другой причине?



Попутно возникло еще много вопросов, вот лишь некоторые из них: что происходило с эхо-копиями Клары после того, как они умирали? Воссоединялись ли они с оригиналом или попадали куда-то еще? Почему вся эта история внешне никак не отразилась на Кларе? Как Доктору удалось извлечь Клару из своего временного потока? Было ли что-то еще, чего мы не видели?

Сейчас велика вероятность, что к этой, столь важной главе из жизни Клары возврата уже не будет. Что до множества вопросов, которые возникли у меня и других фанатов, - поиск ответов на них могли предоставить нашему воображению. Однако трейлер вселяет надежду на возрождение загадки Клары. Возможно, ее ожидает «Рай».

Озадачивающие отношения

Следующий гигантский вопросительный знак повис над взаимоотношениями Клары и ТАРДИС. Во всем седьмом сезоне и, в частности, в сериях вроде «Прячься» или миниэпизода «Клара и ТАРДИС» (что весьма очевидно) проводилась мысль, что синяя будка не вполне одобряет новую спутницу. От розыгрышей до отказа сотрудничать, когда Кларе требовалась ее помощь, ТАРДИС, определенно, не боялась выражать свою неприязнь к Невозможной девушке.

Однако, несмотря на это поддразнивание, я бы не сказала, что старушка когда-либо переступала грань, за которой начинается чистая вражда или ненависть. Более того, мы видели, что в последнее время их отношения претерпели весьма резкие изменения. После «Имени Доктора» (спустя большой промежуток времени) мы увидели Клару въезжающей в двери ТАРДИС (на мотоцикле, ничего необычного), а затем закрывающей их щелчком пальцев. По словам Ривер Сонг, эта способность уникальна для Доктора, даже среди других Повелителей Времени. Так что же говорить о Кларе, единственной среди всех людей, способной это проделать (и сохранить эту привилегию — смотри «Смотрителя»)? Тут от удивления можно поднять не один десяток бровей** (*сюда вставить шутку про Двенадцатого Доктора*).

Однако на этом заметный сдвиг в их отношениях не закончился. От случая к случаю ТАРДИС защитила Клару от временной воронки (во «Времени Доктора»), оказалась ментально связана с ней (в «Слушай») и даже в какой-то степени позволяла ей управлять собой (в ряде последних серий). Кроме незначительного эпизода в «Убить Луну» и, пожалуй, странного момента в «Слушай», прежнее напряжение между ними совершенно никак не проявлялось.

Логично предположить, что первоначальный конфликт был связан с «невозможностью» Клары, и что он автоматически разрешился, когда она пожертвовала собой ради спасения Доктора. Но Стивен Моффат, в видимом противоречии с этой идеей, создал впечатление, что их загадочная связь еще получит свое объяснение:

Сейчас эти надоедливые людишки, то и дело попадающие к Доктору домой, обычно удовольствуются тем, что слоняются, разиня рот, и говорят: «Она больше внутри» и остаются в восторге от магии Полицейской Будки, достаточном, чтобы никогда не задаваться вопросами. Но умная, скептичная Клара, которую трудно впечатлить внешним видом, может стать причиной многих проблем… Это почти похоже, как будто все настроено на что-то…


Невозможное влияние

Особая область интереса (и раздоров), касающаяся Клары, — ее значение в жизни Доктора. Независимо от того, была ли завышена и преувеличена сила ее влияния, нельзя отрицать, что Клара сыграла значительную роль в некоторых очень важных событиях.

Это ни в коем случае не возвышает Клару над ее предшественницами, и ее чрезвычайные поступки вовсе не требуют сложного оправдания в сюжете. Ее действия подобны действиям любой другой спутницы или кого-нибудь еще, кто по-настоящему любит Доктора: утешить испуганного мальчика в сарае, удержать своего друга от неверного шага в самый темный его час, помочь ему, когда всякая надежда, казалось бы, потеряна, отдать жизнь, чтобы спасти его. Ей не нужны сверхспособности, ей просто нужно заботиться о нем.

Однако мне кажется, было бы нецелесообразно исключить мысль, что все это может означать нечто большее. Особенно, если принять во внимание тайну, которой все еще окутана Клара, и, конечно, потенциальное участие Мисси (предвидел ли Кларин «Кукловод» все эти события? Действительно, тяжелый вопрос). Может быть, ее видимое влияние на историю Доктора является лишь косвенным; может быть, она, по большому счету, далеко не так важна, как кажется, но я не могу избавиться от ощущения, что это нечто большее, чем просто совпадения.

Подсказки или ложные следы?

Когда внимательно прочесываешь седьмой и восьмой сезоны, начинаешь замечать одну возможную подсказку за другой, хотя сами по себе они вроде не особенно существенны; не говоря о более заметных головоломках. Несколько примеров:

1. Во «Времени Доктора» Тишина повторяла Кларе слово «Покайся» — кое-что, чего (насколько мне известно) они больше никому никогда не говорили.
2. Тенденция Теллера искать Клару и «фиксироваться» на ней (а не на ее спутниках) в «Ограблении во времени» тоже ошиб… о многом говорит. У Клары есть скрытая вина? Или вина эта лежит в ее будущем?
3. Дважды в восьмом сезоне всплывала мысль о смерти Клары (первый раз — в «Глубоком вдохе», в разговоре со Страксом, и затем — в «Слушай» — с Доктором). Оба раза была упомянута возможность узнать, как и/или когда это произойдет, и оба раза она отреагировала, как если бы лучше ей этого не знать.
4. В «Путешествии к центру ТАРДИС» в какой-то момент Кларе стало известно имя Доктора, но затем она «забыла его». Однако мы знаем, что некоторые из этих воспоминаний позже к ней вернулись, так, может, она его знает?
5. Много путаницы было (и распространялось много слухов) в связи с уходом Клары/Дженны Коулман и ее обещанием «сюрприза» в недавнем интервью. Имела ли она в виду кучу откровений о Кларе? (Судя по трейлеру, да)
6. В приквеле «Он сказал, она сказала» Доктор описывает Клару как «слишком идеальную» и «для меня, идеальную во всех отношениях». Ее прыжок в его таймлайн не очень-то помогает объяснить или обосновать это утверждение.
7. Предыстория Дэнни остается весьма неясной, и мы все еще не имеем понятия, кого же он убил, кто не был солдатом. Может, тайна из его прошлого как-то связана с Кларой?
8. Орсон Пинк и подразумевавшееся, что он — потомок Клары и Дэнни. Является ли это гарантией того, что у пары есть будущее, или Моффат вводит нас в заблуждение?
9. «Clara Oswin Oswald» (Клара Освин Освальд) — анаграмма к «A Window Across All» (Окно Во Всём). «Клара» также означает «Светлая», «Освин» — «друг Бога» и «Освальд» — «Божья власть». Теперь связь с «Раем» и «загробной жизнью» кажется весьма актуальной.
10. Когда Питера Капальди попросили описать новый сезон в трех словах, он ответил: «Не доверяй никому». Сами решайте, какие отсюда сделать выводы.

…Клара?

Наконец, с трейлером все совсем непросто. Несмотря на эффект, ввергнувший фанатов в пучину безумия (что, несомненно, было сделано намеренно), он не дает ответов ни на что и ставит под сомнение все. Клара изображена почти что злодейкой, пожалуй, большей, чем Мисси. Ее слова, обращенные к Доктору, сочатся угрозой: «Обратил на меня внимание? Ты больше никогда не ступишь на борт своей ТАРДИС». Конечно, это не Клара, которую мы знаем, или, по крайней мере, не та Клара, о которой мы думали, что знаем ее.

Но ни в коем случае не стоит принимать за чистую монету все, что мы видели (или слышали) в трейлере. Было бы довольно дурным тоном, если бы большая финальная бомба была сброшена еще до выхода финала в эфир? Наша спонтанная реакция — «Клара плохая?» или «Клары никогда не существовало?», но давайте не будем спешить с выводами, особенно, вспомнив, что до сих пор все не было таким уж предсказуемым. В самом деле, вышедший позже телевизионный трейлер только еще больше все запутал.

Потенциальные повороты сюжета на ближайшие две серии предугадать почти невозможно: Моффат, определенно, не шутил, когда сказал, что «ставки сделаны». Во время написания этих статей я попыталась обозначить малейшие намеки на возможное развитие событий, но, со всей честностью, даже отдаленно не представляю… и именно так и должно быть.

Скоро мы получим ответы на все наши вопросы: когда начнут разворачиваться планы, раскроются секреты и личности… и столкнутся судьбы.

Именно тогда, Клара Освальд, настанет время (в конце концов) выяснить, кто ты…

прим. пер.
* Использован перевод из субтитров TEAm TARDIS.
** «to raise a few eyebrows» — идиоматическое выражение, которое означает «немало удивиться», а буквально — «поднять несколько бровей».



— Ну и отрывок из грядущей серии, если вы не дошли до него в интерактивном трейлере BBC:

Tags: *фото, doctor who: аналитика, doctor who: создатели, актер: peter capaldi
Subscribe

  • The Jetty: анонс

    Детектив-новичок Эмбер Мэннинг берется за расследование пожара в доме на озере, а также возможных связей с ведущей подкаста о пропавших людях и…

  • Doctor Who: трейлеры 1 сезона

    Премьера 11 мая на BBC iPlayer и Disney+ (сразу 2 серии, дальше по одной в неделю) Названия серий и авторы: 1 серия — SPACE BABIES (сценарист…

  • Criminal Record: анонс

    Анонимный звонок о давнем убийстве сталкивает двух блестящих детективов — одна в самом начале своей карьеры, другой полон решимости защитить свою…

promo british_cinema december 17, 2021 19:35 4
Buy for 10 000 tokens
Список сериалов и телефильмов на 2022 год, включающий проекты британского телевидения и американские, главные роли в которых исполняют британские актеры. Как всегда, ссылка на пост висит в сайдбаре, в правом верхнем углу на главной странице сообщества ( как это выглядит), время от времени…
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments

  • The Jetty: анонс

    Детектив-новичок Эмбер Мэннинг берется за расследование пожара в доме на озере, а также возможных связей с ведущей подкаста о пропавших людях и…

  • Doctor Who: трейлеры 1 сезона

    Премьера 11 мая на BBC iPlayer и Disney+ (сразу 2 серии, дальше по одной в неделю) Названия серий и авторы: 1 серия — SPACE BABIES (сценарист…

  • Criminal Record: анонс

    Анонимный звонок о давнем убийстве сталкивает двух блестящих детективов — одна в самом начале своей карьеры, другой полон решимости защитить свою…