Наталья Попова (bamssi) wrote in british_cinema,
Наталья Попова
bamssi
british_cinema

British Wave. Режиссеры

Моя идея очень проста: кино – это прежде всего замысел. Чтобы сраслось воедино всё: картинка, игра, свет, проекция, звук и текст, нужен кто-то умный и большой. Готовый взять риск на себя. Понятно, что десятки «киношных» профессий тут же поднимут голову и обернутся на этот зов. Потому разделю свои обзоры на «British Wave: режиссеры», «British Wave: сценаристы» и «British Wave: операторы». Впрочем, нет предела совершенству. Убеждена, что среди нас найдут те, кто знает больше, чем говорит. Друг убедила меня, что пока мы молчим, говорят ружья другие, а хорошее кино пропадает за кадром нашего внимания. Рискую начать, надеюсь, что вы все разделите это со мной.

Кен Лоуч (Ken Loach)


Меня вдохновляют люди, которые сопротивляются. (с) Кен Лоуч



Формула Лоуча — суровый парадокументальный реализм с укрупненной, почти телевизионной оптикой (с) Андрей Плахов

Как обо всем хорошем, о нем очень трудно говорить. Кроме того, Лоуч — единственный среди режиссеров с мировым именем, работающих и на телевидении, и в игровом, и в документальном кино, кто всякий раз ставит полемические идеи выше коммерческих соображений. Если отбросить все навязшие в зубах громкие термины, о всем его творчестве можно сказать, что оно подчинено одному закону. Дело в том, что Лоуч считает, что «истина подарит свободу». Стилистическую, нравственную. Его картины действительно укрупнены, местами громоздки, но полны того самого пряного юморка, который спасает нас, если на ногу падает кирпич, полка с книгами или очередная напасть, от которой не скрыться и не уйти. Говоря по-русски: он достоверен, но без нажима. Без привычной «правде» чернухи и безысходности. Даже там, где у него горчит до боли, ты способен принять это. Чтобы не говорить много слов, просто расскажу о нескольких его фильмах.

Раннее

Для такого типа фильма, какие снимаю я, актерская игра должна казаться спонтанной. Это похоже на то, как искусный пианист играет Шопена. Произведение уже написано, а звучит так, будто только что родилось. (с) Кен Лоуч

Пиком раннего творчества Лоуча был фильм «Кес» (Kes , 1969), который Британский институт кино отнёс по итогам XX века к лучшим свершениям национального кинематографа. Это история 12-летнего тинэйджера Билли Каспера, у которого нет друзей, над которым в школе издеваются сверстники и учителя. Он находит утешение, только когда обнаруживает сокола и решает заняться воспитанием ловчих птиц. Фильм снят по рассказу Барри Хайнса «Дружба с пустельгой».


Слоган фильма: «Они избили его. Они забросили его. Они высмеяли его. Они разбили его сердце. Но они не могли сломить его дух».



Такая безыскусная история, неторопливая и даже обыденная, но переворачивающая в тебе всё. Сам этот паренек, такой взъерошенный и хрупкий. Гневливый директор. Мать, с трудом балансирующая между сыновьями. Учителя. Мальчишки, дерущиеся на куче углю. Требование «Не кашляйте тут! Помните, что вы в школе!». То, как Билли играет пальцами, пока ждет очередь на собеседование. То, с какой страстью он говорит о своей птице! Если вы увидите этот фильм хотя бы раз, вы никогда не забудете его. Это фильм о мужестве и красоте, фильм о свободе. О том, что самый хрупкий из нас способен быть сильным.

90-е

Другой ключевой момент: актер работает с полной отдачей в каждой сцене. Он не думает: «Господи, я не могу выложиться на всю катушку, мне нужно приберечь слезы для пятой недели съемок». Следуя нашему методу, мы не даем актерам ознакомиться со сценарием от первой до последней страницы. Актеры должны знать все о прошлом своих персонажей, но нельзя удивлять их чем-то из того, что случилось с ними в будущем, это не приносит пользы. Даже талантливых людей трудно ошарашить дважды: своевременное удивление настолько инстинктивно, что его почти невозможно воспроизвести. (с) Кен Лоуч

Я люблю его за бесконечное терпение к своим персорнажем. Ровно, как в жизни, среди них не бывает главных и второстепенных. Есть люди и луч камеры, который выхватывает их словно случайно. Иногда тебе кажется, что это ты режиссируешь эту странную историю, которая кажется такой обыденной. Лучше всего это заметно в фильме 1994 года «Божья коровка, улети на небо» (Ladybird, Ladybird). Это история бесконечной тяжбы многодетной Мэгги Конлэн и социальных служб, убежденных, что она не способна позаботиться о тех, кого любит больше всего. После несчастного случая правительство собирается лишить ее материнских прав. Но Мэгги невозможно сломить.


Не торопитесь решать, что это сплошная ювенальшина, потому что сама Мэгги ужасно обаятельна. В ней столько нежности, легкости. Она – сама жизнь. Непутевая и светлая. Отчаянная и очень смелая. Глядя на нее, я думала: разве это грех любить и мечтать о счастье? Разве есть что-то или кто-то, кто сможет осудить эту очаровательную толстушку?



Вторая прелесть фильма совершенно непридуманные диалоги, такие неловки, стрёмные и чудесные. Это просто люди. Люди часто несут всякую ерунду, скрывая за ней большее. Мы ведь такие: изнутри всегда больше, чем снаружи. В фильме много нежности и правды. Главное в нем то, что не смотря ни на что, после него очень хочется жить. Честно говоря, если уж говорить о любви, то так.

2000-е

Меня, сценаристов и продюсеров, с которыми я работал, интересовала необходимость найти тот микрокосм, ту деталь, через которую предстанет картина. Поэтому мы часто говорим о домашних проблемах, пытаемся найти простой сюжет. (с) Кен Лоуч


Следующий фильм на повестке «Билет на поезд» (Tickets). Это совместный итало-британский художественный фильм, снятый режиссёрами Аббасом Киаростами, Эрманно Ольми и Кеном Лоучем в 2005 году.


Авторы фильма взялись показать несколько эпизодов из жизни пассажиров поезда, переполненного из-за отмены полётов в местном аэропорту. Пожилой профессор, консультировавший фармацевтическую компанию, неожиданно для себя влюбляется в сопровождавшую его на вокзале в Инсбруке сотрудницу фирмы. Юноша, вынужденный сопровождать по долгу службы капризную генеральскую вдову, бросает её на половине пути, не в силах вынести унизительные придирки взбалмошной дамы. Трое болельщиков Селтика отдают свой проездной билет семье албанских беженцев, несмотря на реальную перспективу по прибытии на станцию вместо желанного матча попасть в полицейский участок.



Неторопливое, доброе кино о людях. По хорошему фрагментарное и путанное, переполненное, как вагон, в котором едут герои. Местами пафосное, местами очень смешное. Это отличный способ заставить себя вспомнить о том, что мы всё таки живы, и в жизни всегда есть место жизни.

Сегодня

Я думаю, что съемки фильма — очень приватный процесс. С одной стороны, это большое публичное событие, но по сути все равно приватное. У нас нет мониторов. Никто не стоит по сторонам и не оценивает происходящее. Никаких зрителей, никто не наблюдает ни внутри, ни снаружи. Только оператор, помощник режиссера для объявления дублей, еще, возможно, монтажер. Иногда даже я выхожу на улицу и просто слушаю. (с) Кен Лоуч

Давайте подведем итоги сразу, чтобы два раза не вставать. Это фильмы о людях. Самых обыкновенных, красивых, смешных, неидеальных. Очень добрые, неторопливые, полные незамысловатого черного юморка. Фильмы о том, что и в нашей, самой обыкновенной, непродуманной жизни, есть много красивого, трогательного и важного. Реализм Лоуча доведен до того естественного состояния, когда ты с любопытством следишь за героем, как за соседом по электричке. Немного снисходительно, немного отстраненно, но в целом доброжелательно.

«Доля ангелов» (The Angels' Share) — крайний кинофильм режиссёра Кена Лоуча, вышедший на экраны в 2012 году. Глазго. Молодой отец семейства Робби хочет навсегда расстаться со своим криминальным прошлым, но у него ничего не получается. В очередном деле Робби удается избежать тюрьмы, но его отправляют на принудительные работы. Ему и его новым товарищам Рино, Альберту и Мо назначают наставника Гарри, который втайне обучает их искусству дегустации виски. От посещений заводов и сеансов дегустации Робби открывает в себе настоящий талант, вскоре позволяющий ему отличать самые редкие и дорогие сорта. Как поступят Робби и его новые друзья с этим даром? Применят ли они его в очередных преступлениях, мошенничествах, воровстве или используют его, чтобы построить новое многообещающее будущее? Об этом знают только ангелы…



Еще одна характерная черта Лоуча, в его картинах редко можно застать именитых актеров. Он любит подыскивать своих героев на местах, новичков, кого-то, кто не понаслышке знает сюжет, который предстоит играть. Кроме этого, он работает с каждым из своих актеров, как с главным.

Фильм полон отменного, искрометного британского юмора. Это очень британское кино!



Мое личное спасибо

Да, мы продолжаем снимать на пленку. Это ярко и действительно прекрасно, потому что медленно: у вас есть время на размышления в перерывах между монтажом, можно менять эпизоды местами. Проблема в лабораториях — сейчас они везде закрываются. Также трудно показывать людям отснятое, когда имеешь копию со звуком на одной катушке, а картинку на другой. Надо еще поискать, где все это показать. Большая проблема в том, как сохранить эту технологию. (с) Кен Лоуч

Я не случайно обошла все работы Лоуча на больные социальные темы: восстания, гражданские войны, бои, забастовки. Не потому что они удалены, или не столь совершенны. Нет, просто они требуют больше подготовки, чем моя. А мне хотелось рассказать о добром, мудром человеке, снимающем для нас так немного старомодно, но так безвременно чутко.
Tags: *обзор, жанр: драма, жанр: комедия, жанр: мелодрама, режиссер: ken loach
Subscribe
promo british_cinema november 30, 14:00 22
Buy for 10 000 tokens
Список сериалов и телефильмов на 2018 год, включающий сериалы британского телевидения и американские, главные роли в которых исполняют британские актеры. Как всегда, ссылка на пост висит в сайдбаре, в правом верхнем углу на главной странице сообщества ( как это выглядит) и время от времени…
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 36 comments