Наталья Попова (bamssi) wrote in british_cinema,
Наталья Попова
bamssi
british_cinema

Categories:

«Боевой конь» (War Horse), постановка Королевского Национального театра

Лошади - прекрасные создания, мы им не чета. (с) Майкл Морпурго

Простите, что меня так много сегодня. Но я только что принесла это в себе. Изумительно. Волшебно. Невероятно. Восхитительно. Сказочно. Пронзительно. Мне трудно подобрать слова к этой воистину бесхитростной истории и виртуозной подаче её на театральной сцене. Этот спектакль просто физически необходимо посмотреть каждому, потому что для каждого в нем есть свой секрет, своё флёр, своя магия и невероятное обаяние мастерства. Очень редко случается так, когда труд множества людей (художников, мастеров, звуковиков, операторов света, кукловодов, музыкантов, сценариста, режиссеров и актеров) так ювелирно точен, так слажен, так притягателен. Для этой истории о любви и примирении, о доброте и человеческом единстве потребовалось воистину кружево выдумки, фантазии, смелости и вовлеченности. Мне кажется, к ней невозможно остаться равнодушным.



Майкл Морпурго

Нельзя жить так, будто у нас нет будущего. (с)


Эту историю придумал вот этот удивительный человек, автор ста книг, глава пятнадцати благотворительных детских организаций и фестивалей. Он тихо живет себе на ферме в Девоне и только совсем недавно стал превращаться из просто хорошего детского писателя в одного из главных авторов английской детской литературы. Поразительно, что роман, изданный в 1982 году и не получил даже той единственной премии Whitbread, на которую был случайно номинирован. Всё изменилось в 2007 году, с постановкой спектакля.

Я прочла его роман пару лет назад, когда ждала фильма Спилберга. Теперь, когда я (задним числом, если следовать логике событий) увидела спектакль, то вынуждена признать: он ярче, сильнее, богаче фильма. Фильма, у которого был именитый режиссер, великолепная плеяда актеров, бюджет и живые лошадки. Спектакль, который рискнул вывести на сцену марионеток различной величины, чутче и точнее передает настоящий гуманизм романа. Не просто романа о дружбе мальчика и коня, не просто истории о том, как мальчик и конь пережили страшную войну, а великую сагу о том, что война, любая война недопустима.

Куклы

Я отыщу тебя, малыш, – прошептал он. – Где бы ты ни был, я отыщу тебя, Джоуи.(с)


Они поразительны. Думаю, не открою большого секрета, если скажу, что лошади в постановке – марионетки. Искусно, великолепно, невероятно выполненные. Они не просто кажутся живыми, они живые на самом деле. Потому что виртуозные каркасы дополняют люди – кукловоды, составляющие вместе с механизмом – единое целое.


В спектакле заняты не только «лошади», но и птицы: вороны, фантастический гусь, безымянные птахи в небе. Всё это не просто детали – полноценные участники постановки. Одно из ее невероятных достоинств то, что в ней нет ничего случайного, излишнего, надуманного. Всё, что, так или иначе, появляется на ее полотне: выстреливает, хлопает крыльями, взрывается, кусается или поет. Но всё это мельчайшие кусочки общей мозаики. Шаг за шагом, очень выверено и неразрывно. Отдельный, нижайший поклон постановщикам сцены. Титанический труд – такая хореография деталей.


Неслучайно, кукле и актеру, составляющим единого гуся, публика устроила отдельную овацию. Только чтобы увидеть, как взаимодействуют кукловоды и марионетки, как они выполнены, как двигаются по сцене, как оживляют историю – стоит бросить всё и посетить спектакль.



Сцена

Кроме людей и кукол в постановке есть еще немаловажные детали. Для воссоздания очень разной обстановки (выпаса, пастбища, деревни, города, сцен сражений, массовых сражений) постановщики задействовали свет, звук и проекции. Сказать насколько это восхищает невозможно, для этого просто нет слов ни в русском, ни в оригинальном языке постановки. Потому что потребовалось воистину мастерство.

Роль экрана, который несет двойную нагрузку (проецирует месторасположение места действия и передает само действие, например, бой) играет «вырванная из альбома полоска бумаги». История, которая начинается с рисунка, на котором офицер попытался запечатлеть бегущего Джоуи, происходит под этим самым рисунком.

Перемену обстановки (от мирной деревни к сценам боев) передает освещение, выверенное до полутонов. Честно говоря, не уверена, что когда-либо видела что-то подобное на сцене своими глазами.

Дополнительную свободу дает вмонтированный в пол сцены диск. Такой у нас видела только в МХаТе. Лишний раз позавидовала оснащенности британских театров.

Дополняет всё это – звук. Не только невероятная музыка, живое её исполнение, хоровые партии, но и звуковые эффекты. Фырканье лошадей, едва приметное увеличение громкости, свето-звуковые решения. Повторюсь, но спектакль стоит увидеть, чтобы понять, на что способен современный театр.

Но музыку: волшебную, прожигающую, отжавшую из меня все накопленные слезы, я не могу не упомянуть отдельно. Она, как эта история, бесхитростна и невероятна.







Партитура игры

Как не велико моё восхищение техническим оснащением спектакля, театр – это в первую очередь люди. Чувствую себя глупо, но другого слова уже не подберу, поразительно, поразительно, но именно люди наравне с куклами, воссоздают мир романа, живой и неживой. Так изгородь в этом спектакле – играют. Играют актеры. И мне трудно представить, что её можно было исполнить по-другому. Ведь это тоже сыграло свою роль.

Историю, в романе рассказанную лошадью, перераспределили между актерами. Получилась единая история из десятка разных историй. Люди, сталкиваясь, споря или взаимодействуя, своими диалогами и монологами, двигают сюжет. Каждый из них достоин отдельного упоминания, потому что я не увидела ни одной «второй» роли. Только главные.

Здесь я с удовольствием перечислю имена тез, кто подарил нам это волшебство. Сценарий Ника Стаффорда. Режиссеры Мэриэнн Эллиотт и Том Моррис. Художник Рэй Смит. Хореограф Тоби Сэджвик. Композитор Эдриан Саттон. Спектакль (как я понимаю) выдержал несколько составов, в киноверсии роли сыграли: Шон Дэниел Янг, Алекс Эйвери, Джози Уолкер, Иэн Шоу, Том Ходжкинс, Джейми Кена, Эндрю Лондон, Гарет Алед и др.



Главное

Мы с тобой сегодня всем показали, что люди могут решить любую проблему, если они друг другу доверяют. (с)

Люди стали так нетерпимы, так нетерпеливы, так недобры друг к другу. Чем дальше от нас давняя, страшная война, тем смелее надежды, что её и не было. Мы перестали бояться. Так всегда бывает: мир, став привычным, теряет свою ценность. Но единственное, что истинно ценно в нем – очень мирно.

Возможно потому, эта почти прозрачная, призрачная, волшебная и немного сказочная история о дружбе и смелости, так важна. Невероятно важна, ведь она о том, что нельзя забывать.

Все мы не просто жители разных государств и обители собственных жилищ, но земляне, равные друг другу люди - человеки, обязанные сохранить то, что давно было нам. Сохранить и приумножить.

Тогда, покидая этот мир, мы сможем честно закрыть глаза, зная, что еще сотни и тысячи лет солнце будет всходить над полями и реками. Будут расти дети. Будут звучать песни. Будут рождаться прекрасные вещи, книги и постановки.

Расписание спектакля в Москве. Сходите! Сопричастность изумительная. Если говорить прямо: я выплакала все глаза. Почему? Потому что главная идея всего этого так проста:

И пока есть хоть малейшая надежда, нужно делать все возможное. (с) Майкл Морпурго
Tags: *рецензия, раздел: спектакль
Subscribe
promo british_cinema декабрь 10, 13:57 16
Buy for 10 000 tokens
Список сериалов и телефильмов на 2020 год, включающий проекты британского телевидения и американские, главные роли в которых исполняют британские актеры. Как всегда, ссылка на пост висит в сайдбаре, в правом верхнем углу на главной странице сообщества ( как это выглядит), время от времени…
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 46 comments