Мне повезло посмотреть его на большом экране, искренне радуясь переполненному залу, дружному смеху и общим растроганным всхлипам в финале. Давно не помню за собой такого незамутненного восторга, легкости и здоровой грусти, которая неизбежно возникает в сравнении. Всё здесь вполне серьезно и очень весело. Потому что герои, сценаристы и актеры фильма не собирались никого учить, эта история совсем не о том. Эта история о том, что как бы одиноко и сложно тебе не было, всегда есть шанс, что ты – не один. Мировая премьера «Гордости» состоялась в рамках 67-го Каннского кинофестиваля. По итогам фестиваля фильм получил награду «Queer Palm». После этого последовал международный прокат и показы на разнообразных фестивалях, в том числе в Торонто, получение трёх Премий британского независимого кино, включая главную — «за лучший британский независимый фильм», а также номинация на премию «Золотой глобус» в категории «лучший фильм — комедия или мюзикл». Мне искренне кажется, что эта картина просто не может не понравится.
Итак. 1984 год. В самый разгар всеобщей забастовки шахтеров в Великобритании. Группа лесбиянок и гей-активистов, принявших участие в лондонском гей-параде, решаются собрать деньги для поддержки их семей в рамках кампании «Геи и лесбиянки в поддержку бастующих шахтеров». Однако, Национальный союз горняков не очень однозначно отнесся к помощи из рук представителей гей-движения. Особенно, когда активисты на микроавтобусе отправились в небольшой шахтерский поселок в Уэльсе, чтобы лично передать пожертвования в качестве акта солидарности.
Можно просто процитирую самого Мэттью Уаркуса, который сказал о своём фильме самое главное: «Во время забастовки Маргарет Тэтчер заявила, что такого понятия как общество не существует. Есть лишь отдельные люди — мужчины и женщины, и есть семьи. Главные герои «Гордости» убеждены в обратном. Они верят в силу единства. Обе действующие в фильме группы: и LGSM, и шахтеры настроены на политическую борьбу, но нас куда больше привлекают в них их человеческие качества. Уже монтируя картину, я вдруг осознал, что развитие ее сюжета: постепенно формирующиеся и развивающиеся отношения между кажущимися антагонистами, которые каким-то образом все же преодолевают стоящие между ними препятствия, превращает фильм в классическую романтическую комедию. Однако, в отличие от традиционного ромкома, отношения эти развиваются не между двумя людьми, а между двумя группами, двумя сообществами. И движет ими не романтическая любовь, а сочувствие. Именно это чувство и лежит в основе того, что мы называем обществом».
Сценарист Стивен Бересфорд в интервью рассказал, что услышал об этой истории «в начале 1990-х, во время второго раунда закрытия шахт. Как наивный 21-летний человек, я задал вопрос: почему мы должны поддерживать шахтеров, они не поддерживают нас. Кто-то отвел меня в сторону и сказал: «Позвольте я расскажу вам небольшую историю» — «и услышав её, в ту минуту я подумал «ничего себе». Это полностью изменило мой взгляд». Он и участники процесса рассказывают, что «было очень много детективной работы, так как было очень мало информации. LGSM были молоды и неопытны, но мне удалось выследить некоторых из них. Я нашёл Майка Джексона, который был их секретарем, и он мне здорово помог. У него были записи всех встреч до каждой минуты и все газетные вырезки, и этот поиск был похож на открытие гробницы Тутанхамона. Я сделал несколько визитов в Уэльс, в долину Дулайс, чтобы поговорить с участвовавшими в этом женщинами и мужчинами. Я не был уверен, какой приём я получу, но они были так счастливы рассказать свою историю». Нам последнее время не хватает таких историй, ведь мы разобщены даже на уровне семей.
Спасибо тому, кто заполнил страницу фильма на Википедии. Но благодаря ему (или им) у нас есть мнение о фильме двух любимых актеров Билла Найи и Эндрю Скотта. Билл Найи заявил, что «это один из величайших сценариев, которые я когда-либо читал в своей жизни. Хорошие сценарии редки, а смешные ещё реже, но я смеялся от начала и до конца. И даже после нескольких раз я никогда не оставался без слёз». В свою очередь, Эндрю Скотт отметил, что «это не гей-фильм, он о человечности. Все на съёмках ответили на это чувство очень страстно. Они чувствовали огромную ответственность, будь они мужчины, женщины или геи. Наши личные истории не имеют ничего общего с тем, что мы хотим для общества в целом».
Этот фильм невозможно не полюбить, простите, что повторяюсь. Безусловно и потому, что его создавали Эндрю Скотт, Джозеф Гилган, Фредди Фокс, Доминик Уэст, Пэдди Консидайн, Билл Найи, Имелда Стонтон, мелькнувший на радость мне Рассел Тови, но и молодой (мало известный мне, но фантастический) состав: Бен Шнетцер, Джордж МакКэй, Мэттью Флинн, Фэй Марсей. А также невероятной красоты и нежности британские старушки. За сцену, где милейшая старушка не спеша пересекает зал, чтобы поднять трубку телефона… отдельное, нежнейшее спасибо.
Не хотелось бы мусорить словами, этой картине они не нужна. Как и оправдания, сожаления и пояснения. Всем нужно немного надежды, немного веры, что люди с планеты Земля прекрасны. Что у всех нас есть шанс однажды увидеть разноцветный мир, где люди будут разными, а ценности общими. Где человечность, солидарность, поддержка – перестанут быть лозунгами, и мы наполним их единственно возможным смыслом – доверием. Это очень доброе кино, кино способное реанимировать самые уснувшие надежды.
Бонусом: на Ютубе немало интервью с актерами, которые охотно рассказывали о полюбившемся проекте. А саундтрек картины отлично подойдет к новогодней вечеринке. Ко всем её оттенкам.
Я, например, писала вам вот под это:
Доброго дня!
Community Info