
Позвольте мне тоже не сравнивать. Не только потому, что сравнение тут (на мой вкус) не в пользу «Туннеля», но и потому что (на мой взгляд) оно всегда бессмысленно. Я выбираю в кино по трем критериям: жанр, тема или актеры. Детектив – верный своей вечной победе добра над злым, меня отлично отвлекает и утешает, а прекрасные актеры здорово разбавляют своей игрой обычные мои неурядицы. Итого, «Туннель» в отличии от остро-социального скандинавского собрата, скорее умное шоу, призванное удивить и развлечь.
Начнем с сюжета
Когда в туннеле на границе между Францией и Великобританией обнаружен труп француженки, известной политической деятельницы, на место преступления прибывают детективы из обеих стран — французский инспектор Элиз Вассерман и англичанин Карл Робак. Не успевают британцы порадоваться, что дело явно «отходит» французской полиции, как тело разламывается. Причем нижняя его часть явно принадлежит другому человеку, британской проститутке. Теперь нашим детективам предстоит работать в паре, но вот вопрос – над чем таким? Кто или что преследует героев и жителей двух государств?
Англо-французская адаптация «Моста» была заявлена как совместный проект британского канала Sky и французского Canal+ в январе 2013 года. Бен Ричардс, руководитель сценарной группы нового фильма, работал с создателями оригинального сериала. Подобный двух-язычный диалог стал особенным даже среди частых совместных проектов телевидения двух стран. Это стало первым подобным опытом и собрало прекрасные рейтинги, как во Франции, так и в Британии. Бюджет составил 15 миллионов фунтов стерлингов, а съемки фильма проходили в период с февраля по август 2013 года.
Отклики критиков тоже были в основном положительные. Кто-то мягко поругивал за сходство с оригиналом, кто-то за принципиальные отличия. Все выделили работу двух главных героев: чудного Стивена Диллэйна («Игра престолов», «Мисс Марпл Агаты Кристи», «Инспектор Клот», «Под прицелом») и француженку Клеманс Поэзи, давно «свою» на британском телевидении («Гарри Поттер», «Птичья песня», «Пустая корона», «Последняя любовь мистера Моргана»). Клеманс тут очень интересна, а Стивен прекрасен, и ничем фактически не схож с персонажем из оригинала.
В целом, тема сотрудничества – соперничества стан, организаций и людей – неисчерпаемая золотая жила. Говорят, есть американо-мексиканская версия. Что-то мне подсказывает, что русско-украинская сейчас была бы … болезненной. Потому не удивляюсь выбору национального телевидения этой темы для ремейка. В родных странах (уже писала) проект стал успешен, и одно время ходили слухи о продолжении. Мы вольны выбирать смотреть только оригинал, или вслушиваться в его многочисленные вариации. В пользу этой назову имена режиссеров, работавших над проектом: Томас Винсент (француз, нам знакомый по эпизодам «Борджиа»), Хетти Макдональд («Фортитьюд», «Валландер», «Каратель»), Юдайан Прасад (индус британского происхождения, «Чисто английское убийство», «Братья в беде», «Безмолвный свидетель»), любимый Филип Мартин («Хокинг», «Эйнштейн и Эддингтон», «Птичья песня», «Пуаро», «Валландер»), Доминик Молль (немец много снимавший, как для независимого международного кино: «Лемминг», «Монах», «Гарри – друг, который желает Вам добра», дважды лауреат Канн).
Радует и актерский состав, причем, в том числе и юными именами. Вот вам прекрасная Гвен, простите Энджел Колби, совсем юный Джек Лауден (за которым теперь стоит роль в «Волчьем зале», а также в «71», а впереди роль Николая Ростова в «Войне и мире»). Многолюбимый Джеймс Фрейн («Тюдоры», «Настоящий детектив», «Обмани меня», «Анатомия страсти», «Блудливая Калифорния», «Гримм», «Сонная Лощина», «Белая королева» и т.д.). Всегда долгожданный Джозеф Моул («Птичья песня», «Доводы рассудка», «Игра престолов», «Пуаро», «Мерлин», «Улица потрошителя»), об этом человеке следует писать отдельно. Трудно представить, что для него вообще существуют какие-то пределы, ведь его игра каждый раз за пределами любых привычных представлений. Смотревшим просто напомню его дуэт Люком Тредэвэй в телевизионном «Clapham Junction» 2007 года.
А еще есть Том Бейтман («Демоны Да Винчи», «Помнить всё»), прекрасный француз Тибо де Монталембер («Живые и мертвые» 2010 года), чудная француженка Жанна Балибар («Женщина-невидимка», «Клара собирается умереть»), всегда узнаваемая Анастасия Хилл («Дживс и Вустер», «Пуаро», «Код убийства»), Найджел Линдсэй, любимая (не то слово) Кили Хоуз («Случайная вакансия», «Послы», «Шекспир на новый лад», «Прах к праху», «Жены и дочери», «Вверх и вниз по лестнице», «Доктор Кто», «Леди исчезает»). Очень интересный Эд Скрейн («Игра престолов», «Викинги», «Летучий отряд Скотланд-Ярда»).
Теперь технические детали. В сезоне 10 эпизодов. Они есть в сети в озвучке и с субтитрами. Не спрашивайте меня, пожалуйста, где. Уверяю, этот сериал найти не сложно. Из бонусов, над эпизодами работали сценаристы Крис Лэнг («Сын», «Виртуозы», «Портал юрского периода», «Робин Гуд») и очень лукавая Эмма Фрост («Белая королева», «Бесстыдники», «Трактир «Ямайка»). Музыку к сериалу писал композитор Эдриан Джонстон («Джейн Остин», «Козёл отпущения», «С тобой и без тебя», «Пустая корона», «Клондайк», «Дзен», «Бархатные ножки», «Танцы на грани», «Муж женщины – политика», «7.39», «Белая жара», «Возвращение в Брайдсхед»).
Теперь немного бонусных сравнений. У сериала другой ритм и темп, совсем другая динамика. Да, нет завораживающего погружения в тему, как у шведов, но есть поразительное скольжение. Музыка здесь играет несколько иную роль, зато чудны детали, безумно интересные детали франко-британского быта, которые нам, фанатам британского телевидения, не могут быть не интересны. Интересно и отклонение от темы, её немного иной акцент. Словом, в сериале найдется достаточно достоинств, чтобы не отвлекаться на мысль «Зачем они всё время снимают ремейки?». Национальное телевидение разных стан всего лишь заимствует важную для всех тему, позволяя нам проводить немудреный интернациональный анализ.
Доброго просмотра тем, кто разделяет эту мою слабость.
Community Info