Наталья Попова (bamssi) wrote in british_cinema,
Наталья Попова
bamssi
british_cinema

«Исчезнувшая» (Gone Girl), 2014

Есть проекты - писать о которых невероятно сложно, даже пытаться боязно. Но вчера мы праздновали день рождение прекрасной Розамунд Пайк, которая за свою роль в нем номинирована на «Оскар». Потому рискну, тем более, что Розамунд и картина подарили нам еще один повод поговорить о гипертрофированности окружающей нас реальности.

Очень трудно в наше время быть личностью, просто реальной, настоящей личностью. Каждый из нас собирает по штриху от разных образов, коим несть числа, - вместо того, чтобы оставаться самим собой. © Гиллиан Флинн «Исчезнувшая»


Вводные просты: «Исчезнувшая» (Gone Girl) — детективный триллер режиссёра Дэвида Финчера по одноимённому роману Гиллиан Флинн, которая сама переделала книгу в киносценарий. В главных ролях — Бен Аффлек и Розамунд Пайк. В прокат фильм вышел в октябре прошлого года.

Роман

Гиллиан Флинн родилась в 1971 в Канзас-сити, штат Миссури. Живет в Чикаго, занимается журналистикой и телекритикой, какое-то время была криминальным репортером. Мать Гиллиан преподавала словесность в университете, а отец был профессором истории кино. Писательница признается, что в ее детстве было две страсти — литература и фильмы ужасов, что и стало, в итоге, основными составляющими ее успеха. Её дебютный роман мгновенно стал мировым бестселлером и был благосклонно принят самыми надутыми критиками. Не особо почивая на лаврах, Гиллиан выпустила еще два романа, которые вышли в 26 странах, и вызвалась самостоятельно адаптировать «Исчезнувшую» в сценарий. Да, думаю, немаловажно будет отметить, что её работы азартно нахваливает великий и ужасный Стивен Кинг.



Роман «Исчезнувшая» вышел в 2012 году и сразу же отхватил Goodreads Choice Award for Best Mystery & Thriller of 2012. Права на экранизацию были выкуплены еще до выхода книги, а из 30 первых рецензий на книгу (очень разных рецензий) – 30 указывают на раздражение, которое неуловимо преследует равно желанию вчитываться дальше. Запомним это.

Режиссер

Я тот, кто спасёт вас от этого праздника жизни. © «Gone Girl»

Дэвид Эндрю Лео Финчер, лауреат и номинант престижный премий, знаменитый клипмейкер, очень и очень непростой человек. В нем всегда подкупало то, что ему также как мне ужасно нравится размывать границы. Или так, вкладывать в них гораздо больше, чем этого от людей требует здоровый снобизм.


Его дебютная работа в кино, с картиной «Чужой 3» (1992) закончилась громким скандалом. Финчер открыто критиковал попытки студии навязать ему свои представления, студия была в ужасе от теперь уже фирменного мрачного взгляда на фильм. В итоге под напором руководства, Финчер покидает студию на завершающей стадии съёмочного процесса. Студия доделывает картину без участия режиссёра. Лента выходит в прокат и едва отбивает средства, затраченные на производство. Фанаты сериала также прохладно принимают фильм. Не самое легкое начало карьеры?


Но он триумфально возвращается на большие экраны с триллером о серийном убийце «Семь» (1995), теперь классикой триллера. Фильмом, пугающим даже сейчас, когда уровень возможностей кинематографа невероятно высок, но ему не по силам переплюнуть совокупные усилия Кевина Спейси, Моргана Фримена и Брэда Питта.

А Финчер идет дальше, и преображает представления о нуаре в своей «Игре» (1997). Затем следует «Бойцовский клуб», по мотивам одноимённой книги Чака Паланика, который поднял сатиру на уровень современной культуры и сделал это еще одной фирменной фишкой режиссера. Фанаты фильма не откажут мне в мысли о том, что гротеск в умелых руках Финчера не только преображается сам, но и здорово меняет само представление реальности. А в итоге новый скандал и снова разногласия со студией Fox. Правда, на этот раз по поводу главной проблемы Финчера — невозможности уложиться в бюджетные рамки. Монтаж снова заканчивают без него, но на видео выходит режиссерская версия.


Считается, что уставший от нападок Финчер, снял знаменитый триллер «Комната страха» (2002) с Джоди Фостер – традиционно. Сильно сомневаюсь в этом, ведь он снова и снова поднимает любимую тему: в этом мире каждый за себя. А главным становится не сюжет, а то, как он вывернут на экране. Один из излюбленных приемов режиссера, втянуть зрителя внутрь сюжета, заставить за ним подглядывать. Ко всему Финчер равнодушен к реалистичности, справедливо считая, что к реальности она не всегда имеет отношение.

Еще одна показательная картина – легендарный «Зодиак» — первая картина в истории голливудского кинематографа, полностью снятая на цифровую камеру Thomson Viper, которая записывает видео одним потоком без сжатия. Прекрасная пресса, фильм был отобран для участия в основном конкурсе Каннского кинофестиваля 2007 года, и оглушительный провал в прокате. Теперь картина считается культовой.

А Финчер идет дальше, и снимает свою драму «Загадочная история Бенджамина Баттона» по одноимённому рассказу Фрэнсиса Скотта Фицджеральда. Современные технологии в действии, 13 номинаций на «Оскар» и статус одного из самых успешных режиссеров своего времени. Впрочем, новый век позволил Финчеру столь многое, что мы еще заговорим однажды о нем, как о времени режиссера. «Социальная сеть» (2010) с 8-ю номинациями на «Оскар», 6 номинаций на «Золотой Глобус» и $200 миллионов, собранных в прокате. Еще одна экранизация, «Девушка с татуировкой дракона», получает только восторженную прессу на родине. Эпизоды знаменитого «Карточного домика» приносят премию «Эмми». Стиль режиссера узнаваем, его имя залог успеха проекта. Но что же он такое?



Любой герой Финчера фатально одинок, а каждый следующий ход ложен. Его сюжеты словно изрытая кротами земля, таит такое количество ловушек, что, даже догадываясь об ответе, ты не торопишься его назвать. Иногда главным разочарованием становится то, что ты знал, знал, знал, но не верил себе. Это неверие Финчер буквально культивирует, как и то, что он сочувствует мужчинам, любит крайности и сильных женщин, не понимает о каких законах жанра ему талдычат, и почему нельзя одновременно ненавидеть и восхищаться.

Сюжет

Мы такие милые, что хочется вырезать нам по роже. © (Gone Girl).



Картину открывает привычный Финчеру калейдоскоп кадров, из которого, немного поплутав мы узнаем, что в день пятой годовщины свадьбы, Ник Данн (Бен Аффлек) возвращается домой и обнаруживает пропажу своей жены, Эми Данн (Розамунд Пайк). Её пропажа привлекает общественное внимание, поскольку родители Эми написали серию популярных детских книг «Супер Эми». Возникают подозрения, что сам Ник убил жену. Тихо-тихо! Это зачин.



Сколько здесь абсолютного абсурда! Чинные родители Эмми, воплощавшие её мечты в популярные книжки. Странные игры на фоне абсолютно понятных забот. Финчер откровенно издевается, располагаю гротеск так последовательно и равномерно, что у тебя не остается сомнений в том, насколько происходящее реально.

Мы первое поколение, которое никогда ничего не увидит в первый раз. © Гиллиан Флинн «Исчезнувшая»



Кажется, они с Флинн нашли друг друга. Равная по силам мрачность и откровенная нежность, которую эти безумцы испытывают к нашему миру. Шаг за шагом, каждр за кадром, ты спускаешь в эту историю, как в темный подвал. Пахнет сыростью, коварная струйка воздуха внезапно пробирается под воротник, ты спотыкаешься, злишься, и вот уже убежден в самом худшем. Вы помните, воздается всегда по вере…

— Мы не будем такими, как они, обещаю.
— Кто они?
— Эти жуткие пары, которые мы знаем. Жены обращаются с мужьями как с цирковыми мартышками, постоянно дрессируя их.
— А мужья обращаются с жёнами как с автоинспекторами, пытаясь их надуть и слинять
.

© «Gone Girl»


Почему именно семейные отношения становятся ареной этой истории? Потому что они апофеоз окружающих нас иллюзий. С одной стороны это самая устойчивая аллюзия на всеобщее мироустройство, часть вертикали, устоявшаяся параллель. С другой – бесконечное разочарование торопливого мира.

— Да, я любил, но потом мы только обижали и подавляли друг друга... и причиняли боль.
— Это и есть брак.


© «Gone Girl»

Не стоит думать, что картину можно свести к простому «не ходите девке замуж», потому что всё в ней тем больший обман, чем честнее тон. Семейные проблемы Даннов, как и всего мира, лишь иллюстрация того, во что мы неуклонно превращаемся. Добровольная изоляция, любовь к абстракции, фетиши стабильности и успеха. Посмотрите, мы же не на минуту не сомневаемся, что эта история могла существовать реально. Мы даже не отделяем в ней гротеск от … ни от чего не отделяем. С самых первых кадров, где бдительный сосед сообщает Данну, что его кот выбрался на улицу. Хотите загадку на наблюдательность? Вспомните, встретился ли нам впоследствии бдительный сосед?



Истина - штука гибкая, главное, выбрать правильного эксперта. © Гиллиан Флинн «Исчезнувшая»

В этой картине удивительно гармоничное распределение ролей. Если вы всмотритесь, то заметите, что все образы картины… парны. Но… как в покере, пара – не сразу приходит в руки. Простите, на ум. Но равновесии сценария настолько логично, что почти не укладывается в голове, как это уживается с полным абсурдом происходящего.

Когда люди любят друг друга, но не могут ужиться, это страшная трагедия. © «Gone Girl»


Дальше субъективно, так как мне совсем не захотелось искать психологической подоплеки в этой картине. Честно говоря, для меня она держится не только на главных героях, а на их взаимодействии с миром. На реакции мира на эту трагедию. Вовсе не так важно, что и почему породило чудовищный мир Эмми Данн или почему прекрасно помятый Ник так зависим от этого безумия. Да и причины удач или неудач в современных браках далеки от ласковой старой девы. Но вот то, как янтарно сохранена реальность в прозрачном кубе этого сюжета – да! Просто восхитительна забота, с которой режиссер и сценарист скопили все существующие штампы современного восприятия и разместили их так, что мы, глядя прямо на предмет, упрямо видим лишь отдельные грани. Правда столь чудовищно проста, что не нуждается в произнесении.

Люди вообще склонны полагать, что знают других людей. © Гиллиан Флинн «Исчезнувшая»


Парадокс заключается в том, что людям нравится именно полагать, а не бесконечно исследовать. Это простая истина, не механизированное сознание создано домысливать. Познание – не обязательная часть человеческих отношений, а вот воображение … да.

Очень трудно в наше время быть личностью, просто реальной, настоящей личностью. Каждый из нас собирает по штриху от разных образов, коим несть числа, — вместо того, чтобы оставаться самим собой. И среди общего притворства как можно говорить о родстве душ? Ведь у нас нет настоящих душ. © Гиллиан Флинн «Исчезнувшая»



Так что не так с нашим воображением? Мы перестали им пользоваться. Оно часто заимствовано, наполнено океаном уже готовых образов и рецептов. Нам проще следовать им, что допустить самостоятельное развитие сюжета. Мы добровольно изолируем себя в мире самых общих представлений. С легкостью обвиняем, охотнее видим худшее, лишь бы не замечать действительного зла. Для меня в картине апофеозом ужаса стал предфинальный кадр, когда улица оглушительно аплодирует перед домом жертв. Не помню, когда мне еще было так страшно.

Когда я думаю о своей жене, я всегда думаю о ее голове. Я представляю, как вскрываю ее очаровательный череп, достаю мозги и пытаюсь найти ответы. Ответы на основные вопросы любого брака: «О чем ты думаешь? Что ты чувствуешь? Что мы сделали друг с другом?» © «Gone Girl»


Подведем итоги. Два сильных, нестандартных человека объединились, чтобы просто немного развлечь нас. Молодая успешная писательница, увлекающаяся кино и криминальной хроникой и мрачный, насмешливый режиссер, давно убежденный в том, что безумие мира еще один его козырь. Два прекрасных актера решили им подыграть и разыграли перед нами семейную драму на фоне привычных человеческих страстей и убеждений. Отличный кастинг и волшебная музыка включились в общую игру, подпитывая наш ужас и раздражение с каждой минутой всё отъявленнее. Последний кадр исчезает с экраны, а ты еще долго моргаешь на молчаливо ползущие титры. Вы знаете, что раздражение – специфический процесс, который в определенном для него месте переступает границу между физической средой и физическим организмом? Следствием раздражения является возбуждение соответствующей группы чувствительных клеток, которые, достигая психофизического уровня, вызывают там психический образ. Этот образ чаще всего является восприятием, или, в исключительных случаях, ощущением, или комплексом ощущений. Понимаете, на что я намекаю?

Всем доброго дня!
Tags: *рецензия, актриса: rosamund pike, жанр: детектив, жанр: драма, жанр: триллер, жанр: экранизация
Subscribe
promo british_cinema ноябрь 30, 14:00 22
Buy for 10 000 tokens
Список сериалов и телефильмов на 2018 год, включающий сериалы британского телевидения и американские, главные роли в которых исполняют британские актеры. Как всегда, ссылка на пост висит в сайдбаре, в правом верхнем углу на главной странице сообщества ( как это выглядит) и время от времени…
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments