Цинизм — это юмор в плохом настроении. © Герберт Джордж Уэллс
Особенность Уэллса в том, что он, спустя всё это время, навеки писатель современный. Дело даже не в том, с какой-то точностью писатель «предвидел» некие научные реалии. Всякий, кто читал уэллсовскую «Войну миров», помнит о «тепловом луче» марсиан – их сильнейшем военном оружии. Такой «тепловой луч» долгое время считался чистой фантастикой. Теперь давно изобретен лазер, передающий энергию при помощи концентрированного светового луча. Нет, дело даже не в этом. Универсальность и восхительность героев Уэллса в том, что они словно выхвачены из темноты времени, выдавлены вне его и великолепно существуют в любом. Иногда мне кажется, доживи он до наших дней, был бы первым сценаристом «Черного зеркала». Впрочем, кажется, он и был.
Секрет его бессмертия еще в том, что наш парень был абсолютным самоучкой, жадным до знаний, жадно мечтающим круто изменить свою жизнь. Выйти за рамки своего круга, разорвать все круги на Земле. Что ж, ему это с блеском удалось. В 1895 году вышел в свет его первый роман «Машина времени» – произведение, положившее начало всей мировой научной фантастике. За следующие шесть лет вышли «Остров доктора Моро», «Человек-невидимка», «Война миров», «Когда спящий проснется», «Пища богов», еще несколько повестей и несколько сборников рассказов. Когда увидела свет «Машина времени», Уэллсу было двадцать девять лет. В тридцать пять лет он уже был мировым классиком. В 1906 году Уэллс познакомился и подружился с Максимом Горьким. В том же году Лев Толстой передал Уэллсу через общего знакомого просьбу, чтобы тот прислал ему свои книги.
Хотите еще один интересный факт? 30 октября 1938 года американское радио решило пустить в эфир радиоспектакль по роману Уэллса «Борьба миров». Когда будущие организаторы и участники этого спектакля брались за работу, сомнения перевешивали любой энтузиазм. Им казалось, что роман устарел, и его просто никто не поймет. Все же организаторы сохранили текст Уэллса, но только перенесли действие в США и в 38 год. Эффект оказался самым неожиданным. В Нью-Йорке началась паника. Люди кинулись прочь из города, осаждали полицейские участки и требовали противогазы или просто готовились к смерти. Что я тамговорила о его современности?
История человечества превращается в гонку между образованием и катастрофой. © Герберт Джордж Уэллс
«The Nightmare Worlds of H.G. Wells» был создан каналом Sky к 150-летию писателя. Критики встретили проект немного в штыки, посчитав, что даже звездный состав не оправдывает «традиционной» подачи материала. Везет британцам, им бывает слишком много «классики» на телевидении, но везет и нам, потому что этот «избыток» классичности в формате скорее согрел сердце, чем возмутил. А вот звезд в этом составе и, правда, хватает: Рэй Уинстон («Прах», «Большие надежды», «Генрих VIII», «Король Артур»), Майкл Гэмбон («Гарри Поттер» (Дамблдор), «Эмма», «Доктор Кто», «Случайная вакансия»), Том Гудман-Хилл («Люди»), Руперт Грейвз (кто же не помнит любимого инспектора?), Шон Паркес («Казанова», «Доктор Кто», «Смерть в раю»), Люк Тредэвэй («Убить Боно», «Фортитьюд», «Музыка нас связала», «Загадочное ночное убийство собаки», «Порочные»), Джеймс Уилби («Морис», «Любовник леди Чаттерлей», «Пуаро», «Приключения Шерлока Холмса», «Индевор»). Собственно, это далеко не всё.
Сценарием мини-сериала занимался Грэхэм Дафф, подаривший нам «Гарри Поттер и Дары Смерти» (обе части), эпизоды «Доктора Кто» и «Идеала», а оператором стала режиссер, оператор и сценарист Анна Вальдез-Хэнкс (оператор «Счастливчика» и «Синдиката»). Не стала бы придираться, но упор в сценарии действительно скорее визуальный. Действие неторопливо и очень статично. Не знаю, как вам, а мне сейчас больше, чем в кассу.
Подведем итог: перед нами изящная экранизация нестареющей классики. Четыре мрачных новеллы Уэллса и много хороших актеров. Костюмы, плавное движение любующейся камеры, театральная манера подачи действия и зябкое ощущение дежавю. В моем детстве гербертовские новеллы часто гоняли в радиоспектаклях. Вернешься из школы. Дома еще никого. Заберешься с ногами на кухонный диванчик и с тревогой вслушиваешься в сгущающееся повествование. А за окном начинаются сумерки, и дыхание перехватывает. От страха или восторга? Кто знает.
Community Info