Сотрудник аукционного дома Саймон (Джеймс Макэвой) отвечает за сохранность картин во время проведения аукциона и в случае опасности должен запереть картину в сейфе. Во время ограбления он получает удар по голове и просыпается в больнице с амнезией. Саймон единственный кто знает, где находится картина, стоимостью около 27 миллионов фунтов стерлингов. Бандиты похищают и пытают его. А после неудавшейся попытки вспомнить, банда нанимает гипно-терапевта Элизабет (Розарио Доусон), которая должна помочь Саймону восстановить местонахождение картины. Руководит этой шайкой импозантный и сумрачный Фрэнк (Венсан Кассель). А открывает картину рассказ Саймона о правилах поведения аукционера…
Жанр
Я не случайно упомянула, что сам Дэнни Бойл считает себя театральным режиссером, а основой кино считает возможность всё время выходить за рамки жанра. Любого. Потому его «Транс» начинается как неторопливый арт-хаус, плавно сползает в гангстерский боевик, оттуда легко перебирается в немного психоделический триллер, намекает на любимый мной нуар, немного притворяется детективом, а затем стремительно возвращается к началу. Так что это? Качественное развлекательное кино, игрушка на вечер для того, кто любит красивые вещи.
Почему Бойл? Потому что этому человеку, как никакому другому нравится не просто снимать кино, ему нравится изучать законы восприятия, мотивации и эмоциональной динамики. Еще потому, что он командный игрок. Бойл – это всегда сердце консорциума очень талантливых людей. В данном случае, сценаристов Джо Эхирна и Джона Ходжа. Первый не только сценарист полубезумных «Демонов Да Винчи», но и режиссер «Доктора Кто», добавим сюда неплохой мини-сериал «Явление» и изящную «Тайна Крикли-холла» - интересный портрет готов. Джон же полноправный партнер Бойла на протяжении многих лет, сценарист таких работ Дэнни, как «На игле», «Пляж», олимпийские игры (гы). Но сценарий дл Бойла – это лишь часть игры. Для воссоздания его он пригласил еще одного давнего партнера – «оскароностного» оператора Энтони Дод Мэнтла.
Этот удивительный британец давно переехал в Копенгаген. Снял за свою карьеру около сорока фильмов. Был оператором на трёх лентах «Догмы 95», работал с многими датскими и британскими режиссёрами, в том числе такими, как Ларс фон Триер, Дэнни Бойл и Томас Винтерберг. Известен во всем мире благодаря своей работе с цифровой камерой. В частности, Мэнтл первым на британском телевидении использовал 35-миллиметровую цифровую камеру «Red One». Является лауреатом нескольких кинопремий. За операторскую работу в «Догвилле» Ларса фон Триера Мэнтл был удостоен премии «European Film Awards»; за фильм «Миллионер из трущоб» получил «Оскар», премию BAFTA и приз Американского общества кинооператоров. Это его далеко не первая работа с Бойлом, и вдвоем они более чем успешны. Так что «Транс» - еще и детище их совместных представлений о визуальных возможностях обмана. Трудно сказать теперь, так ли сценаристы видели этот фильм, потому что камера добавила в него своей интриги.
Но я не случайно всё время подчеркиваю, что Бойл – театральный режиссер. Его великая слабость и радость – актеры. Не просто актеры, а актеры работающие на полную катушку возможностей. Ему нравится отдавать им поведение персонажей на откуп, долгими репетициями доводя актеров до точки крайнего кипения. А затем хладнокровно фиксируя минуты профессионального безумия.
Так как повествование картины несколько калейдоскопно, то потребовалась недюжинное актерское мастерство, чтобы поддержать иллюзию непоследовательности в действии. Джеймс Макэвой попал в руки коварного Бойла впервые, и этот союз породил отличного монстра, наблюдать за которым одно удовольствие. Говорят, что на роль, которую впоследствии получил Венсан Кассель, рассматривались Майкл Фассбендер и Колин Фёрт. Было бы тоже неплохо, интересно и то, что Кассель здесь играет спокойнее чем… везде, но даже в этих полутонах дремлет такая мощь, что фильм можно смотреть только ради этого.
Но у Бойла есть еще одна слабость, обязательная к любому его фильму – музыка. Для этого он снова привлек своего давнего приятеля Рика Смита (Rick Smith), клавищника Underworld, сотрудничавшего с ним в театре и кино. На пару они создали еще одну иллюзию, постоянно уводящую зрителя в новую плоскость.
Я ничего не сказала о Розарио Доусон (более чем достойную отдельной похвалы), чтобы не уводить от мужчин этого проекта. Дело в том, что Бойл решил создать этой работой новое поле для размышлений. О чем я понятно тому, кто фильм уже посмотрел. Решение вышло неоднозначным, но более чем интересным. И я бы с удовольствием поговорила об этом… в комментариях.
Итого:
Яркий проект и почти невесомая интрига. Большинство досмотрев на конца, хвастливо заявят «Да я через десять минут знал о чем это!». Да, именно так. Потому что фильм, не смотря на суету кадров, эффектов и отвлечений, предельно логиченю Что само по себе занятно, ведь речь идет о человеческом мозге. У него открытый финал, отличные актерские работы, красивая съемка, причудливый монтаж, прекрасная музыка и вечная вера Бойла в то, что мир должен и может изменяться.
Всем доброго вечера!
Community Info