Сегодня в 21:00 по Гринвичу на BBC2 стартует экранизация Wolf Hall. Информации про нее, стиллов и фотографий здесь было достаточно, так что я попробую коротко поделиться с вами информацией, которую получила, побывав 8 января на предпоказе и Q&A. Чтобы напомнить и вдохновить на просмотр.
Если мнение человека, книгу не читавшего, и мало чего знающего об этом историческом периоде чего-то стоит - на мой взгляд, сериал получился прекрасным и смотреть его нужно обязательно.
Нам показали 2 серии, каждая длится час. Это 1/3 всего сериала.
Во-первых, хочется отметить актерский состав. Я шла смотреть на Марка Гэтисса, но была в итоге совершенно очарована Марком Райлансом, который играет Томаса Кромвеля. Он что-то такое делает со своим лицом - почти неуловимая мимика, которая заставляет верить, что перед тобой - человек, а не исторический или книжный персонаж. Заставляет сопереживать и следовать за ним дальше в неизвестность следующего шага - конечно, отчасти это результат прекрасной операторской и режиссерской работы, а также адаптации книги под сценарий, но мне кажется, что большая часть успеха все же зависела от выбора на роль именно этого актера, с именно такой почти неуловимой мимикой. Я уже говорила выше, что плохо знаю этот кусок исторического контекста (признаюсь в страшном, до недавних пор знала только одного Кромвеля), но, насколько я понимаю, Томас, как и все люди его положения во все времена, был человеком неоднозначным и сложным, и в истории образ его остался... как обычно получается, когда победитель - кто-то другой. Райлансу прекрасно удалось всю эту неоднозначность и одновременно обезоруживающую человечность передать.
Роль Гэтисса здесь небольшая, но из разряда "хоть стой, хоть падай". Большего не скажу, это нужно видеть своими глазами.
Клер Фой, которую я люблю со времен Going Postal, блистает в роли довольно противной Анны Болейн. А Джонатан Прайс, которого поклонники талантов мистера Гэтисса могут знать по роли профессора в эпическом мини-сериале "Clone", а поклонники Доктора - по роли Мастера в комедийном скетче с Роуэном Аткинсоном (том самом, где Доктор регенерирует в женщину и они уходят в закат), великолепно представил престарелого кардинала Вулси, еще одного неоднозначного героя.
На Q&A пришли режиссер Питер Космински, глубоко беременная Клер Фой, композитор Дебби Вайзман и сама Хилари Мантел. Запись при желании можно посмотреть:
Что интересного (по памяти, так как запись пересмотреть сейчас не получилось): возвращаясь к человечности. Автор прямо замечает, что ей хотелось показать героев как обычных людей, которые, как и мы, не знают, что ждет их завтра, а не как исторических персонажей. Режиссер поддержал ее специфической съемкой, которая максимально переносит нас в голову Томаса, так что мы буквально следуем за ним, с ним, а не наблюдаем за событиями со стороны.
Этот момент понравился мне в сериале больше всего. Эффект получается намного интересней, когда зрителя (или читателя) не ставят в положение "бога", свысока взирающего на уже совершившееся событие, о котором все знают, а дают возможность пройти путь вместе с героем. И героев постарались показать именно как людей, причем ничем не отличающихся от наших современников. Это убирает лишний пафос и действительно делает их проще для понимания. Как и саму историю. Мне кажется, было бы неплохо иногда смотреть с этого угла на любые события прошлого.
Обратить внимание стоит и на то, сколько сцен сделано практически в темноте (при свечах). Они специально подбирали линзы для камеры, чтобы сделать это возможным. Сложности того стоили - атмосфера этой экранизации настолько сильная, что ее практически можно пощупать.
Съемки одной сцены приходилось постоянно останавливать, чтобы пропустить очень медленные группы туристов прямо через сет.
Вот и весь короткий рассказ, надеюсь, что кому-то он напомнит о том, что сериал выходит сегодня, а кого-то вдохновит посмотреть. Смотрите и приходите обсуждать, а если остались вопросы - задавайте. Я, скорее всего, забыла упомянуть большую часть самого интересного.
Community Info