Дракон, этик и эстет (silbern_drachen) wrote in british_cinema,
Дракон, этик и эстет
silbern_drachen
british_cinema

Волчий зал

Кажется, мы в сообществе ещё не обсуждали эту прекрасную вещь, так что я рискну высказать мои однозначные рекомендации тем, кто ещё не:

- прочитать исторические романы Хилари Мантел "Волчий зал" и "Внесите тела", о Томасе Кромвеле, политике эпохи Генриха VIII
- и посмотреть вышедший в этом году сериал BBC2 "Волчий зал". (Режиссёр Питер Козмински, сценарист Питер Строхан, оператор Гэвин Финни)


Причём я очень рекомендую именно так, сначала прочитать, а потом посмотреть и насладиться тем, как сделан перенос текста на экран. Даже если вы не любите экранизации. Нет, особенно если вы не любите экранизации и не понимаете, зачем они вообще нужны. Потому что тут работа блистательная.

Начну с очевидного - очень красиво снято. Причём многие сцены снимали, благодаря возможностям современной техники, при свечах. Говорят, в сети были жалобы, что слишком темно - меня это очень удивляет, потому что, по-моему, результат прекрасен.




Романы Мантел могут показаться поначалу не самым простым чтением, но на самом деле в них нужно только немного вчитаться. В них есть свой, текучий и ведущий за собой ритм, просто привыкните, что внимание автора зафиксировано в первую очередь на её центральном герое, Томасе Кромвеле - который в свою очередь очень внимателен ко всему, что происходит вокруг - и если в тексте появляется внезапное местоимение "он", то в 9 случаях из 10 это он, Кромвель.
Книги на момент абсолютно лучшие из прочитанных мной этак за последние полгода.

В сценарий для сериала они превращены очень бережно и аккуратно. Изменения, конечно, тоже есть. В шесть серий уложились оба романа, поэтому не обошлось без сокращений, какие-то персонажи получили меньше внимания (посол Шапюи, например), где-то сместились акценты. Скажем, сколько ни пиши титры с "прошло 3 года", события соседних сцен в восприятии всё равно сдвигаются ближе. Поэтому если в книге я как читатель вполне верю, что не получившая ходу симпатия Кромвеля к Джейн Сеймур успела уже наполовину стереться из его памяти, то в сериале есть несколько сцен с мягко проведённой линией отказа Кромвеля от любых притязаний, когда он понимает, что Джейн привлекла королевское внимание.

Мягко, тонко, без нажима, точными штрихами - так вообще работает весь сериал, весь актёрский состав, и особенно Марк Райленс в главной роли. Он играет очень сдержанно, и именно поэтому каждый взгляд, каждое движение мускулов на лице становятся значимыми, и с помощью скупых средств Райленс воссоздаёт на экране непростой и притягательный образ из романов Мантел - человека умного, эрудированного, решительного и неожиданно мягкого, гибко приспосабливающегося к обстоятельствам и преданного, способного исполнить для короля любое желание и слушающего свою совесть, способного быть жестоким и милосердным.



Дэмиан Льюис в роли Генриха VIII для меня вышел даже живее книжного. Он здесь очень человек, во многом в ловушке своего положения, со своими человеческими слабостями и хорошими сторонами.



Клэр Фой очень хороша в роли властной, готовой на все для достижения своих целей, вспыльчивой и резкой, умной, но управляемой эмоциями Анны Болейн




и без лишних слов отлично играет противопоставление ей тихой, мягкой. но тоже далеко не глупой Джейн Сеймур в исполнении Кейт Филлипс.




Совершено отдельного разговора заслуживает Томас Мор, сыгранный Энтоном Лессером. Мантел поставила под вопрос традиционное изображение Мора белой, а Кромвеля чёрной краской. И в романе, и в сериале наши симпатии оказываются на стороне Кромвеля, на деле более гуманного, чем прославленный гуманист.



Но два блестящих шекспировских актёра подчеркнули то, что было заложено в тексте. История вражды этих двоих - это история несостоявшейся дружбы. Два неординарных, умных человека не могут не ценить и не уважать друг друга. Религия и политика ставят их по разные стороны баррикад, но многие диалоги этих непримиримых противников проникнуты удивительным ощущением приязни. До самого конца. И от этого реально замирает сердце.

Единственное, чего мне в сериале не хватило по сравнению с книгами, это ощущения дома полной чашей у Кромвеля. В тексте всё вот это "мой дом - моя крепость", ощущение дома, его запахи, его звуки присутствуют довольно постоянно, но весь сюжет завязан на события при дворе, поэтому дома в сериале мало, только сюжетно значимое - жена, дочери (старшую играет Эмилия Джонс, которую я была очень рада снова видеть после "What We Did On Our Holiday"), воспитанники - причём Рейф, в отличие от книги, даже не женится. Играет молодого секретаря Томас Броди Сангстер, и этот юноша не имеет самостоятельной линии в фильме, просто постоянно присутствует в кадре - и совершенно не теряется на фоне матёрых актёров (да, это ещё одна такая радость для человека, помнящего его по "Love actually" и серии "Доктора" - не обманул надежд и вырос в отличного актёра).

В общм, я очень жду теперь третий роман. И, надеюсь, второй сезон.
Tags: *рецензия, актер: damian lewis, актер: mark rylance, актриса: claire foy, жанр: исторический, жанр: экранизация, раздел: книга, раздел: сериал
Subscribe
promo british_cinema november 30, 2017 14:00 22
Buy for 10 000 tokens
Список сериалов и телефильмов на 2018 год, включающий сериалы британского телевидения и американские, главные роли в которых исполняют британские актеры. Как всегда, ссылка на пост висит в сайдбаре, в правом верхнем углу на главной странице сообщества ( как это выглядит) и время от времени…
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments