Наталья Попова (bamssi) wrote in british_cinema,
Наталья Попова
bamssi
british_cinema

«Правдивая история» (True Story), 2015

В феврале 2012 года стало известно, что дважды номинант на «Оскар» Джона Хилл и Брэд Питт, поработав вместе в фильме Беннета Миллера «Человек, который изменил все» (картина, которая принесла Хиллу первую из номинаций), решили продолжить сотрудничество. Их новым проектом должна была стать и стала картина «Правдивая история» (True Story), не смейтесь, основанная на реальных событиях. Когда к проекту присоединился звездный Джеймс Франко, объявили, что постановкой новой ленты займется британец Руперт Гулд, блестящий театральный режиссер, известный в мире по телевизионным фильмам «Макбет» (2010), «Ричард II» (часть «Пустой короны»). Позднее к фильму присоединилась еще одна звездная британка, номинант на «Оскар» прошлого года, Фелисити Джонс (Felicity Jones). Они то и станут поводом для обзора этого американского проекта здесь. На всякий случай, на этот раз Брэд Питт выступает только продюсером «True Story».


Сразу предупреждаю: перед нами тяжелая, путанная драма с открытым финалом. Премьера её состоялась на Sundance Film Festival в этом году, к нам фильм привез AMFEST фестиваль, и прежде чем посмотреть его – решите для себя, готовы ли вы исследовать отношения, которые развиваются между незадачливым журналистом (Джона Хилл) и маньяком (Джеймс Франко), убившим собственную семью. Сложно сказать, что будет спойлером в этой невероятной картине, но на всякий случай буду убирать под каты документальные справки.



«Правдивая история» является вольной экранизацией мемуаров реального журналиста Майкла Финкеля, подававшего большие надежды, но прославившего именно тем, что его именем назвался убийца Кристиан Лонго. Ошарашенный таким поворотом дела Финкель обращается за ответом (почему я?) к Лонго и получает предложение эксклюзивного материала, в обмен на … уроки письма. Таков зачин этого дела. Но у фильма он несколько иной. Здесь главный герой – сам Финкель, приукрасивший одну из своих историй. Неловкий подлог раскрыли, и Майкла выкинули с работы, фактически выдворили из профессии, заставив забиться в родной дом в Монтане, как в нору. Из нее то Майкла и выманил Лонго. Фильм, как и полицейские штата, попытается разобраться, кто кого нашел в этой истории.


[Кристиан Лонго]А в жизни в марте 2003 года, суд штата Орегон признал виновным в убийстве первой степени 29-летнего Кристиана Лонго. Подноготная дела была такова: до определенного момента Лонго ничем не выделялся. У него было свое небольшое дело и большая семья. Пока не случился кризис. Бизнес (крайне мирный - Лонго предоставлял услуги по уборке строек) рухнул. Семья потеряла дом, сбережения и даже машины. Какое-то время была вынуждена переезжать с места на место. До этого хороший, практически образцовый муж и отец Кристиан однажды утром задушил голыми руками свою жену Мэри-Джейн и двухлетнюю дочь, а также старших детей – трехлетнюю дочь и четырехлетнего сына. Трупы всей семьи он под Рождество упаковал в пакеты и утопил в водохранилище, расположенном за кондоминиумом, где жила семья. Потом он будет часто менять показания, путать следствие многочисленными деталями, сознаваться частично и тут же отрицать всё в слезах. Его признают вменяемым, а свои мотивы он объяснит тем, что ужасно устал от прежней жизни. Захотел начать новую, более «дикую» (в переводе с американского сленга wilder life означает скорее рекламный образ жизни: девчонки, путешествия, мотоциклы, текила и коррида). Этим он объяснит свой, к слову не стремительный, а крайне продуманный побег. Кристиан отработал несколько дней, и незадолго до обнаружения первого тела, оставил опостылевший семейный мини-грузовичок, угнал чужой «додж», прихватил чужую кредитную карточку и перебрался через границу в Мексику, где неспешно зажил с некой немецкой гражданкой. ФБР даже объявило в список самых разыскиваемых преступников, в котором он пробыл пару дней, пока его не задержали в небольшом мексиканском отеле … где он записался под фамилией Майкл Финкель.


Интересно, что True Story – распространенный интернет – мем. Черно-белый рисунок, состоящий из человека с бокалом вина и надписи True Story. Изначально его использовали, как заключительную сцену, показывающую, что комикс основан на реальных событиях. Позднее он перекочевал в блоги и комментарии, заменив очень русское «Зуб даю» или «Мамой клянусь». Чтобы не вставать дважды, скажу сразу, что фраза и персонаж появились благодаря американскому комедийному сериалу «Как я встретил вашу маму». Прототипом персонажа является один из главных героев сериала - Барни Стинсон, которого нам подарил Нил Патрик Харрис. Напрямую, это не имеет никого отношения к фильму, но вы, как и я, вспомните о нем, когда перед ваши глазами поползут финальные титры. В этом и зарыта крайне ехидная ирония картины: это история вовсе не о самой истории, имевшей место быть, а об истории, которая из нее вышла. Запутано? Именно так ты чувствуешь себя большую часть картины.


Сценарием картины занимались сам Руперт Гулд и Дэйв Кайганич (американец до этого занимавшийся в основном хоррором). Здесь хоррором не пахнет, так всё чисто, чинно и педантично. Но снимает историю японец Масанобу Такаянаги (Masanobu Takayanagi), оператор фильмов «Война», «Схватка» и премьерная «Черная месса». Доверь британцу и японцу поведать странную историю, и они наводнят её очень поэтичными деталями, бьющими не в лоб, но пробирающимися сразу под кожу. Пока ты ломаешь голову, виновен Лонго или нет, он неторопливо переодевается в камере суда штата в приличествующий заседанию костюм. Кристиан Франко расслаблен, открыт, степенен. Но за его спиной ты видишь аккуратно свернутую робу и тапочки, подставленные ровно к середине сложенной одежды. Довершает созданное напряжение прекрасная музыка еще одного дважды номинанта на «Оскар» Марко Белтрами (Marco Beltrami) – «Поезд на Юму», «Повелитель Бури», «Седьмой сын», «Человек ноября», «Женщина в черном», мрачный «Общак» с Томом Фордом. Всё в целом - создано в лучших традициях эстетики независимого американского кино. Происходящее кажется одновременно действительным и отстраненным. Словно ты случайно подслушал реальный и абсолютно абсурдный разговор. Пытаясь разобраться в нем, ты доверчиво проникаешься фильмом, чтобы в конце концов остаться с наедине с чем-то своим.


Пользуясь случаем, упомяну еще раз прекрасного Руперта Гулда. Тем, кто как ваш автор очарован его «Ричардом II», представлять режиссера не нужно. Но всегда приятно напомнить, что родился Гулд 18 февраля 1972 года. В первую очередь, он – театральный режиссер. Сейчас художественный руководитель Almeida Theatre. Руперт окончил Тринити – колледж в 1994 году и продолжил обучение (выиграв грант) в Нью-Йорском университете. Работать начинал в театре, поднявшись от стажера до художественного руководителя. Разные источники с гордостью сообщают, что кроме постановок спектаклей и руководства разными театрами за ним числится соавторство неких приспособлений для сцены. Это меня особенно умиляет в британских биографиях. Жаль, у нас это ценят реже. Но я отвлеклась, в 2008 году режиссер получил своего «Оливье» и задумался о своей жизни, решив что это заслуженная кульминация карьеры: «Я вернулся домой опустошенный, сжимая сжимая трофей за лучшую режиссуру, подавленный тем, что достиг своего пика». Это и подарило нам своеобразного телевизионного «Макбета», в котором Гулд в своё удовольствие поэкспериментировал … с советской атрибутикой. Нельзя сказать, что он забросил театр, о нет! Уже в 2009 году его следующая работа была номинирована уже на три премии «Оливье». С 2010 года Гулд некоторое время был заместителем директора в Королевской Шекспировской компании, ставил оперы, снял эпизод «Пустой короны», и вот добрался до большого кино.



Не обойдем вниманием и Фелисити Джонс (Felicity Jones). Номинантка на премии «Оскар», «BAFTA» и «Золотой глобус» за роль Джейн Хокинг в фильме «Теория всего» выросла в в Боурнвилле, Бирмингем. На самом деле, она далеко не новичок в кино, появившись в нем впервые в возрасте 12 лет. Официально её первой ролью считается— роль школьной задиры Этель Хэлоу в первом сезоне телевизионного сериала «Самая плохая ведьма» (1998), но на деле были еще работы в театре, на радио. Эта девочка очень рано поняла, чего хочет на самом деле. Задолго до триумфального шествия по миру она засветилась в таких проектах, как «Нортенгерское аббатство», «Воспоминания неудачника», «Доктор Кто» (в эпизоде «Единорог и Оса», «Возвращение в Брайдсхед», «Дневник Анны Франк», «Шерри», «Буря» (с Хелен Миррен, где Фелисити играет Миранду), в американских проектах «Как выйти замуж за миллиардера», «Без истерики!», «Новый Человек-паук. Высокое напряжение». Она еще в 2011 году выиграла награду фестиваля Сандэнс за неоднозначную роль в странной картине «Как сумасшедший» (Like Crazy), драме Дрейка Доремуса. Фильм снят на цифровой фотоаппарат Canon EOS 7D, большая часть его сюжета является полной импровизацией. Режиссер впоследствии с удовольствием вспоминал, что в большинстве диалогов Фелисити Джонс и Антону Ельчину приходилось придумывать их на ходу.



Еще есть театр, телевидение по обе стороны океана, и на лицо редкая преданность своей профессии или призванию, если хотите. В «Правдивой истории» ей досталась более чем загадочная роль. Большую часть  появления на экране Джонс я гадала, зачем «оскароностной» номинантке вторая по всем признакам роль - просто жены главного героя? Пока Джил не выбралась на «сцену» в полной мере, достойно составив конкуренцию великому хамелеону Франко. Их совместная сцена одна из самых ярких в фильме.



По традиции, мы не обсуждаем даже очень любимых и звездных американцев. Франко привел меня в этот фильм, в его дуэте с Хиллом заключена сама суть картины. Совместные сцены и составляют то самое напряжение, которым фильм по праву гордится. Фильм, в котором убийства и его подробности остались за кадром. Фильм, который плетет такую тонкую сеть, что сложно сказать, где начинается одно и разворачивается другое. У меня сложилось впечатление очень шахматной партии. Где за гамбитом последовал контргамбит.



Что же до сути фильма… мне вспомнилась одна бессвязная история. Думаю, она станет яснее, когда вы посмотрите картину. В каком-то лохматом году советского дефицита я умудрилась разбить припасенную к Новому году бутылку шампанского. Ну же, кто забудет эту общепринятую традицию: урванную по случаю бутылку бережно водружали на нижнюю полку дверцы «Зила» или что там еще было в нашем прошлом. Почему это важно? Потому, что если тебе восемь, то открыть тот холодильник можно было только основательным рывком. Рванув на себя заветную дверь, Наташа и уронила злополучную бутылку. Пропажу обнаружили сразу, буквально на пороге кухне, где мой любящий отец быстро прилип тапочками к полу. Я плохо помню всю шумиху, но по семейной легенде осколки догадалась вынести сразу в контейнер, а вот то, что сладкий напиток не стоит размазывать тряпкой… не осилила. Всё бы ничего, но на все расспросы рыдала как подрезанная – «Выпила и всё!». Сначала смеялись: «Ну и как тебе?!». Потом растерялись, убеждая: «Милая, смотри, ты сама липнешь к полу!». «Выпила! – рыдала я, - Вы – пи- ла!». Кто бы мне сейчас объяснил, в чем был смысл этого отчаяния? Почему я никак не могла признать очевидного факта? Правда лежала или липла на самом виду, но я зачем-то снова и снова повторяла чудовищную ерунду.


К слову, меня никто не наказал тогда, не за что было. А вот Кристиан Лонго, спустя 8 лет, всё же был приговорен к смертной казни. Как досмотрите картину, вспомните бонус, который я поставлю внизу под катом. Просто бонус, не имеющий (опять-таки) отношения к фильму, но много добавляющий к нему.

[позже]Кристиан Лонго, уже приговоренный к смертной казни за убийство своей жены и троих детей, в письме, опубликованном New York Times 6 марта, заявил, что выбросить его органы после казни было бы расточительством. Что он хочет стать для кого-то полезным. «Восемь жизней, - подчеркивал он, - Восемь жизней, говорят специалисты, можно было бы спасти за счет моих органов. 75 стоящим в листе ожидания можно было бы смягчить их страдания при помощи пересадки его кожи, костей, соединительной ткани, желез и тканей». Тут следует помнить, что в США донорство на коммерческой основе противозаконно и воспринимает обществом как нечто аморальное. Руководство тюрьмы в Орегоне, где Лонго 8 лет дожидался приговора в камере смертников, ответило отказом на его последнюю просьбу. «В интересах общественности и самого осужденного следует отклонить его прошение» - говорилось официальном документе. Для подобного отказа есть все причины. В 1990-х о них писали американские специалисты, занимавшиеся вопросами этики, политики и юристы. Тогда в нескольких штатах обсуждалась программа под названием Life for life и соответствующий свод законов: смертные приговоры тех, кто соглашался стать добровольным донором органов, должны были заменяться на пожизненное заключение. Однако в конечном итоге все инициативы в рамках этой программы провалились при обсуждении в парламентах штатов. Медики предупреждали о риске ВИЧ-инфекции, гепатита и других болезней, особенно распространенных среди заключенных. Другие указывали на то, что подобные нововведения могут привести к незаконной торговле органами. Кроме того, общество задалось вопросом о том, не будут ли смертные приговоры выноситься чаще, если таким образом можно будет заполучить добровольных доноров? Знал ли об этом Лонго… теперь останется без ответа.

Всем доброго просмотра.
Tags: *рецензия, жанр: драма, жанр: экранизация, раздел: фильм
Subscribe
promo british_cinema november 30, 2017 14:00 22
Buy for 10 000 tokens
Список сериалов и телефильмов на 2018 год, включающий сериалы британского телевидения и американские, главные роли в которых исполняют британские актеры. Как всегда, ссылка на пост висит в сайдбаре, в правом верхнем углу на главной странице сообщества ( как это выглядит) и время от времени…
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments