Начнем с начала. Филлис Дороти Джеймс (Phyllis Dorothy James, Baroness James of Holland Park), еще известная как Пи Ди Джеймс (P. D. James) — британская писательница, автор всемирно популярных детективов. Пожизненный пэр Палаты лордов с ненаследуемым титулом баронессы, офицер ордена Британской империи (1983). Джеймс начала писать в середине 1950-х. Суммарный тираж её книг — свыше 60 млн экземпляров (на 2013 год). Да, действие многих ее романов происходит в каком-нибудь закрытом месте: в частной больнице, адвокатской конторе, теологическом колледже, на острове и т. д. Чем хуже Пемберли?
Прежде, чем перейду к сюжету и описанию мини-сериала, очень кратко о моем отношении к «продолжениям» классических произведений. Жанр, рожденный на стыке естественных желаний читателя и серьезной аллюзии, сильно не нов. Сейчас он носит официальное название fanfiction, и мы привыкли скептически относиться к нему, считая производным, вторичным и непродуктивным. Однако, бессмертная пьеса «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» (Rosencrantz & Guildenstern Are Dead) Тома Стоппарда – вольное отступление от «Гамлета» Шекспира. Самостоятельное произведение не меняет сути и сюжета оригинального сюжета, вынесено за скобки происходящего, но позволяет соотнести. Впрочем, сам Шекспир ловко, и не стесняясь, переписывал уже существующие произведения, в том числе и «Гамлета». Так зачем это нужно? А зачем мы продолжаем разговор, осмысляем споры столетней давности, читаем хроники? Всё это часть процесса мышления, в рамках уже знакомого материала. Словно мы договорились о терминах и условиях, а вот тонкости – трактуем. Впрочем, в Европе подобная традиция не вызывает нареканий. Потому для меня главное в этой вещи – ее детективная составляющая.
Итак, прошло шесть лет после окончания событий романа «Гордость и предубеждение». Элизабет (Анна Максвелл Мартин) и Дарси (Мэттью Риз) счастливо живут в Пемберли, воспитывая сына. События начинаются перед ежегодным балом в Пемберли, в самый разгар праздничной суеты. Приезжают родители Элизабет (Ребекка Фронт и Джеймс Флит), друг и кузен семьи полковник Фицуильям (Том Уорд), мистер Генри Алвестон (Джеймс Нортон), поклонник Джорджианы Дарси (Элеонор Томлинсон). Радость Элизабет омрачена неприятной встречей в лесу с загадочной женщиной, которую в здешних местах принимают за призрак (какой викторианский детектив без мистики и призраков?). Но в разгар семейного ужина накануне бала в Пемберли врывается Лидия (Дженна Коулман) в шоковом состоянии. Она сбивчиво рассказывает, что Уикхем (Мэттью Гуд) убит в лесу рядом с поместьем. Дарси организовывает поиски. Вскоре находят умирающего капитана Денни (Том Кэнтон) и Уикхема, перепачканного кровью. Дарси вынужден обратиться к магистрату, чтобы его не обвинили в укрытии преступника. Уикхем отрицает свою вину. Начинается расследование.
Да, не совсем верно относить этот детектив к «викторианским». Это имя носят произведения английской литературы вполне определенного периода (1837—1901). Возможно, это пришло мне в голову еще и потому, что наравне с мужчинами активнейшее участие в литературной жизни викторианской Англии принимали женщины. Но опустим литературоведческие тонкости, и позволим себе выделить те характерные черты, которые так привлекают современного зрителя.
- сочетание семейной саги и социальной проблематики, двух самых главных рычагов нашего быта (плюс особенное отношение и место семьи в европейской культуре);
- живая, иногда несколько карикатурная обрисовка десятков персонажей, панорамный охват общества;
- остросюжетность, динамизм и тонко психологизированная драма на фоне расследования;
- сразу несколько не только сюжетных, но и разно и равно задачных линий (преступление и личный выбор героя, например);
- обязательное присутствие мистики, потусторонности, взаимосвязь событий через несколько поколений, а то и столетий;
- описание полупатриархального уклада и его конфликт с поднятыми демократическими проблемами;
- при всем ужасе происходящего и мрачных тонах, обязательная комическая составляющая;
- склонность к счастливым развязкам.
Разве этого мало?
Они обвиняли ее в саркастичности, и хотя у них были сомнения относительно истинного значения слова, но одно они знали твердо: такое качество нежелательно иметь женщине, ибо джентльменам оно особенно не нравится. © P. D. James
Добавим сюда красивые костюмы (ими занималась Марианн Эйджертофт, подарившая нам костюмы к таким проектам, как «Третья звезда», «Утопия», «Полдарк», «Западня»), традиционно первоклассную работу оператора Стива Лоса («Шерлок», «Молокососы», «Ответный удар», «Трактат Миддот»), чудную музыку.
Фасады и окресности Чатсуорт-хауса в Дербишире использовались для создания внешнего вида Пемберли. Внутренние интерьеры снимали в самом Чатсуорте, а также в Касл-Ховард и Харвуд-хаусе в Йоркшире. Такие объекты Национального фонда объектов исторического интереса, как Хардкасл Крэгс (Hardcastle Crags), Аббатство Фаунтин с парком Стадли Ройал (Studley Royal Park) также использовались как натурные площадки в процессе съёмок. Для сцен в тюрьме была специально построена декорация.
Сюжету этой изящной истории на три серии мы обязаны лукавству сразу трех женщин: Джейн Остин, Ф.Д. Джеймс, Джульетт Таухиди. Снял ее Дэниэл Персивал, режиссер таких проектов, как «Ответный удар», «Под прицелом», мини-сериала «Государство в государстве». Но главное её достоинство – чудесный актерский состав.
Мы все по разному относимся к артистам, имеем свои предпочтения и заключения, потому навязывать свои не стану. Но Лидия Дженны Коулман («Доктор Кто») оказалась невероятно хороша: комичная и драматичная одновременно, женщина – дитя, наделенная мужеством жарко желать себе счастья. Мои чувства к Анне Максвелл Мартин («Доктор Кто», «Холодный дом», «Ветер в ивах», «Джейн Остин», «Южный Райдинг», «Код убийства») и Мэттью Гуду («Матч-пойнт», «Представь нас вместе», «Возвращение в Брайдсхед», «Одинокий мужчина», «Как выйти замуж за 3 дня», «Горящий человек», «Игра в имитацию», «Хорошая жена», «Порочные игры») неизменны. Они предсказуемо хороши всегда, и здесь тоже хороши. Вдумчивая и одновременно импульсивная Джейн, и неоднозначный, более цельный и яркий Уикхем.
Не нуждается в представлении и Мэттью Риз («Запретная любовь», «Обманщики», «На страже смерти»). Его Дарси не менее величественен, неровен, добр и отлично вписывается в длинную череду обожаемого нами джентльменства. А кто же не рад Джеймсу Нортону («Воспитание чувств», «Доктор Кто», «Гранчестер», «Уильям Тёрнер», «Викинги», «Белль», «Хороший денек для свадьбы») и Тому Уорду («Хокинг», «Перо маркиза де Сада», «Планкетт и Маклейн», «Ярмарка тщеславия», «Гордость и предубеждение», «Доктор Кто», «Безмолвный свидетель»)? Такое количество красивых британцев способно не только украсить, но и утешить любой сюжет… лукаво прибавила я. Компанию отлично разбавляет красавица Элеонор Томлинсон («Деревня», «Джек — покоритель великанов», «Белая королева», Алиса Каннингем в одной из серий «Пуаро»), подарившая своей Джорджиане не только изысканную нежность, но и убедительную стойкость. Перечислять можно долго, смотреть это приятно.
Доброго вам просмотра!
Community Info