Эта традиция началась несколько лет назад с записи murmele. Тогда она объявила пятнадцатое февраля Днем поминовения святой великомученицы Офелии, «бедной глупой девочки, которая умерла за всех нас. А мы все будем за нее жить. Мы пойдем и купим себе цветов, которые нам не подарили наши Гамлеты (все равно мальчики никогда не умеют выбирать цветы), тем более что на следующий день после праздника они дёшевы, и будем жить дальше, и в следующий раз постараемся не требовать от наших Гамлетов невозможного». Поздравляю всех причастных (сочувствующих ему) с праздником, а сама напомню себе и нам, зачем он.
Офелия плывет
в дремучих травах сизых,
и ангелы на ней
стрекозами дрожат
и зеркальца над ней
серебряные держат,
чтоб видела она,
как милосердна жизнь,
как все-таки нежна,
и внемлет нашим просьбам,
и не бросает нас,
когда бросают все,
и терпеливо ждет,
останемся ли живы,
и справедлива к нам,
оставшимся в живых.
А память — воздух, свет,
эфир воспламененный,
вселенский шелкопряд,
соткавший сам себя.
А камень бирюза —
лишь кости голубые,
всего лишь косточки
умерших от любви.
© Юнна Мориц
Всего 158 строк стихотворного и прозаического текста – в одном из величайших драматических образов всех времен. Молодая девочка, девушка, дворянка, дочь, сестра, возлюбленная, подданная. Обреченная на мучения и гибель, как и Гамлет, но ему сегодня (в кои-то веки) никто слова не давал. У нее не так много действия: сцена прощания с Лаэртом и разговор с Полонием (I, 3), рассказ Офелии о том, как ее посетил сошедший с ума Гамлет (II, 1), ее беседа с принцем, когда он отвергает ее любовь (III, 1), их беседа перед представлением «мышеловки» (III, 2) и, наконец, сцена безумия Офелии (IV, 5). Дополнением к ним является рассказ королевы о том, как утонула Офелия (IV, 7). Зато она взаимодействует фактически со всеми ключевыми персонажами, так или иначе. Я уже высказывала, что в определенной степени она еще одно альтер-эго Гамлета, Гамлета до осознания трагедии. То, что сжирает его изнутри, Офелию спалит в одно мгновение. Помните у Рембо (перевод Б. К. Лившица):
Свобода! Небеса! Любовь! В огне такого
Виденья, хрупкая, ты таяла, как снег;
Оно безмерностью твое глушило слово –
И Бесконечность взор смутила твой навек.
Офелия, дитя, обреченное страдать безжалостными взрослыми. Она любит брата – тот поучает её. Любит и почитает отца – тот использует её в своих целях. Подчиняется королю и королеве – они предают ее. Обожает несчастного принца – тот отталкивает, убивает отца, подталкивая к невыразимого чувству вины. Вы осознаете, что у Гамлета с Офелией нет ни одной любовной сцены в пьесе? Только намеки. Зато именно ей в лицо, еще ребенку, этот царственный ханжа (да, я не люблю Гамлета, он мне простил) бросает прочувственный монолог о женщинах. Бесконечный поток обвинений. Красота женщин не имеет ничего общего с добродетелью: «...бог дал вам одно лицо, а вы себе делаете другое; вы приплясываете, вы припрыгиваете, и щебечете, и даете прозвища божьим созданиям и свое беспутство выдаете за неведение. Нет, с меня довольно, это свело меня с ума». Интересно, что мы то понимаем, что это спич в сторону матери, но Офелия, как она могла об этом догадаться. «Я свела его с ума» - вот, что она выносит, водружая на свои плечи бремя вины, непосильное никому.
Конфликт персонажа поразителен – её послушание, правильность, искренность. «Я буду Вам послушна, господин мой», — отвечает Офелия Полонию. Просто хорошая девочка, в каждой из нас жила (и живет) такая. Девочка, которая упрямо верит, что если всё делать правильно и хорошо, то всем хорошо и будет. Всё верно, но происходящее не столь рационально, а нам пора перестать виноватых, тем более в себе самой. Нас обманули, не нужно ничего контролировать. Жить - означает просто жить. Сейчас.
Исследователи часто указывают на отсутствие у Офелии «самостоятельной воли». Позвольте не согласиться. Опыта – да, понимания всей ситуации – да. Но разве грех – не знать, что отец всего лишь карьерист, брат – легкомысленный бонвиван, возлюбленного преследует призрак отца, а король с королевой всего лишь пытаются спрятать в воду своих грехи. Слова Офелии разумны, именно разум откажет ей, когда ситуацию (и без того плачевную) усугубит смерть отца. Очень показательно, что Гамлету так и не приходит в голову, что он – истинный виновник ее безумия и смерти. Нет, не потому что был груб и равнодушен (что сводит с ума и более зрелых, чем Офелия), а потому что открыто обвинил в своем безумии, утвердил в этой мысли, а затем «сделал» девочку повинной в смерти отца. Ведь его убило безумие принца, безумие, до которого «довела» она!
- На дне она, где ил
И водоросли... Спать в них
Ушла, - но сна и там нет!
- Но я её любил,
Как сорок тысяч братьев
Любить не могут!
- Гамлет!
На дне она, где ил:
Ил!.. И последний венчик
Всплыл на приречных брёвнах...
- Но я её любил
Как сорок тысяч...
- Меньше,
Всё ж, чем один любовник.
На дне она, где ил.
- Но я её -
(недоумённо)
любил??
© Марина Цветаева
Офелия гибнет, пытаясь соблюсти интересы всех сторон: верноподданно служа королю, отцу, брату и возлюбленному. Чем больше на нее возлагают, тем виноватей она. Подвела отца, любовника, брата, а вот и бунт. По мне, она была счастлива в своем безумии больше, чем годы до него. Может потому она и убита? Но главное то, что тем она пострадала за всех за нас, верноподданных своим страхам и сомнениям. Кто сказал, что цветы нам должны дарить? А почему их нельзя купить себе. Такие, как нравятся. Тогда, когда хочется. Чтобы самой принести домой, поставить в любимую вазу, позволить себе быть несчастливой. Не почему-то, а просто так.
Офелия в цветах, в уборе
Из майских роз и нимф речных
В кудрях, с безумием во взоре,
Внимала звукам дум своих.
© Александр Блок
Офелия вовсе не была простушкой. Какой бы не была театральная практика, есть изначальный текст. Например, более чем остроумный ответ брату на советы отказаться от Гамлета:
Не будь как грешный пастырь, что другим
Указывает к небу путь тернистый,
А сам, беспечный и пустой гуляка,
Идет цветущею тропой успех.
Поняла ли Офелия в своем безумии, что принц тоже поиздевался над ней? Кто знает, но не зря же она поет песенку о Валентиновом дне, когда встречаются юноши и девушки и начинается любовь между ними, о любви чувственной, той самой, что мужчины обманывают женщин. Признающая свою вину, придавленная ей, она венчает мир цветами. В этой сцене любви больше, чем во всех валентинках мира. Как можно отвергнуть столь щедрый дар? Отныне, мы празднуем День Офелии – как день истинного освобождения от гнета обмана и боли. Нам нужды более страдать, Офелия – отстрадала за нас.
Офелия гибла и пела,
И пела, сплетая венки;
С цветами, венками и песнью
На дно опустилась реки.
И многое с песнями канет
Мне в душу на тёмное дно,
И много мне чувства, и песен,
И слёз, и мечтаний дано.
© Афанасий Фет
Спасибо, eliza_doolittl
Community Info