Наталья Попова (bamssi) wrote in british_cinema,
Наталья Попова
bamssi
british_cinema

Categories:

«Крах» (The Fall), 2013-2014

А это, дорогие мои сопалатники по страсти к британским детективам, одна из самых продуманных, изящных и сильных криминальных драм прошлого года. BBC Two показало нам 2 сезона этого красивого, властного шоу, но громкий финал второго сезона позволяет верить, что «Крах» еще вернется. К слову, «Крах», это название сериала на русском меня несколько смущает. Мне ближе менее жесткое «падение». Почему? Потому что это погружение в одно преступлением, точное в падении одного человека, его скольжении по торной тропе высшей степени агрессии. Это история одного расследования, одного детектива и очень давнего противостояния. 11 эпизодов (5 первого сезона и 6-ть – второго) очень напряженного завораживающего, сексуального действия. Сексуального в самом чистом значении этого слова. Не потому, что речь идет о преступлениях на почве страсти, а потому что это рассказ о сильной женщине в суровом мире мужчин. Северной Ирландии.


человек человеку попросту – божий хлыст,
вышивающий крест
над рек слюдяными пяльцами.
зазевался – сиди и думай потом за жизнь,
сторожи свою тень, хрусти ледяными пальцами.

жизнь как путь, а не повод тупо набить мошну
и пуститься вразнос между разными берегами.
человек человеку – провод, бикфордов шнур,
если закороти́т, то, как ни оберегали
здесь свою безмятежность, годную на плакат,
как железную дверь надеждой ни подпирали,
а судьба вдруг рванёт, будто взятая на прокат,
прочь, по сказочной траектории, по спирали.
человек человеку запросто – божий глас,
отменяющий разом все имена и отчества.
громыхнет между делом –
и тут ты покажешь класс
беспощадной охоты на все свои одиночества.

©

Лада Пузыревская

Старший офицер полиции Стелла Гибсон (Джиллиан Андерсон), прикомандирована к полицейским службам Северной Ирландии с тем, чтобы оценить ход расследования зверского убийства, которые привела в тупик. Стеллу утвердил давний друг, который ожидает от нее поддержки. Но Гибсон быстро выявляет, что речь идет о серийном преступлении. Более того, зритель знает больше нее и всей полиции Белфаста, потому что вторая линия показывает нам, как Пол Спектор (Джейми Дорнан), любящий муж и отец, хладнокровно готовится нанести удар снова.



Картина завораживала еще на этапе этого первого трейлера. Музыка, заметная вязкость, сдвоенность сюжета, его сложное плетение. Речь шла не об обычной интриге: кто убийца и как быстро его поймают. С самого первого кадра драма обещала погружение, падение если хотите в мир людей. В мир людей, похожих на нас с вами, но между тем болезненно отстраненных. Грань нормальности всегда размывается при приближении, а тут нас подведут вплотную. От политики сожаления и оправдания нас спасает сам язык детектива, холодный, резкий, потрясающе последовательный. Даже не смотря на пятнашки монтажа и сценария. Первый сезон заставил нас следить за преступлениями. Второй пообещал погоню.



Даже не буду пытаться пересказывать, это кино не для этого. Всё в нем линейно, понятно, динамично. Но интереснее всего этого (безусловно, интересного) его герои. Уже не секрет, что я противник позиции «маньяк, как человек вне социума», почему иногда откладываю драмы, поднимающие эту тему. Но «Крах» не стремится оправдать Спектора (часть его истории всё еще осталась за кадром), не пытается принизить или возвеличить, он просто приближает зрителя так близко к нему, что становится трудно мерить мир привычными категориями. Стоит ли говорить, что Джейми Дорнан невероятно хорош в этой роли?



Но главный секрет драмы - еще более невероятная Джиллиан Андерсон. Кто не помнит специального агента ФБР Дану Скалли, кумира далеких детских грез? С годами Джиллиан, как хорошее вино, становится лишь богаче и ярче. Тот, кто смотрел ««Трамвай «Желание»» с ней, согласится со мной, что её диапазон бесконечен. Стелла – больше, чем умна и внимательна, есть в ней нечто выстраданной, отстраненное, холодное и притягательное. «Ева! - восхищенно думала я, - Воплощенная Ева, Ева смирившаяся с виной, но не забывшая унижения и боли». Холодное безумие разума, чистого разума – вот, что пьянит в её действиях. Но драма покажет больше, она приблизит к нам и детектива, заставит задуматься, а что же всё – таки объединяет людей…



В то же время «Крах» - это множество историй, сплетенных в одно. Это настоящая мозаика, и отличное соцветие актеров. В сериале задействованы Брона Во, Джон Линч (одна из ярких линий Стелла – Джим), Ниам МакГрэйди (юный констебль рядом с кумиром), Стюарт Грэхэм, Йен МакЭлхинни, Лаура Доннелли, Арчи Панджаби (с сюрпризом 2 сезона), Эммет Скэнлэн, Валин Кэйн, Брона Таггарт, Ник Ли, Шейнин Бреннан, Майкл МакЭлхаттон, Пол Кеннеди, Полин Хаттон, Шон МакГинли, Сара Дилан, Пол Кэдделл, Джульетт Кроуфорд, Пол Кеннингтон и (наконец) Колин Морган, присоединившийся к драме во втором сезоне. Чутье подсказывает, что линия Тома Андерсена еще сильно не исчерпала себя. За сцены с Дорнаном в 5 и 6 серии отдельное спасибо, как и за финальный диалог. Взбодрило!



Отдельное спасибо маленьким актерам, их вклад незабываем и особенно ярок. Убеждена, что хорошее кино всегда выводит нас за границы зоны собственного комфорта, это позволяет нам острее чувствовать жизнь.



Сценарий принадлежит Аллану Кабитту, автору любимого «Мальчики возвращаются», «Шерлок Холмс и дело о шелковом чулке», мини-сериала «Анна Каренина» 2000 года. Ему отдельное спасибо за ощущение размещения зрителя внутри трубы калейдоскопа. Ты не просто наблюдаешь, как от движения смещаются картинки, ты видишь, как именно они смещаются.



Я привела удаленную из 6 серии сцену, показательную в плане того, что на первый взгляд серия ничего не утратила в логике, но вместе с тем, с этой сценой это была бы… иная серия. Каждый кадр этой драмы имеет своё полноценное значение. Плотность повествования максимальная. Да, снимал это всё для нас Руаири О’Брайэн, наши глаза в «Quirke», «Малыше Муне», сериале «Отец и сын» (2008). Визуальный ряд потрясающ.



Снимали эпизоды Аллан Кабитт и Якоб Вербрюгген, режиссер (среди прочего) «Моста» и «Кода 37». Музыку к сериалу писали Кифес ЧанцияНэшвилл», «Диана: История любви»), Дэвид Холмссе друзья «Оушена», «Голод», «Щедрость Перрье»). Саундтрек к сериалу впечатляет отдельно. Потому что музыка словно знает больше сценариста, оператора, Пола, Стеллы и зрителя. Она немного размывает и без того расплывшиеся границы реальности, иногда больно возвращая в нее.



Что мне еще остается добавить об этом великолепном проекте? То, что не смотря на тяжелую тему, вполне иррациональный подход к ней, он очарователен, убедителен, красив, живителен. То, что актерские работы заслуживают отдельного рассмотрения. То, что часть узелков до сих пор не разгадано, а часть накрепко завязал второй сезон? Что всё: от режиссуры до монтажа – выполнено на самом высоком уровне. Что динамика (неторопливого, винтового) повествования не сбавляет оборотов не на минуту. Что количество тем, поднятых только одним персонажем Стеллы хватит, чтобы пересмотреть Декларацию прав человека. «Крах» - серьезное, умное и завораживающее кино. С удовольствием жду продолжения и заслуженных проектом наград. Да, по эстетике он ближе к «Убийству», чем к «Мосту», исключает теории заговора и расследует скорее человеческую природу, чем природу самого преступления.

Всем доброго вечера первого дня Нового года!
Tags: актер: colin morgan, актер: jamie dornan, актриса: gillian anderson, жанр: детектив, жанр: драма, жанр: триллер, раздел: сериал
Subscribe
promo british_cinema december 10, 13:57 16
Buy for 10 000 tokens
Список сериалов и телефильмов на 2020 год, включающий проекты британского телевидения и американские, главные роли в которых исполняют британские актеры. Как всегда, ссылка на пост висит в сайдбаре, в правом верхнем углу на главной странице сообщества ( как это выглядит), время от времени…
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 33 comments