Наталья Попова (bamssi) wrote in british_cinema,
Наталья Попова
bamssi
british_cinema

Categories:

«Смерть приходит в Пемберли» (Death Comes to Pemberley), 2013

Особая прелесть викторианского детектива заключена в интересном противоречии: того, что детективный рассказ как особый жанр есть продукт девятнадцатого века, а во-вторых, что лишь малая часть детективной литературы, произведенной в этот период, прочитана и изучена. Потому современное обращение к нему – как дорогой винтаж, всегда привлекает внимание. Обращение от описания самого преступления к механизму правосудия и особенностям самого общества – то, что выделило жанр и одновременно то, что делает его навеки актуальным. Не только «кто виноват?», но и «почему?» и «что делать?». Да, разрешите мне говорить об экранизации романа Филлис Джеймс, не как о продолжении знаменитого романа Джейн Остин «Гордость и предубеждение», а именно как о детективе в антураже. Поясню чуть позже.


Начнем с начала. Филлис Дороти Джеймс (Phyllis Dorothy James, Baroness James of Holland Park), еще известная как Пи Ди Джеймс (P. D. James) — британская писательница, автор всемирно популярных детективов. Пожизненный пэр Палаты лордов с ненаследуемым титулом баронессы, офицер ордена Британской империи (1983). Джеймс начала писать в середине 1950-х. Суммарный тираж её книг — свыше 60 млн экземпляров (на 2013 год). Да, действие многих ее романов происходит в каком-нибудь закрытом месте: в частной больнице, адвокатской конторе, теологическом колледже, на острове и т. д. Чем хуже Пемберли?


Прежде, чем перейду к сюжету и описанию мини-сериала, очень кратко о моем отношении к «продолжениям» классических произведений. Жанр, рожденный на стыке естественных желаний читателя и серьезной аллюзии, сильно не нов. Сейчас он носит официальное название fanfiction, и мы привыкли скептически относиться к нему, считая производным, вторичным и непродуктивным. Однако, бессмертная пьеса «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» (Rosencrantz & Guildenstern Are Dead) Тома Стоппарда – вольное отступление от «Гамлета» Шекспира. Самостоятельное произведение не меняет сути и сюжета оригинального сюжета, вынесено за скобки происходящего, но позволяет соотнести. Впрочем, сам Шекспир ловко, и не стесняясь, переписывал уже существующие произведения, в том числе и «Гамлета». Так зачем это нужно? А зачем мы продолжаем разговор, осмысляем споры столетней давности, читаем хроники? Всё это часть процесса мышления, в рамках уже знакомого материала. Словно мы договорились о терминах и условиях, а вот тонкости – трактуем. Впрочем, в Европе подобная традиция не вызывает нареканий. Потому для меня главное в этой вещи – ее детективная составляющая.


Итак, прошло шесть лет после окончания событий романа «Гордость и предубеждение». Элизабет (Анна Максвелл Мартин) и Дарси (Мэттью Риз) счастливо живут в Пемберли, воспитывая сына. События начинаются перед ежегодным балом в Пемберли, в самый разгар праздничной суеты. Приезжают родители Элизабет (Ребекка Фронт и Джеймс Флит), друг и кузен семьи полковник Фицуильям (Том Уорд), мистер Генри Алвестон (Джеймс Нортон), поклонник Джорджианы Дарси (Элеонор Томлинсон). Радость Элизабет омрачена неприятной встречей в лесу с загадочной женщиной, которую в здешних местах принимают за призрак (какой викторианский детектив без мистики и призраков?). Но в разгар семейного ужина накануне бала в Пемберли врывается Лидия (Дженна Коулман) в шоковом состоянии. Она сбивчиво рассказывает, что Уикхем (Мэттью Гуд) убит в лесу рядом с поместьем. Дарси организовывает поиски. Вскоре находят умирающего капитана Денни (Том Кэнтон) и Уикхема, перепачканного кровью. Дарси вынужден обратиться к магистрату, чтобы его не обвинили в укрытии преступника. Уикхем отрицает свою вину. Начинается расследование.



Да, не совсем верно относить этот детектив к «викторианским». Это имя носят произведения английской литературы вполне определенного периода (1837—1901). Возможно, это пришло мне в голову еще и потому, что наравне с мужчинами активнейшее участие в литературной жизни викторианской Англии принимали женщины. Но опустим литературоведческие тонкости, и позволим себе выделить те характерные черты, которые так привлекают современного зрителя.


- сочетание семейной саги и социальной проблематики, двух самых главных рычагов нашего быта (плюс особенное отношение и место семьи в европейской культуре);

- живая, иногда несколько карикатурная обрисовка десятков персонажей, панорамный охват общества;

- остросюжетность, динамизм и тонко психологизированная драма на фоне расследования;


- сразу несколько не только сюжетных, но и разно и равно задачных линий (преступление и личный выбор героя, например);

- обязательное присутствие мистики, потусторонности, взаимосвязь событий через несколько поколений, а то и столетий;

- описание полупатриархального уклада и его конфликт с поднятыми демократическими проблемами;


- при всем ужасе происходящего и мрачных тонах, обязательная комическая составляющая;

- склонность к счастливым развязкам.

Разве этого мало?


Они обвиняли ее в саркастичности, и хотя у них были сомнения относительно истинного значения слова, но одно они знали твердо: такое качество нежелательно иметь женщине, ибо джентльменам оно особенно не нравится. © P. D. James


Добавим сюда красивые костюмы (ими занималась Марианн Эйджертофт, подарившая нам костюмы к таким проектам, как «Третья звезда», «Утопия», «Полдарк», «Западня»), традиционно первоклассную работу оператора Стива ЛосаШерлок», «Молокососы», «Ответный удар», «Трактат Миддот»), чудную музыку.


Фасады и окресности Чатсуорт-хауса в Дербишире использовались для создания внешнего вида Пемберли. Внутренние интерьеры снимали в самом Чатсуорте, а также в Касл-Ховард и Харвуд-хаусе в Йоркшире. Такие объекты Национального фонда объектов исторического интереса, как Хардкасл Крэгс (Hardcastle Crags), Аббатство Фаунтин с парком Стадли Ройал (Studley Royal Park) также использовались как натурные площадки в процессе съёмок. Для сцен в тюрьме была специально построена декорация.


Сюжету этой изящной истории на три серии мы обязаны лукавству сразу трех женщин: Джейн Остин, Ф.Д. Джеймс, Джульетт Таухиди. Снял ее Дэниэл Персивал, режиссер таких проектов, как «Ответный удар», «Под прицелом», мини-сериала «Государство в государстве». Но главное её достоинство – чудесный актерский состав.


Мы все по разному относимся к артистам, имеем свои предпочтения и заключения, потому навязывать свои не стану. Но Лидия Дженны КоулманДоктор Кто») оказалась невероятно хороша: комичная и драматичная одновременно, женщина – дитя, наделенная мужеством жарко желать себе счастья. Мои чувства к Анне Максвелл МартинДоктор Кто», «Холодный дом», «Ветер в ивах», «Джейн Остин», «Южный Райдинг», «Код убийства») и Мэттью ГудуМатч-пойнт», «Представь нас вместе», «Возвращение в Брайдсхед», «Одинокий мужчина», «Как выйти замуж за 3 дня», «Горящий человек», «Игра в имитацию», «Хорошая жена», «Порочные игры») неизменны. Они предсказуемо хороши всегда, и здесь тоже хороши. Вдумчивая и одновременно импульсивная Джейн, и неоднозначный, более цельный и яркий Уикхем.


Не нуждается в представлении и Мэттью РизЗапретная любовь», «Обманщики», «На страже смерти»). Его Дарси не менее величественен, неровен, добр и отлично вписывается в длинную череду обожаемого нами джентльменства. А кто же не рад Джеймсу НортонуВоспитание чувств», «Доктор Кто», «Гранчестер», «Уильям Тёрнер», «Викинги», «Белль», «Хороший денек для свадьбы») и Тому УордуХокинг», «Перо маркиза де Сада», «Планкетт и Маклейн», «Ярмарка тщеславия», «Гордость и предубеждение», «Доктор Кто», «Безмолвный свидетель»)? Такое количество красивых британцев способно не только украсить, но и утешить любой сюжет… лукаво прибавила я. Компанию отлично разбавляет красавица Элеонор Томлинсон Деревня», «Джек — покоритель великанов», «Белая королева», Алиса Каннингем в одной из серий «Пуаро»), подарившая своей Джорджиане не только изысканную нежность, но и убедительную стойкость. Перечислять можно долго, смотреть это приятно.


Доброго вам просмотра!
Tags: *рецензия, актер: james norton, актер: matthew goode, актер: matthew rhys, актриса: anna maxwell martin, актриса: jenna coleman, жанр: детектив, жанр: экранизация, раздел: сериал
Subscribe

  • С днем рождения, Том Хиддлстон

    Полагаю, мы все любим путешествовать. Там, в далеких (и не очень) странах можно увидеть и узнать столько интересных вещей из всех областей жизни. К…

  • Хелен Миррен на сцене и в жизни: редкие фото

    Хелен Миррен, которая носит титул Дамы, но вообще-то настоящая Королева, сегодня празднует юбилей. Поэтому у меня снова подборка редких фото — ранние…

  • The Game Is On

    Десять лет назад. 25 июля 2010 года ВВС покажет "Этюд в розовых тонах", и Шерлок Холмс вернется. В вечер показа дебютной серии…

promo british_cinema december 17, 2021 19:35 4
Buy for 10 000 tokens
Список сериалов и телефильмов на 2022 год, включающий проекты британского телевидения и американские, главные роли в которых исполняют британские актеры. Как всегда, ссылка на пост висит в сайдбаре, в правом верхнем углу на главной странице сообщества ( как это выглядит), время от времени…
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments

  • С днем рождения, Том Хиддлстон

    Полагаю, мы все любим путешествовать. Там, в далеких (и не очень) странах можно увидеть и узнать столько интересных вещей из всех областей жизни. К…

  • Хелен Миррен на сцене и в жизни: редкие фото

    Хелен Миррен, которая носит титул Дамы, но вообще-то настоящая Королева, сегодня празднует юбилей. Поэтому у меня снова подборка редких фото — ранние…

  • The Game Is On

    Десять лет назад. 25 июля 2010 года ВВС покажет "Этюд в розовых тонах", и Шерлок Холмс вернется. В вечер показа дебютной серии…